Интегрированное занятие в старшей группе «Бабочки вокруг нас» (музыка + экология)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Ушакова Наталья Алексеевна

Интегрированное занятие было опубликовано в материалах фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2011/12 учебного года. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Способствует формированию интереса к окружающему миру, реалистическому представлению об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы. Занятие помогает закрепить полученные знания детей о бабочках. Способствует развитию чувства ритма, воображения, снятию психоэмоционального напряжения, обогащает речь детей.

Интегрированное занятие предназначено для детей старшей группы.

Способствует формированию интереса к окружающему миру, реалистическому представлению об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы. Занятие помогает закрепить полученные знания детей о бабочках. Способствует развитию чувства ритма, воображения, снятию психоэмоционального напряжения, обогащает речь детей.

Интегрированное занятие предназначено для детей старшей группы.

Способствует формированию интереса к окружающему миру, реалистическому представлению об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы. Занятие помогает закрепить полученные знания детей о бабочках. Способствует развитию чувства ритма, воображения, снятию психоэмоционального напряжения, обогащает речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе «Бабочки вокруг нас»

(музыка + экология)

Ушакова Наталья Алексеевна, музыкальный руководитель. № 231-119-390

Цель:  формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы.

Задачи:

1) обучать (через опосредованные формы работы) умениям и навыкам взаимодействия с природой, с насекомыми;

2) развивать мелкую моторику, умение выполнять движения без лишнего напряжения в кистях рук, способствовать укреплению мышц пальцев и ладоней;

3) способствовать развитию чувства ритма, воображения, проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен;

4) развивать словарный запас, связную речь, активизировать словарь («чешуйки», «хоботок», названия бабочек);

5) вызвать чувство эмпатии средствами проникновения ребёнка в роль бабочки, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

 Оборудование:

  1. Игрушка Бабочка;
  2. Для тренинга: детский костюм Бабочки (крылья, ободок-усики), детские разноцветные гольфы, лёгкие шарфы (на каждого ребёнка);
  3. 2-3 пары детских перчаток разного цвета; ширма;
  4. Магнитная доска, картинки бабочек на магнитах;
  5. Дидактическое пособие «Гусеница» [4];
  6. Для танца: костюмы бабочек (крылья и усики), сачок, бейсболка.

Предварительная работа:

  1. Беседы о жизни бабочек, их строении, развитии и т.д.;
  2. Аппликация, рисование на тему «Разные бабочки»;
  3. Разучивание музыкального репертуара, стихотворения «Добрый великан» Е. Серовой;
  4. Проведение психологических тренингов «Мы гусеницы», «Жук вверх ногами» [7, с.16,17]

Ход занятия

Дети свободно входят в музыкальный зал, рассаживаются на места.

Музыкальный руководитель (предлагает отгадать загадку):

            Я нарядная такая - на цветок похожа я.

            Я летаю, я порхаю на поляне у ручья.

(М. Вштуни, пер. с армянского Н. Козловой)

Правильно, это бабочка. И сегодня мы поговорим о бабочках. Посмотрите, какая красивая бабочка у меня (показывает игрушку-бабочку), давайте вспомним, что мы о ней знаем.

Игра «Бабочка в ладошке»

(дети по очереди передают игрушку-бабочку, рассказывая всё, что знают об этих насекомых. Например, 1) бабочка – это насекомое, 2) на крыльях у неё есть чешуйки, 3) у бабочки есть хоботок, 4) она появляется из куколки, 5) питается нектаром, 6) они лучшие опылители растений, 7) бабочка похожа на цветок и так далее).

Музыкальный руководитель: давайте расскажем о бабочке с помощью музыки и наших пальчиков.

Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки»

сл. Н. Френкель, муз. М. Раухвегера, движения автора [1,с. 26]

1. Золотые усики,               (руки вверх на уровне груди, все пальцы широко  

                                                     расставить, быстро шевелить пальцами)

    Глазки словно бусинки,    (соединить большой и указательный пальцы

                                                 каждой руки отдельно в «колёсико» - глазки)

    Крылья расписные, -                               (кисти рук скрещены, помахать

    Мы бабочки лесные!                                      кистями рук, как крыльями)

2. Хоботки точёные,             (соединить большой и указательный пальцы

                                            обеих рук, остальные пальцы сжаты в  кулаки.                

                           Соединёнными пальцами выполнять круговые движения)

    Лапки золочёные,         (ладошки обеих рук переворачивать вверх-вниз)

    Крылья расписные –                               (кисти рук скрещены, помахать

    Мы бабочки лесные!                                      кистями рук, как крыльями)

Музыкальный руководитель:  ребята, мы знаем, что бабочка не сразу рождается такой красивой. Предлагаю вам вспомнить историю о том, как появляется бабочка.

