Тематическая разработка "В мире музыки и сказки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Коробова Ольга Васильевна

Педагогическое мероприятие из системы музыкально-игровых сценариев "Ручеек радости"

Видеоролик к данному занятию можно найти в разделе "Видео"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_muzyki_i_skazki.docx42.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Республиканский  конкурс «Планета открытий – 2013»


Тема: «В мире музыки и сказки»

Номинация: занятие с использованием

информационных технологий

Возраст детей: старшая группа

Коробова Ольга Васильевна

музыкальный руководитель

Содержание

                                                                   

Введение   …………………………………………………………………….3                  

Основная часть………………………………………………………………..5

Заключение ……………………………………………………………………11

Список используемых источников…………………………………………..12

Приложение

Введение.

Научная основа. 

Данное занятие входит в систему музыкально-игровых сценариев по развитию эмоциональности старших  дошкольников «Ручеек радости» (автор-составитель Коробова О.В.), разработанной на основе личностно-ориентированного подхода, составленной по принципу интеграции образовательных областей. Методическая разработка решает ряд комплексных задач по развитию эмоциональной отзывчивости, формированию художественно-нравственных ценностей старших дошкольников и разрабатывалась  в опоре на следующие программы: «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Начала мудрости» А.Лопатина, М.Скребцова, «Тропинка к своему я» О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина. В процессе реализации данной системы происходит формирование  интегративных качеств дошкольников  через комплексно-тематическое планирование по нескольким направлениям. Предлагаемое  занятие посвящено миру сказок.

Актуальность.

 Интегрированный подход, основанный на восприятии музыкальных и художественных произведений является эффективным педагогическим условием развития эмоционально-нравственной и речевой сфер дошкольников.

В целом, актуальность интегрированного музыкального занятия можно рассматривать в следующих аспектах:

– музыка стимулирует зрительное, слуховое восприятие, совершенствует общую моторику, координацию движений, развивает ориентировку в пространстве, устойчивое внимание, элементы произвольной деятельности, речевую активность;

- использование сказки в интегрированном занятии позволяет детям прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции, оценить поступки сказочных героев;

 – эмоциональная сфера ребенка обогащается положительными переживаниями, связанными с не только с музыкой, но и другими видами искусств, включенными в педагогические мероприятия с детьми;

– происходит стимуляция врождённых творческих задатков ребенка: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,  двигательного творчества, творчества в продуктивной деятельности;

 – формируются элементарные представления о связи музыки, сказки, эмоциональных переживаний, движения, что способствует формированию целостного восприятия окружающего.

Важно и то, что учитывается тот фактор, что среди учащихся есть дети аудиты, визуалы и кинестетики, а подобные музыкальные занятия затрагивают всех детей, занятие предполагает разнообразные виды деятельности, более того, занятие имеет артпедагогическую направленность.

Интеграция музыки и сказки является наиболее эффективным средством для демонстрации главной темы:  «Кто добрее, тот сильнее».

Новизна.  

Новизна заключается в сочетании принципа интеграции образовательных областей,  ИКТ-технологии,  элементов арттерапевтического метода (пескотерапия). Сюжетная линия данного педагогического мероприятия выстроена по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Для большей эффективности восприятия в занятие включены видеофрагменты из мультипликационного фильма «Снежная королева» (режиссер Л.Атаманов, 1957 ), отражающие наиболее яркие моменты темы: борьбу добра и зла, и в итоге, победу добра.

 Взаимосвязь всех видов деятельности на занятии делает его целостным для детского восприятия и для нахождения эмоционального отклика в душе каждого ребенка.

Краткая аннотация.  

Это музыкальное занятие для детей 6-7 лет с использованием мелодекламации, активного разучивания песни, восприятия музыкального произведения, творческой импровизации, активным слушанием музыки с элементами пескотерапии.

Механизм и продолжительность реализации.

 Занятие проводится в форме интегрированной непосредственно-образовательной деятельности и его продолжительность 20-25 минут.

