КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РИТМИКЕ
материал по музыке (старшая группа) по теме

Павленко Елена Александровна

 

                    Актуальность темы.

 

   Мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза. Ведь красота движения и ребёнка, и взрослого, прежде всего в естественности, целесообразности, непринуждённости, выразительности и одухотворённости. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.

   И главное, на что должен быть нацелен педагог – приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

   Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.) В то же время, движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

   Мы хотим представить опыт развития музыкально – ритмических движений в старшей дошкольной группе.

В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движение – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

 

                                 Задачи работы.

 

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

 

 

   Задачи, работы, в соответствии с программой А.И. Бурениной.

 

1. Развитие музыкальности

   воспитание интереса и любви к музыке

   обогащение слушательского опыта

   развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение

   развитие умения передавать основные средства музыкальной        выразительности

   развитие способности различать жанр произведения – плясовая песня,    марш.

 

2. Развитие двигательных качеств и умений:

   Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ.

 

3.  Развитие умений ориентироваться в пространстве: на основе танцевальных композиций.

 

4.Развитие творческих способностей:

   развитие умений сочинять несложные плясовые движения

   формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку

 

5. Развитие и тренировка психических процессов:

   тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов

   развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий

   развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике

 

6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

   воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам

   воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий

   воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослым, выполнять все правила без подсказки взрослых

 

 

 

                        Этапы работы.

 

Для реализации задач работу условно делим на 3 этапа.

 

На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творческих способностей к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.

 

 

Преемственность. Использование музыкально – ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса.

 

   Ритмические композиции используются не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.

   Опытный педагог средствами ритомопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально – ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток. На занятиях природоведческого содержания – творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы.

   Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как её назначение – привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу.

   На утренней зарядке необходимо давать детям определённую нагрузку. С учётом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.

   На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе, а также как игры.

   Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.

   На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых разных вариантах: как вводную часть занятия либо заключительную, в процессе слушания музыки и определения её жанра и т.д. Главное – активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.

   Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выглядеть.

   Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему, и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий.

 

 

 

 

 

   

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

консультация для родителей по ритмике

Материал для родителей, дети которых посещают дополнительные занятия по ритмике в детском саду....

Консультация для родителей значение ритмики для развития детей «Вот как мы плясать умеем, своих ножек не жалеем!»

Консультация для родителей  значение ритмики для развития детей «Вот как мы плясать умеем, своих ножек не жалеем!»      ...

Консультация для родителей "Танцевальная ритмика"

Положительные советы о пользе спланированных движений под музыку...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка"...

Консультация для родителей "Значение ритмики для ребенка"

Танцуйте вместе со своими детьми, получайте массу удовольствия....

Консультация для родителей: "Значение ритмики для дошкольников"

Консультация для родителей: "Значение ритмики для дошкольников"...