Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки
учебно-методический материал (музыкально-ритмическое занятие) на тему

Куроедова Любовь Николаевна

Этот материал содержит опыт работы по разделу "Слушание " музыкального воспитания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_kuroedovoy_l.n.doc189.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО  ВИДА

№ 12 «ТЕРЕМОК»

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством  восприятия музыки

Куроедова Любовь Николаевна, музыкальный руководитель, высшая кв. категория

г. Котлас

Архангельская область

2013г.


Содержание

Актуальность        

Цель и задачи        

Этапы работы        

Взаимодействие с родителями        

Библиография        

Приложение 1        

Приложение 2        


Актуальность

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок начинает осознавать свое «Я», учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, но маленький ребенок не всегда может  управлять эмоциями. Они  быстро возникают и так же быстро исчезают.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.

  Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ставят перед музыкальными руководителями достаточно ответственную задачу, направленную  на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа. Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника.

Сегодня в обществе происходят кардинальные экономические, политические и социальные преобразования, которые оказывают большое влияние на развитие эмоционального мира ребёнка. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Чаще всего развитие эмоциональной сферы проходит в ходе игровой деятельности, чтении художественной литературы, при этом слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.

Цель и задачи

Поэтому целью нашей работы является развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Достижение поставленной цели возможно через решение задач:

  1. Обогащать духовный мир детей через высокохудожественные     образцы музыкального искусства и приобщать их  к истокам мировой и русской народной культуры
  1. Развивать эмоциональную сферу детей, эстетический вкус, способствовать удовлетворению их духовных потребностей.
  2. Способствовать интеграции разных видов деятельности дошкольников путем взаимодействия с педагогом.
  3. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

       Умение слышать музыку и размышлять о ней – я воспитываю в детях с самого раннего возраста. Дети учатся слышать звучание музыки во время пения, танцев, игры на инструментах. Понимая проблему развития музыкального восприятия, мы побуждаем детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его словами, движением, мимикой, приобретенные навыки и умения будут способствовать  музыкальному и эмоциональному развитию дошкольников.

Этапы работы

Работа по развитию эмоциональной сферы детей проходит в несколько этапов:

1 этап – младший возраст (3-4 года) – основная задача на этом этапе - развитие эмоций, мимики, через игру,  образы,  движения,  голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику. 

        Важно, чтобы первое общение с музыкой окрасилось для ребенка светлой радостью, вызвало положительные эмоции и потребность новой встречи с прекрасным. Поэтому мы подбираем музыкальный репертуар интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Малыши с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с родным домом: с образами любимых - мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.

Все мы знаем, что опыт восприятия музыки у малышей очень мал. Поэтому мы используем несколько прослушиваний одного и того же музыкального произведения. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется, накапливается эмоциональный опыт ребенка. В младшем возрасте дети осваивают эмоции «радость», «грусть». Поэтому и музыкальные произведения мы чаще подбираем  весёлого, шутливого и светлого, спокойного и нежного характера. Однако необходимо помнить, что ребенок этого возраста не может слушать музыку долго. 

  • Игра- любимый вид деятельности младших дошкольников, поэтому работу по развитию восприятия музыкальных произведений организую  в игровой форме. Как правило, на занятие приходит какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, петрушка, игрушечная машина и т.д.). Он «разговаривает», «двигается» с малышами, помогая им активно включаться в разговор  с игрушкой, отвечать на ее вопросы.
  • Например, «Мишка приехал в гости». Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, как долго он добирался до нашего детского сада. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка, - вам сейчас расскажет музыка. Исполняются музыкальные произведения («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушают и отвечают. 

Все малыши очень любят отгадывать загадки, а помогает им в этом чудесный мешочек. В него  прячутся  игрушки, которые пришли к детям. Звучат знакомые  произведения.  Дети  по звучанию музыки отгадывают, что находится в мешочке.