Степень распространенности.    

 Прежде всего, возможно проведение данного занятия в детском саду, на родительском собрании, а также  в качестве открытого занятия на районных методических объединениях, на курсах повышения квалификации с последующим обсуждением.

 Занятие демонстрировалось на III Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года  - 2012» в  Центре развития ребенка – детском саду №1844 г. Москвы.  

В настоящее время данное занятие готовится к публикации в журнале "Игры и игрушки".

 

Конспект занятия

Зал оформлен на зимнюю тематику.

Зонирование зала: зона для приветствия и беседы, зона для просмотра видео, зона для активного пения, зона для рисования песком (столы с коробочками), зона   для мелодекламации и творческой двигательной импровизации, зона для рефлексии.

 Цель – формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к художественным образам.

Задачи:

-формирование познавательной активности детей в музыкальной деятельности;

- развитие эмоциональных переживаний и чувств детей через восприятие художественного и музыкального произведений;

- активизирование  умение детей выражать свои впечатления через вербализацию и продуктивную деятельность

Планируемый результат: пробудить в детях сочувствие, сопереживание, подвести к пониманию эмоционального содержания произведений, помочь каждому ребенку  выразить свои внутренние впечатления через разные приемы (вербализация, через нетрадиционную технику рисования, двигательную импровизацию), доставить детям радость от совместной деятельности и общения.

Формы деятельности

Содержание деятельности

Вход под музыку

Приветствие

Просмотр видофрагмента №1 мультфильма «Снежная королева»  по мотивам сказки Г.Х.Андерсена

Дети заходят в зал под музыку «В гостях у сказки» (с 1 -  18 сек)

М.Р.– Здравствуйте, друзья! Меня зовут Ольга Васильевна. Думаю, что мы сегодня проведем время очень интересно. Любите ли вы сказки? А какая сказка самая любимая? (Ответы детей)

М.Р.– Хотели бы вы сейчас попасть в сказку? С помощью чего мы можем оказаться в сказке?

Дети – волшебства, волшебной палочки, волшебных слов.

М.Р.– Чтобы попасть в сказку надо всей душой, всем сердцем верить в чудеса. И произнести волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?

Дети предлагают, произносим волшебные слова, предложенные детьми.

Включается видеофрагмент №1

(с 19  - 49 сек.)

Беседа по безопасности

М.Р. – Вы узнали сказку?

Дети – это сказка «Снежная королева» Г.Х.Андерсена (показ портрета)

М.Р. - Ребята, скажите, как мы здесь себя чувствуем?

 Дети – здесь холодно, страшно, но вместе с тем красиво.

М.Р. – но почему же такая красота не привлекает? Чего не хватает красоте Снежной Королевы?

Дети - В ней нет тепла, любви, доброты.

М.Р. – Друзья, давайте вспомним, кого увезла Снежная королева к себе во дворец?

Дети – мальчика Кая.

М.Р. –Друзья, а правильно ли поступил Кай, поехав вслед за Снежной королевой?

Дети –Не правильно, опасно ехать с незнакомыми людьми.

Беседа о безопасном поведении.

М.Р. –Но Кай совершил такую ошибку  и что с ним произошло?

Дети – его сердце чуть не превратилось в кусочек льда

Просмотр видеофрагмента №2 

из мультфильма «Снежная королева»

М.Р. – В царстве Снежной королевы нет никаких чувств.

Включается видеофрагмент  №2

(с 49 сек.  – 1 мин.15 сек.)

М.Р. – Можно ли прожить без радости, любви, красоты?

Дети – нет, Каю надо помочь!

М.Р. – Какие чувства вы бы подарили Каю?

Дети – добрые, радостные

М.Р. – Что же такое радость?

Дети – Когда друзья рядом, когда весело, все играют, смеются.

Активное пение «Улыбка» муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского

М.Р. – А еще когда поют добрые, веселые  песни и все улыбаются.

