Конспект занятия "Весенние картинки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Представлен конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по теме клмплексно-тематического планирования "Теплые шаги Весны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Весенние картинки»

Подготовительная к школе группа.

Цель занятия.

Комплексное развитие музыкальности детей; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира; создание условий для творческой работы с различными образами.

Задачи.

1. Сопоставлять протекание сезонных явлений на территории своего города с другими регионами.

2. Развивать творческое воображение, способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (эмоционально – двигательными, зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими, графическими образами.

3. Вызвать эмоциональный отклик:

                 а) на контрастную выразительность звучания инструментальных пьес;

                 б) при выполнении творческих заданий;

                 в) при исполнении песен.

4. Развивать способности к певческой, танцевальной, изобразительной импровизации.

5. Активизировать и обогащать речь детей.

6. Выявлять индивидуальные склонности детей к музыцированию, ее поддержание и развитие.

Предварительная работа.

Наблюдение детей за сезонными изменениями в природе.

Разучивание детьми стихов и песен о весне  поэтов В. Спепанова, В. Суслова, Н.Ашукина, П.Образцова.

Рассматривание картин: «Март» И Левитан, «Ранняя весна» И.С.Остроухов,

«Весна» С.А.Виноградов; фотоальбома «Весна в Воркуте», видеофильма «Воркута».

Слушание  инструментальных произведений: «Зимнее утро», «Декабрь» П.И.Чайковский,

«Весна» А.Вивальди, «Весенние голоса. Вальс» Штраус.

Слушание фонограммы «Звуки природы».

Рисование детей с использованием разных изобразительных техник на темы: «Весна», «Подснежник»,  «Бегут ручьи».

 

                                   

                                             Оборудование и материал.

Стулья (по кол. детей), 2 зеркала размером 2Х2метра( для коллективной работы), гуашь и вода в баночках, кисти, пианино, влажные салфетки, ритмические палочки (по кол. детей), магнитофон, синтезатор.

Грамзапись «Апрель» и «Зимнее утро» П.И.Чайковского, диск «Звуки природы»: «Журчание ручейка».


Дети заходят в зал, останавливаются в центре, исполняют песню- приветствие

«Добрый день»

М. р.: Ребята! Мы пригласили сегодня к нам гостей, что бы рассказать им о весне и показать им весенние картинки, которые нарисуем стихами, пением, танцем и красками.  

«Вешний ветер» П.Образцов.

На березе ветер вешний, пролетел, качнул скворечник,

Покачался на сосне, нам поведал о весне,

что весна не за горами, к нам шагая налегке,

Зажурчит в полях ручьями, лед взломает на реке,

 Что вернутся легкой стаей, полетят во все концы,

Звонко песни распевая, голосистые скворцы.

        «Март» П.Образцов.

Улеглись в полях метели в белоснежные постели.

Отдохнуть пришла пора.

У крыльца звенят капели, воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора.

М.р.: …а увидим ли мы такие же весенние приметы, какие описал  нам коми-поэт П. Образцов, если понаблюдаем из наших окон?

В: Я предлагаю подойти к окнам и проверить.

        Наблюдение (рассказ детей о приметах северной весны) 

                                                       

                                              Дети рассаживаются на ковре.

М.Р: Хотите узнать, что случилось на нашей весенней полянке?

    Растопило весеннее солнышко снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где упала капля, показалась зеленая стрелочка, а на ней- бутончик цветка. Смотрит он на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Везде еще снег» Вдруг туча заволокла солнышко, стало холодно и ненастно. Встревожился бутончик: « Как бы не замерзнуть? Наверно, рано я появился».  Но туча ушла. Опять выглянуло ласковое солнышко, запели птицы, зажурчал ручеек и бутончик понял, что появился как раз во время. Стал он пробиваться сквозь снег, раскрыл лепестки и показался нежный голубенький цветок – подснежник. Осмотрелся он и увидел, что рядом из-под снега тянутся к солнышку такие же,  как он, цветочки, робко покачиваясь на ветру. «Как замечательно, - подумал цветочек, что пришла весна, ведь только весной появляемся на свет мы, первые цветы – подснежники!»

Я предлагаю вам послушать, как о весне и подснежнике рассказывает музыка П.И. Чайковского из муз. альбома «Времена года»

Звучит «Апрель. Подснежник»» муз. П.И.Чайковского.

Вы услышали, что вначале музыка звучит трепетно, нежно по-весеннему взволнованно (мелодия исполняется муз.руководителем на синтезаторе). Появляется подснежник. Мелодия звучит в высоком регистре и поднимается все выше и выше – подснежник тянется к солнышку. Музыка переходит в средний и низкий регистр. Звучит более тревожно, ведь не всегда весной светит солнце, бывает и ненастно и холодно. Потом зазвучала  трепетная и легкая, как дуновение ветерка устремленная вверх, полетная мелодия. Вся природа оживает, а подснежники робко и несмело покачиваются от весеннего ветерка и растут, растут. Вы бы хотели еще раз послушать эту пьесу?

Звучит «Зимнее утро» П.И. Чайковского.

Дети: Это совсем другая музыка.

М.Р.: Почему вы так думаете?

Дети: Музыка звучит тревожно, смятенно, жалобно.

Музыка быстрая, вьюжная.

М.Р: Какая картина возникла у вас при слушании?

Дети: Картина ненастного зимнего утра, холодного, неприветливого, темного, ненастного.

Пьеса называется «Зимнее утро» П.И. Чайковского из Детского альбома.

М.Р: А что общего между этими пьесами?

Дети: Сочинил П.И.Чайковский, музыка инструментальная, рисует картины природы.