Эколого-психологический тренинг «Появление бабочки»

звучит спокойная музыка, девочка-бабочка «порхает» по залу, музыкальный руководитель рассказывает историю, а дети выполняют соответствующие  движения по тексту:

«Жила была очень красивая бабочка, она летала над цветочной поляной и когда стала взрослой – отложила под листочком яички. Вскоре из яичек появились личинки-гусеницы (дети надевают на руку гольф и изображают ползающих гусениц). Гусеницы так много едят, что увеличиваются в тысячу раз! Ребята, покажем какая выросла большая гусеница (дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего)»

Упражнение «Гусеница» [2, с.152]

(под музыку упражнения «Большие и маленькие ноги» В. Агафонникова)

муз. руководитель продолжает рассказ: «Гусеница сбрасывает с себя кожу (дети снимают с руки гольфы и берут разноцветные шарфы из лёгкой ткани) и превращается в куколку (дети накрываются шарфами), а из куколки - в прекрасную бабочку.

Танцевальная фантазия «Бабочки» [3, 47]

(на музыку О. Миньон «Мерлей»)

Музыкальный руководитель:  вот так интересно рождается бабочка!

Посмотрите, какая весёлая гусеница появилась на полянке (обращает внимание детей на фланелеграф, где выложено пособие для развития чувства ритма  «Гусеница»).

Ритмическая игра «Гусеница» [4, с. 31]

Музыкальный руководитель:  у каждой бабочки есть своё название. Вспомните, каких бабочек вы знаете?

Словесная игра «Бабочки вокруг нас»

(дети выбирают картинку-бабочку, называют её имя и прикрепляют к магнитной доске. Например, Лимонница, Желтушка, Павлиний глаз, Крапивница, Голубянка, Адмирал)

Музыкальный руководитель:  а чтобы ещё лучше запомнить названия бабочек, споём про них песню.

«Песенка Бабочки» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [5, с. 158]

Музыкальный руководитель:  у бабочек тоже бывает разное настроение, как и у нас с вами. Им может быть весело, а может – грустно. Давайте попробуем передать это настроение под музыку. (Часть детей, 2-3 человека, надевают разноцветные перчатки и исполняют на ширме фантазию для рук).

Музыкальная фантазия для рук  «Бабочки»  [3, с. 17]

(на музыку Л. Бетховена «Весело-грустно»)

Музыкальный руководитель: а сейчас я предлагаю проверить, какие вы внимательные.

Подвижная игра «Превращение бабочки»

(По командам водящего дети меняют движения: 1) «Бабочка» - бегают-летают      по      залу,        2) «Куколка» -    останавливаются   и   замирают,

3) «Гусеница» - двигаются в полуприсяде, поставив руки на пояс. Дети, допустившие ошибку, выходят из игры).

Музыкальный руководитель:  посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на «полянку», как они красиво танцуют.

 Танец «Бабочки» [6]

(на музыку «Жар-птицы» В. Косма. Движения танца авторские, исполняют 4 девочки и 1 мальчик, имитирующий ловлю бабочек сачком.)

Музыкальный руководитель:  Что это за мальчик? чего он не знает? (ответы детей: нельзя ловить бабочек, они погибнут…)  Ребята, мы сегодня много интересного вспомнили про бабочек, в заключение нашего занятия послушаем стихотворение «Добрый великан» (читают дети)

Стихотворение «Добрый великан»

Я шагаю по лужайке -

 Великан в трусах и в майке,

 Сверху ясно мне видна

 Вся Зеленая страна,

     Вот улитка - добрый гномик,

     На себе таскает домик,

     Вот квартирка для жука -

     Дырка старого пенька.

 Вот стоит высотный дом -

 Муравьи хлопочут в нем,

 Вот цветок ромашки -

 В нем живут букашки.

     Эта малая страна

     Вся кругом заселена!

 Если я, великан,

 Захочу,

 Как лихой ураган

 Налечу!

     Все дома я могу

     Разломать!

     Всех жильцов на лугу

     Растоптать!

 Если я захочу ...

 Только я не хочу!

 Я - добрый великан.    

                                     (Е. В. Серова)

Дети под музыку выходят из зала.

Список литературы:

  1. Каплунова И. Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поём. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2004, с. 26.
  2. Каплунова И. Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2008, с. 152.
  3. Каплунова И. Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор. -  2000, с. 47.
  4. Каплунова И. Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2007, с. 31.
  5. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис-пресс.- 2002. – 240 с.
  6. Танцевальная ритмика 5. Суворова Т. СD-диск. – СПб. – 2007, трек 16.
  7. Эколого-психологический тренинг. Мартынова Л. // Обруч. – 2004. - № 2, с.16-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Интегрированное занятие в старшей группе (экология, развитие речи)

« Осенняя сказка»Учить детей правильно строить предложения, соблюдать порядок изложения мысли. Воспитывать интонационную выразительность речи.Проводить дифференциацию звуков [з] и [с].Учить пони...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимнее путешествие» (экология, музыка, развитие речи)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе«Зимнее путешествие»(экология, музыка, развитие речи)Цель:1. Закрепить знания детей о времени года – зиме, о явлениях природы, которые происходят в эт...

Интегрированное занятие в старшей группе "Разноцветные бабочки на полянке"

Цель: С помощью нетрадиционной техники исполнения аппликации развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности, поиск новых образов на основе ладони. Учить создавать композиции из получ...

Занятие в средней группе "Бабочки вокруг нас"

Цель:- формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о строении и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы.-развить интегративные качества  личности дошко...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему «Веселые бабочки»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему "Веселые бабочки"...