М.Р. – Предлагаю вам поиграть в кругу. Я уду ходить по кругу, петь веселую, добрую песню, а когда я кого-нибудь из вас возьму за руки, тот мне поможет пропеть песенку.

Активное разучивание песни «Улыбка»

М.Р. – Подарим песенку Каю! (пропевание).

М.Р. - Замечательно исполнили добрую, радостную песню про улыбку!

Слушание «Вальс снежных хлопьев»

муз. П.И.Чайковского с просмотром видеофрагмента №3

Тише…Прислушайтесь…В царстве Снежной королевы никто никогда не танцевал. И вдруг от нашей доброй песни снежинки стали кружиться. Полюбуемся Вальсом снежных хлопьев под музыку замечательного композитора П.И.Чайковского (показ портрета)

Слушание отрывок «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, видеофрагмент №3

(1 мин.16 сек. – 2 мин. 31 сек.)

М.Р. – вам понравилась эта музыка? А какой танец они танцевали?

Дети – Вальс.

М.Р. - Какие чувства вы испытывали, когда слушали вальс снежных хлопьев? Какая музыка по характеру?  

Дети – красивая, мягкая, легкая, плавная, кружащаяся, светлая, вальсовая, танцевальная.

М.Р. - А поможет ли музыка Каю вспомнить забытые чувства?  Дети – да.

М.Р. – Покружимся, потанцуем под эту чудесную музыку.

Дети под музыку импровизируют

(фортепианное сопровождение)

Творческое задание рисование пальчиками в коробочках с песком

М.р. –как плавно, легко и нежно вы двигались. А пальчиками мы можем нарисовать музыку вальса? Мы даже можем расколдовать заколдованные Снежной королевой льдинки, чтобы они засверкали, заискрились под музыку. Нам помогут волшебные коробочки. Слушайте музыку – она подскажет вам как надо рисовать!!!

Творческое задание – рисование песком под музыку. (2 мин.32 сек. – 3 мин.45 сек.)

М.Р. -  полюбуемся – красиво? У каждого получилась необыкновенная картина!!!

Мелодекламация, «хор рук» «Звезды» муз. А.Рыбникова, сл.А.Хайта видеофрагмент №4

М.Р. – Что почувствует Кай, посмотрев на наши картины?

(ответы детей)

М.р. – Но мы с вами совсем забыли о маленькой девочке. Кто она?

Дети – это Герда, она ищет своего друга

М.Р.(под музыку) - в царстве снежной королевы наступает ночь, и звезды, освещая ей путь, опустились так низко, что мы можем взять их, согреть своими теплыми ладошками и потанцевать.

Мелодекламация «Звезды», видеофрагмент №4. (3 мин. 46 сек. – 6 мин.06 сек.)

  1. Над землею ночью поздней, только руки протяни

Ты ухватишься за звезды – рядом кажутся они.

  1. Над землею ночью поздней, только бросишь в небо взгляд

Ты увидишь, словно гроздья там созвездия висят.

  1. Можно взять перо павлина, тронуть стрелки на часах

Покататься на дельфине, покачаться на весах

  1. Над землею ночью поздней, только руки протяни

Ты ухватишься за звезды – рядом кажутся они.

(А.Хайт)

Танцевальная импровизация

Просмотр видеофрагменты № 5, 6

М.Р. –Произойдет ли чудо? Дети – да!

Включается видеофрагмент №5

(6 мин.08 сек. – 6 мин. 32 сек.)

М.Р. – Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство.

 Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его.

М.Р. – А что же Снежная королева?

 Дети – она растаяла.

Видеофрагмент №6

 (6 мин. 33 сек. – 6 мин. 57 сек.)

Дарит сказка волшебство учит быть нас всех мудрее,

Там добро накажет зло кто добрее, тот сильнее.

М.Р. – Чудо произошло. Что же сделали мы с вами, чтобы оно свершилось?