Чтобы помочь ребенку услышать и понять музыку, используем дидактические игры: «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет», «В лесу», «К нам гости пришли», «Солнышко и дождик»,  «Подбери игрушку», «Поезд» (Приложение 1).Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы о прослушанной мелодии: «Это музыка весёлая и быстрая», или «Музыка медленная и печальная». Кроме того использование музыкально- дидактических игр даёт возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

  • Маленьким детям сложно слушать и запоминать  инструментальную музыку, которая не сопровождается пением и  не связана с игровым персонажем, поэтому  при слушании таких  пьес, как  «Марш»,   «Колыбельная», «Песня», для закрепления провожу  игры  «Что  делают  дети»,  «Зайцы», «Песня, танец, марш». Дети с удовольствием передают характер марша, весёлой пляски, колыбельной песни в игровых импровизациях, а это в своё время ведёт к лучшему запоминанию музыкального материала.
  • Развитию эмоциональной сферы помогает пальчиковая гимнастика, в основу которой положен синтез движения, поэтического слова и музыки. Игровой и музыкальный характер упражнений является прекрасным средством развития эмоций ребёнка, делая  процесс обучения интересным и увлекательным. Такие упражнения, как «Зайчик», «Солнце», «Моя семья» - очень нравятся детям.
  • У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому предлагаю детям подобрать  сюжетные картинки с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях в соответствии с характером услышанной музыки.
  • В силу того, что дети 3 – 4 лет имеют небольшой словарный запас, выразить словами настроение и характер музыки им сложно. Гораздо проще передать характер персонажа и настроение музыки с помощью движений, поэтому малыши с удовольствием выполняют этюды – подражания птицам и животным, такие как  «Медведь и зайцы», «Воробышки и кот», «Птички и собачка», «Кошка и котята».

 Постепенно благодаря  играм,  дети  осваивают    умение распознавать знакомые произведения. Все это способствует лучшему  восприятию  музыкального материала,  его  осмыслению  и запоминанию.

 Таким образом, к концу младшей группы дети  эмоционально реагируют на музыкальные произведения различных жанров и  характеров. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно большое количество музыкальных произведений. Овладевают умениями различать  особенности музыки, её  выразительные интонации, передавать конкретный музыкальный образ, чувства.  Различают и называют эмоции  грусть, радость, страх.  Таким образом, данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной для них музыки.

2 этап – средний возраст (4-5 лет). Основная задача, поставленная на этом этапе – развивать культуру слушания у детей и побуждать их к сопереживанию музыки.   С детьми 4-5 лет продолжается работа по восприятию музыки. Расширяется  репертуар музыкальных произведений: это песни без сопровождения, с сопровождением, небольшие инструментальные пьесы. Опираясь на приобретенный жизненный опыт,  дети способны сопереживать настроению и содержанию музыки, связанной не только с родной семьёй, но и  с детским садом,  любимыми игрушками, домашними животными.

  • Одной из особенностей детей  4-5 лет является то, что они  быстро теряют интерес  к слушанию музыкальных произведений, а их внимание ослабевает.  Для нас очень важно построить работу так, чтобы каждое музыкальное произведение для детей стало открытием, впечатлением, переживанием. Для поддержания интереса к слушанию, более точного определения характера и содержания музыки, мною подобраны красочные и яркие иллюстрации. Иллюстрация   играет роль основного материала, без которого ребёнку трудно представить описанные в произведении события.  Наряду с иллюстрациями использую краткие словесные характеристики, и различные игровые приёмы (загадывание музыкальных загадок, внесение игрушек и т.д.), которые поддерживают интерес ребёнка и помогают лучше понять музыку.

