Доминантное занятие по развитию музыкального творчества старших дошкольников "Милютинская ярмарка"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Захарчук Наталья Борисовна

Конспект доминантного занятия по развитию музыкального творчества старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия808.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доминантное занятие для старших дошкольников

Милютинская ярмарка

Провела:

 музыкальный руководитель

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №113»

г.Череповца

Захарчук Наталья Борисовна

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1) продолжать учить сочинять окончание мелодии, завершать ее на тонике ;

2) продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;

3) закреплять навыки двигательной импровизации (выразительная передача образа, отражение в свободном дирижировании средств музыкальной выразительности, составление мини-композиции пляски);

4) воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу, его истории.

Предварительная работа: Дети знакомятся с историей г.Череповца, его первым главой – И.А.Милютиным. Узнают о традиции проведения осенью в городе Милютинских ярмарок. Знакомятся с произведениями вологодского композитора В.Гаврилина.

Ход занятия:

Перед занятием дети получают приглашение на Милютинскую ярмарку. Еще раз вспоминают, что это такое и отправляются в музыкальный зал. Он оформлен как ярмарочная площадь. Вдоль стен стоят несколько столиков – прилавков с «товарами».

Дети входят в зал под музыку «Коробейники».

Музыкальный руководитель приветствует детей, спрашивает, куда они попали. Обращает внимание детей на первый столик, где находятся несколько картин с изображением ярмарки.

Муз.рук.: Кого только не было на ярмарке! Все стремились попасть сюда – и стар, и млад. Давайте мы с вами покажем, кто уже собрался на нашей ярмарке.

Игровая песня «Тра-та-та» (сл.Д.Хармса) – см Приложение 1(модель Т.Тютюнниковой)

Дети поют зачин песни в хороводе (можно без аккомпанемента) с простейшими движениями: хлопками, шлепками, приставными шагами. Затем двое детей образуют «ворота», в которые четверо стоящих друг за другом детей артистично заходят и замирают в образе какого-либо персонажа, который может появиться на ярмарке. Каждый из четырех детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ выразительным, с какими-либо особенностями. Например, Бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой, веселой и т.д. При повторении «ворота» образуют двое последних детей из бывших солистов.

Работа с ритмом.

Муз.рук. (подходят ко 2-му столику, на котором разложены овощи, фрукты, ягоды) : Знаете ли вы, что продавали на ярмарке? (ответы детей) Продавцы не просто предлагали свой товар, они его расхваливали. Давайте мы с вами сейчас тоже попробуем сделать рекламу своим овощам и фруктам вот по такому правилу:

Выходят дети – «продавцы», берут ложки и представляют свой товар. (Дети придумывают ответ на вопрос: «Что я продаю на ярмарке?» и декламируют его в указанном ритме,например, сладкая морковка, сочная капуста, крупные томаты, вкусненькие сливы, свежая картошка и т.д.)

После каждых двух продавцов можно включить общий рефрен, который исполняют все дети звучащими жестами:

«Яр-мар-ка,   яр-мар-ка!                 У-  да-   ла-    я        яр –мар-ка!»

Игра в оркестре

Муз.рук. (обращает внимание на следующий столик, где находятся изображения домашних животных и птиц): Еще на ярмарке можно было купить разных домашних животных и птиц - всех, кто нужен человеку в хозяйстве – и кормилицу-корову, и работящую лошадь, и голосистых петушков. Покупаем?  (берет шапочки петушков, раздает их детям) Наши петушки не только голосистые, они еще очень музыкальные и любят танцевать. Какой танец? Правильно, вальс. А мы им сейчас поможем на деревянных музыкальных инструментах.

Оркестр «Вальс петушков» муз. А.Стребогга – см Приложение 2

(1 часть – ксилофоны, маракасы, рубель)

Муз.рук.  Пока мы играли только первую часть музыки. Сегодня наша задача – выбрать музыкальные инструменты для сопровождения второй части. Давайте ее послушаем.

