Главные вкладки

    "Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"
    материал по музыке по теме

    Моисеенко Инесса Георгиевна

    Сообщение из опыта работы музыкального руководителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сообщение из опыта работы:

    Музыкальный руководитель

    Моисеенко И. Г.

    МДОУ «Детский сад

    комбинированного вида № 74»

    г. Энгельса Саратовской области

    2009

    Задачи экологического воспитания:

    - формирование у детей соответствующего по этой проблеме сознания;

    - усвоение знаний в живой природе;

    - гуманное отношение к ней включаются и в музыкальную деятельность детей.

    На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Начиная с первого квартала учебного года (осенний период), музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней природе, погоде, включаю песни, игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы» муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания детей. Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой. Например:

    Слушание + музыкально – ритмические движения

    (услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц)

    Для воплощения этой задачи использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи.

    Другой вид музыкальной деятельности  - пение, может переходить в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценирование песен, игр. Например, игра «Музыкальный котик» - в этой игре сочетаются и пение и движение.

    Слушание + игра на музыкальных инструментах. Задача этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Например, песня Дубравина «музыка в лесу», в припеве дети подбирают шумовые инструменты и «озвучивают» песню, где  каждый инструмент подражает своему персонажу: песня птицы (Чиви – чиви) -  её можно озвучить на треугольники; песня пчелы (жу-жу) – обыграть её на бубне; стук дятла – кастаньеты, а песню соловья колокольчик. Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили на занятиях с воспитателями, я закрепила их на музыкальных занятиях с помощью музыки, шумовой записи «Звуки лева», «Голоса птиц», рассматривания иллюстраций по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети смогли проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.

    Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление  об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

    Слушая музыкальные произведения, изображающие животных, птиц

    ( «Улетают журавли» муз. Лившица, «Слоновый балет» муз. Чебакова) дети  подготовительной группы находят в музыке характерные черты образа, опираясь на средства музыкальной выразительности ( темп, регистр, интонации звуковедения). Если слон большой и неуклюжий – то и звучит музыка тяжело в нужном регистре. А прощальное курлыканье журавлей передает мелодия нежного, печального характера с повторяющимся мелодическим рисунком в минорном ладу.

    В средней группе, инсценируя песню «Приключение в лесу» муз. Филиппенко, дети не только различают оттенки настроений, характеры образов (зайчик трусливый, лиса хитрая, охотник храбрый). Они умеют передавать в образных движениях и интонацией голоса черты и характер персонажей, участвующих в музыкальном произведении, у них формируется положительно – эмоциональное отношение, т. е. любовь к живому существу и стремление его защитить.

    В песне «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой формируются навыки пения и закрепляются знания детей о подготовке животных к зиме. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в природе, жизни и музыке, помогают другие виды искусств (поэзия, живопись).

    Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, на музыкальных занятиях для лучшего восприятия и представления образа, как заинтересовывающий и обучающий момент, использую художественное слово, иллюстрации (т.е  прослеживаются межпредметные связи). Допустим, слушание музыки программного содержания «Осенний дождь» - читаю стихотворение русского поэта «Стекают с веток капли дождевые, как будто плачет каждый лист…»Музыкальные произведения перекликаются с этим поэтическими строками, выражающими грусть. На занятиях закрепляю знания детей народных примет, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью,; какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?..» - с этих вопросов зачастую начинается музыкальное занятие, далее переходящие к слушанию музыки, соответствующей погодным явлениям за окном (дождь, листопад  т. д.). Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

    В течение учебного года во всех возрастных группах проводятся экологические праздники и развлечения («Осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка-зима», «Весна-красна», «День рождения Земли», «Здравствуй, мир!», «Все мы друзья природы и др.), где музыка играет ведущую роль. Окружающий мир, воплощенный в музыке -  это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир – мне хотелось бы этого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

    "Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

    Роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников

    "Без  творчества  немыслимо  познание  человеком  своих  сил, способностей, наклонностей." В.А.Сухомлинский. Творческие  способности - это  индивидуальные...

    Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.

    Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Он...

    РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный эт...