М.Р: Какая из нарисованных музыкой картин вам нравится и почему?( Ответы детей)

 Мы обязательно еще раз услышим эту пьесу на занятии.

М.Р:  Мы с вами можем нарисовать веселую, радостную картинку весны используя наши голосовые упражнения?

Голосовая картинка «Весна пришла» (упражнения по методике Емельянова)

М.Р: Предлагаю на время покинуть нашу весеннюю полянку и пройти к стульям, потому что там нам будет удобно поиграть с ритмом весенних слов.

Проводится «Игра с весенними словами» муз. Поплянова.

Дети самостоятельно придумывают весеннее слово и пропевают. Выстукивают ритмический рисунок слова ритмическими палочками)

Звучит фонограмма «Журчание ручейка»

М.Р: Послушайте, кто это запел свою песенку?  

Дети: Ручеек.

М.Р: Прислушайтесь, как он журчит: песенка ручейка звучит живо, жизнерадостно, весело.

Дети: А  мы знаем  песню «Шор». На коми языке «шор» - это ручеек.

М.Р: Мы с удовольствием послушаем  ее  в вашем исполнении, но прежде предлагаю вспомнить какой характер у песни и как надо ее исполнять. Где ваши копилочки? Класть в копилку будем только нужные утверждения.

                                «Копилка муз.знаний» (метод Ш.Амонашвили)

1Я утверждаю, что это Коми песня, но мы исполняем  ее на русском языке.

2Я утверждаю, что музыку песни написал коми-поэт ……….

3 Я утверждаю, что стихи сочинил коми-композитор……..

4 Я утверждаю, что характер песни веселый.

5 Я утверждаю, что характер песни жизнерадостный.

6Я утверждаю, что о зиме надо петь громче и смелее.

7Я утверждаю, что мелодия этой песни льется как ручеек, но есть скачки, как будто  ручеек перескакивает с камешка на камешек.

8Я утверждаю, что петь песню надо на высоком звучании голоса.

Исполняется песня «Шор» муз. А.Осипова, сл. С.Попова, пер. А.Вавиловой

 Песенки  поют и перелетные птицы, вернувшись с юга. Вот скворушка к нам прилетел.

В народе говорят, что скворушка приносит весну в наш Коми край на своих крыльях. Я предлагаю вам сейчас стать композиторами и сочинить свою собственную песенку для скворушки на фразу «Весна. Зиме конец. Свистит, поет скворец» (начинает воспитатель)

               Песенная импровизация «К кому скворец прилетел, тот и песенку запел»

Оценка педагога и детей.

М.Р: Как вы думаете, ребята, а кто еще становится композитором весной?

Дети: Сосульки.

М.Р: А почему вы так считаете?

Дети: Каждая сосулька, если прислушаться, поет свою песенку. Крупная сосулька большими каплями поет низким звуком, а небольшая – маленькими капельками  высоким звуком.  Они любят пошалить и бросают капли на прохожих.

М.Р: Предлагаю вам стать шаловливыми сосульками, но наши сосульки будут  еще  и  очень внимательными   и ловкими.

Вокальная физ.минутка «Шаловливые сосульки» (гентерная)

Дети: Мы хотим загадать гостям загадку – спеть песню - картинку.

М.Р: Тогда я предлагаю вернуться на нашу весеннюю полянку.

Исполняется песня « Весенний будильник»

М.Р: Уважаемые гости! Вы догадались о каком будильнике пели дети в этой песенке – картинке. (Ответ гостей)

М.Р: Я обещала, что мы с вами еще раз услышим пьесу П.И.Чайковского «Апрель» Сейчас предлагаю вам не только ее послушать, но и нарисовать своими движениями весеннюю картинку.

        Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Апрель»

                         веселая птичка, которая радуется весне;

жучок, выползающий из-под коры;

паучок, плетущий паутинку;

                          расцветающий подснежник;

                         дерево, которое спало зимой и проснулось весной;

                         снеговик, который тает и превращается в ручеек;

                         солнышко, согревающее все вокруг;

                         медведь, который спал зимой и проснулся от капели.

( в середине музыки дети изменяют образ; нужно узнать: что показал                          каждый из них по сигналу)

М.Р: Как вы считаете, получилась у нас весенняя картинка?

Но увидели ее только мы и наши гости. Хотите ли вы нарисовать красками весеннюю картину, которую увидят  все, кто придет в этот зал. Она станет праздничным оформлением нашего зала.

Рисование  (на зеркалах) «Весенняя  картинка»

М.Р: У вас получились замечательные картины. Как вы считаете, дети, справились вы с заданием? Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий?

Ответы детей

 Я думаю, что ваши картины стали достойным украшением нашего зала.

Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект тема: "Картинка про лето"

План- конспект итогового мероприятия в старшей группе . Первая неделя сентября лексическая тема "До свидания, лето"...

Конспект «У КАРТИНКИ – ДВЕ ПОЛОВИНКИ»

Конспект «У КАРТИНКИ – ДВЕ ПОЛОВИНКИ»Данный материал предназначен для педагогов,которым необходима информация для занятия  в детском саду.        ...

Конспект НОД "Картинки с выставки"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Конспект (технологическая карта) познавательно-речевого занятия с использованием здоровье-сберегающих технологий и квест - игры во 2 младшей группе.

Мною   представлена подробная технологическая карта познавательно-речевого занятия для малышей с элементами квест-игры, в котором активно используются здоровье-сберегающие технологии (самома...

Конспект, технологическая карта и самоанализ подвижной игры «У медведя во бору» для 2 младшей группы.

Уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию конспект, технологическую карту и самоанализ игры "У медведя во бору" 2 младшая группа....

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...