Слушание 2 части «Вальса», ее анализ, высказывания детей о вариантах инструментального сопровождения (использовать палочки, тон-блоки, трещотки, рубель). Исполнение предложенных вариантов, выбор наиболее удачного.

Исполнение «Вальса» целиком, высказывание слушателями своих оценок, пожеланий.

Звучит русская народная мелодия «Коробейники»,

в зал выбегают Скоморохи

1 скоморох: Ярмарка!

2 скоморох: Ярмарка!

Вместе: Удалая ярмарка!

1 скоморох:  Это песни, это пляски,

                       Это звонкий детский смех.

2 скоморох:  Игры, шутки и забавы,

                        Хватит радости для всех. 

Муз.рук.: Знаете ли вы, кто к нам пришел? Да, скоморохи были частыми гостями на ярмарках. Они веселили, потешали народ. А для нас что есть у вас?

Скоморохи исполняют «Небылицы в лицах» - см Приложение 3

Муз.рук.: Что рассказали нам скоморохи? (Небылицы). А мы с вами слушали музыкальные небылицы. Кто их написал? Да, наш земляк, вологодский композитор В.Гаврилин. Сегодня я предлагаю вам не только послушать, но и посмотреть их в исполнении череповецкого камерного хора «Воскресение». Особенно обратите внимание на дирижера – Сергея Зуева.

Слушание: «Ерунда» муз.В.Гаврилина из сюиты «Перезвоны» (видео ролик)

Муз.рук.: Что вам запомнилось, понравилось? Какая музыка по настроению, характеру? Кто исполнял? (смешанный хор, голосами подражали колокольному звону) Что  делал дирижер? Для чего?

Чтобы хор пел слаженно, нужен руководитель – дирижер. Я хочу предложить вам стать дирижером. Помните, все изменения в музыке дирижер показывает своими жестами, движениями.

Повторное слушание со свободным дирижированием (желающему ребенку – «дирижеру» предлагается по одному куплету произведения)

Анализ выполнения задания с точки зрения отражения в жестах особенностей музыки.

Муз.рук.: А теперь мы станем певцами. И расскажем, что же особенно понравилось на ярмарке.

      Распевание: 

Я на ярмарку ходил(а),    (восходящее поступенное движение до  V ступени)

      Там обновок накупил(а). (нисходящее поступенное движение до I ступени)

Первый раз педагог играет мелодию попевки, дети поют все вместе. Затем предлагает желающим спеть свой вариант мелодии 2-ой строки (педагог играет только гармоническое сопровождение). По желанию дети могут менять и текст 2-ой строки: Сарафан я там купила

Сапоги себе купил

Шапку я себе купил

Бусы я себе купила и т.д.

Муз.рук.: С ярмарки никто без покупок не уходил. А вот и наш знакомый Иванушка идет. Давайте вспомним, что он на ярмарке купил.

Наиграть мелодию песни; дети вспоминают, кого Иванушка купил на ярмарке.

Инсценирование рус. нар. песни «Где был, Иванушка?» - см Приложение 4

1 скоморох:  Ярмарка – это не только покупки. Это радость, веселье, праздник. Ни одна ярмарка не обходилась без хороводов да плясок.                                       Носят женщины, старушки,

                         Носят малые девчушки –

                         К уголочку – уголок

                         Сложен красочный  платок.

                                           

 2 скоморох: Кому платки красивые

                                    С бахромою длинною?

                                    Подходите покупать,

                                    Пора пляску начинать.

Пляска «Калинка»

Скоморохи выбирают ведущую пару (девочке дают платок на плечи, мальчику – картуз). На запев все двигаются по кругу в соответствии со схемой, которую показывает муз. руководитель. На музыку припева ведущая пара выходит в центр круга и танцует (импровизирует), остальные им хлопают. В конце музыки они выбирают другую ведущую пару и передают им платок и картуз.