Дети – мы подарили Каю радость, красоту и любовь, помогли встретиться друзьям.

Рефлексия «Звездочки»

М.р. – нам сказка дарит звездочки, согретые нашим теплом и добротой, если вам понравилось в сказке – помашите звездочкой.

М.Р. – Нам пора возвращаться. Произнесем волшебные слова: «В ладоши мы хлопнем - раз-два-три, сердце свое для добра распахни!» (или предложенные детьми)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

 (7 мин.00 сек. – до конца)

М.р. -  Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра!!! А на память мне хочется подарить вам книгу Г.К.Ясакова «Воткинские рассказы о Чайковских», из нее вы узнаете о детстве П.И.Чайковского и знаменательных событиях в жизни семьи Чайковских. А также диск с записями произведений П.И.Чайковского, чтобы вы могли чаще слушать его замечательную музыку. До свидания!

Дети выходят из зала под спокойную музыку. 

Оборудование: ЖК-телевизор с пультом управления (можно экран, проектор и ноутбук), столы, коробочки с песком, звездочки для мелодекламации и «хора рук», звездочки для рефлексии, портреты П.И.Чайковского, портрет Г.Х.Андерсена, книга о П.И.Чайковском.

Примечание: в скобках даны временные промежутки видеофрагментов, при проигрывании видеофрагментов следует ставить «паузу» после каждого просмотренного  фрагмента. Лучше пользоваться пультом управления от проигрывающего устройства, так как это наиболее удобно, позволяет управлять проигрывающим устройством на расстоянии.

Заключение

Данное интегрированное занятие показало оптимальное использование принципа интеграции образовательных областей, ИКТ-технологии, элементов арттерапевтического метода (пескотерапии) и мелодекламации в работе со старшими дошкольниками.

В процессе реализации интегрированных занятий дети получают знания об эмоциях и эмоциональных состояниях, расширяется опыт эмоционального взаимодействия детей. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. На интегрированных музыкальных занятиях дети получают возможность «проживать» свои эмоции в различных ситуациях. И особенно эффективно это происходит при  использовании интеграции средств музыки и сказки. Параллельно идет работа над развитием музыкальных способностей : умение различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, а также развитие образной речи дошкольников. Такие музыкальные занятия носят ярко выраженную коммуникативную направленность, расширяют «ассоциативный словарь», улучшают артикуляцию, фонематический слух через говорение, пение, музыкальные игры, сказки, ритмопластику, пантомиму, ритмические и логоритмические упражнения, музицирование.

Эмоциональная культура есть часть общей культуры. Развивая эмоциональную культуру ребенка, мы помогаем его социализации в современном обществе, так как чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.

Список используемых источников

  1. Indev/stikhi_o_kosmose/0-9
  2. Teramult.org.ua/mult/1957_su_sneshnaya.koroleva/

В качестве приложения предлагается видеоролик, записанный в киностудии  Windows Live Movie Maker.

МБДОУ «Шарканский детский сад №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-тематического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «В мире музыки»

Музыкально-тематическое развлечение на закрепление знаний музыкальной грамоты. Тема "Мажор - Минор"...

Методическая разработка на основе использования интерактивных технологий Mimio Studio "В мире музыки и цвета"

Данный проект ставит цель обогощения эмоционального опыта  детей посредством искусства, развитие воображения, наблюдательности, музыкально-цветового восприятия, эстетического вкуса. Задания, пред...

Методическая разработка на основе использования интерактивных технологий Mimio Studio "В мире музыки и цвета"

Данный проект ставит цель обогощения эмоционального опыта  детей посредством искусства, развитие воображения, наблюдательности, музыкально-цветового восприятия, эстетического вкуса. Задания, пред...

"Тематическая неделя "В мире Музыки"

Организация летнего отдыха дошкольников в рамках тематических недель очень полезна и интересна. Каждую неделю дети подробно знакомятся с окружающим миром :неделя воды. воздуха, растительного мира, цве...