Речевые игры.
методическая разработка по музыке по теме

Боброва Людмила Алексеевна

 

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_sayta.docx22.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895 – 1982 гг.). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России. Использование речевых игр рекомендовано в методическом пособии для коррекционных садов «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой. Речевые игры способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

   Задачи: 

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
  1. эмоциональную отзывчивость на музыку;
  2. слуховое внимание;
  3. музыкальную память;
  4. ладовое чувство;
  5. тембровый, звуковысотный  и динамический слух;
  6. чувство ритма.
  1. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  2. Развивать у детей звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.
  3. Улучшать дикцию детей.
  4. Укреплять голосовой аппарат.
  5. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
  6. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

   Речевые игры используются с учетом общедидактических и специфических принципов.  

   Общедидактические принципы.

  Принцип систематичности.  Логопедическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер.

    Принцип сознательности и активности. Активность детей стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки или речевого текста, игровой формой проведения упражнений.

    Принцип наглядности. Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом.

    Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. В логопедическом саду часто приходится занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней и даже младшей группы. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных занятий. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость детей с нарушением речи.

     Принцип постепенного повышения требований. Определяет постановку перед детьми все более трудных новых заданий. В процессе выполнения этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков. Совершенствуется моторика, нормализуется темп и ритм движений.

     Специфические принципы.

    Принцип учета симптоматики. Предусматривает учет диагноза заболевания детей. Так для детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одни и те же движения учить большой период времени. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. Они быстро усваивают учебный материал.

    Принцип развития. Предполагает развитие личности ребенка с речевой патологией.

    Принцип всестороннего воздействия. Обуславливает общее влияние на организм. Ритмические средства повышают общую тренированность организма.

    Принцип комплексности. Предполагает связь использования речевых игр  с другими медико – психолого – педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

    Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания и коррекции функциональных систем детей с речевыми расстройствами.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, шумовых, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Тексты, подбираемые  для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, звукоподражаний – «трух-тух-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Ее истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актеры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста.

Речевые игры проводятся в непосредственно образовательной деятельности «Музыка», в свободной самостоятельной деятельности детей.

                                         

     К концу года дети могут:

  1. Передавать основные средства речевой выразительности: темп, динамику, регистр, метроритм.
  2. Ориентироваться в пространстве: перестроение в круг, в парах и друг за другом, построение в шеренгу и колонну, в несколько кругов, находят свободное место в зале.
  3. Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях под произносимый стихотворный текст.
  4. Самостоятельно начинать и заканчивать (синхронизировать) движения  с речью.

Список литературы.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт – Петербург. 2000.
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. СПб. «Детство-пресс» 2001.
  3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. «Гном-Пресс» 1999.
  4. Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой, Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2002
  5. Н. Щербакова, Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. – Музыкальный руководитель. – 2005. - №  3;
  6. О. Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...