Муз.рук.: Вот так шумно, весело, с шутками-прибаутками, песнями да плясками проходили осенью на Руси ярмарки; проходила и у нас в Череповце Милютинская ярмарка.

         1 скоморох: Тут и ярмарке конец,

                         А кто видел - молодец!

2 скоморох:  Надо бы каждому молодцу

                        С огорода по огурцу!

1 скоморох:  Да пока вы тут музыку слушали,

                       Огурцы все на огороде

                       Зайцы скушали!

2 скоморох: Ну, коль не вышло с огурцами,

                      Угощу всех леденцами!

                       Подставляйте ладони! ( Отдает воспитателю леденцы)

1 скоморох:  Ну, до свиданья! Нам пора!

          2 скоморох:  Может, свидимся когда! (Уходят)

Муз.рук.:  Вот как нас весельчаки- балагуры позабавили! Понравилась вам наша необычная ярмарка? Что запомнилось и понравилось больше всего?

                   А теперь пора и нам

                   Расходиться по домам!

Приложение 1

                                                                                                   Приложение 3

Небылицы в лицах.

Здорово, Hикодим!

 - Здорово, Егор!

 Откуда идешь?

 - С кудыкиных гор.

 - А как у вас, Егор, поживают?

 - Hа босу ногу топор надевают,

 Сапогом траву косят,

 В решете воду носят.

 Hаши сани

 Едут сами,

 А лошади наши - с усами,

 Бегают в подполье за мышами.

 - Да ведь это кошки!

 - Комара тебе в лукошке!

 Hаши кошки живут в гнезде,

 Летают везде.

 Прилетели во двор,

 Завели разговор:

 "Кар, кар!"

 - Да ведь это ворона!

 - Мухомор тебе вареный!

 Hаша-то ворона ушаста,

 В огороде шастает часто

 Скок да скок

 Через мосток,

 Белым пятнышком - хвосток.

 - Да ведь это зайчишка!

 - В нос тебе еловая шишка!

 

Hашего зайца

 Все звери пугаются.

 Прошлой зимою в лютый мороз

 Серый зайчище барана унес.

 - Да ведь это волк!

 - По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,

 Что волки у нас рогаты?

 Волк трясет бородой,

 Пообедал лебедой.

 - Да ведь это козлище!

 - Щелчков тебе тыща!

 Hаш козел

 Под корягу ушел,

 Хвостом шевелит,

 Ставить сети не велит.

 - Да ведь это налим!

 - Hет, не налим.

 Мы про налима не так говорим.

 Hалим Hикодим

 Гордится собою,

 Hалим Hикодим

 Hосит шапку соболью

 Hи перед кем ее не ломает

 И шуток тоже не понимает.

Сапгир Г.

Приложение 4

Русская  народная  песня  «Где был, Иванушка?»

- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку!
-  Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке песенки поет.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Коровушка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по развитию музыкально-двигательного творчества при восприятии классической музыки на тему "Лесная прогулка" для детей старшей группы.

В занятии представлены творческие задания по созданию двигательных импровизаций старшими дошкольниками на тему прогулки в весеннем лесу. Музыкальный материал представлен высокохудожественными классиче...

«Целый день в саду у нас игры и веселый пляс», доминантное занятие на развитие муз.ритмических движений для детей средней группы

Занятие на закрепление материала по музыкально-ритмическим движениям, по программе "Ладушки" Каплуновой и Новоскольцевой, с использованием авторского тескта....

Конспект доминантного занятия на развитие вокальных способностей детей старшей группы

Данное занятие- своеобразный весенний конкурс песни, который включает в себя не только исполнение песен, но и вокально-артикуляционое упражнение, ритмические игры....

Доминантное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес".

КОНСПЕКТ  доминантного занятия по развитию певческих навыковв старшей группена тему: «Путешествие в осенний лес»          Задачи:1. Воспит...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...