Так, знакомя детей с пьесой М. Красева «Воробушки», звучащей отрывисто, с легкими форшлагами,  в верхнем регистре,  имеющей веселый, игривый характер,  на первом занятии загадываю музыкальную загадку: «О ком рассказывает музыка? » Если ребята затрудняются, им предлагается вторая загадку: «Кто поет: маленькие воробушки или большие птицы?» На следующем занятии внимание детей привлекается к развитию музыкального образа. Этому помогает игрушка-птичка, закрепленная на незаметной, длинной резинке, которую  передвигаю,  воспроизводя движения воробушка. Применяются и другие приемы: узнавание по мелодии, самостоятельное движение ребенка с игрушкой и т.п.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, выбираю для каждого занятия новое задание, новый методический прием.    Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени,  на каждом из занятий ставлю  перед детьми все более сложные задачи. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным. Так, например, знакомя детей с колыбельной музыкой,  на первом занятии рассказываю  о том, как мама, укладывая маленьких детей спать, поет колыбельную песню. После этого пояснения  исполняю  колыбельную. На следующем занятии  вспоминаю с детьми, какую новую музыку они слушали, и уточняю ее название и содержание. Обращая внимание  на мелодию произведения,  подчеркиваю, что эта музыка спокойная, красивая, ласковая. Под эту музыку хорошо засыпать. Проверяя в дальнейшем, насколько детям понятен характер колыбельной музыки, использую такой прием как составление небольшого музыкального рассказа на тему «Прогулка детей по  лесу». Этот рассказ сопровождается исполнением разнохарактерных музыкальных отрывков, по которым дети определяют, что они делали в лесу (гуляли, плясали, отдыхали). В число этих отрывков  включается  и колыбельная  музыка,  которую дети должны узнать.
            Успешному развитию слуховых ощущений и восприятий помогают музыкально-дидактические игры. В каждой из них в занимательной форме  учу  детей слышать, различать, сравнивать многие выразительные средства: высоту, тембр, динамику, ритм. Например,  в игре  «Ну-ка, угадай-ка» Е. Тиличеевой,    дети подражают голосам птиц, и животных.   Напевно произнося звукоподражания «га-га-га» или «ме-ме-ме» то выше, то ниже,  изображают  соответственно маленьких гусят и  козлят, подражают большому гусю или козе.  В игре «Узнай по голосу» (Приложение 1). дети  учатся различать тембр голоса,   силу звучания,  в игре «Тихо - громко» (Приложение 1).,  регистры в игре «Кто поёт?» (Приложение1). Эти игры ребята затем используют самостоятельно, по собственной инициативе. 

На этом этапе работы,    обогащаем словарь детей словами, обозначающими  различные настроения,  состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.);  словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый,  очень  печальный).   Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.).  Поскольку  словарный запас у детей   всё ёщё не велик, при ответах использую карточки с условно-образным изображением содержания музыки, что позволяет детям высказываться о характере музыки в занимательной, игровой форме. Очень  нравятся детям игры с цветом, такие как «Какого цвета музыка?»,  «Какие краски подсказала музыка?» (Приложение1).  Во время звучания произведения  дети поднимают соответствующие настроению музыки карточки, определенного цвета. Каждый цвет   соответствует определённому настроению музыки: светлые тона (голубой, розовый) -  нежному,  спокойному характеру  музыки; тёмные тона - мрачному,  тревожному настроению;  яркие тона (красный) – решительному,  торжественному.  

  • В дидактических играх -  «Какую музыку слушает колобок?», «А ну-ка, угадай-ка», используем пиктограммы, которые помогают детям более точно обозначить  и осознать свои эмоции.
  • Для того,  чтобы детям было легче понять эмоциональное состояние героя музыкального произведения, а потом отобразить его в движении, включаем в занятия игры и упражнения на мимику и пантомимику. Такие, как  «Снеговички и  сосульки», «Котятки и перчатки», «Гости».   Дети с удовольствием изображают больного и здорового котика, ворчливых толстых снеговичков и худеньких и обидчивых сосулек.

В своей  работе используем такой прием как рассказывание. Для этого подбираем сказки, небольшие рассказы, которые можно проиллюстрировать музыкой. В сказку включаются  2 – 3 инструментальные пьесы, соответствующие программе выразительные и короткие. Одна из них может повторяться дважды. Текст сказки должен быть интересным и  понятным детям.  Сказка помогает объяснить содержание прослушиваемых пьес, выстроить художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке должны быть хорошо продуманы.

Предшествует сказке маленькая песенка, движение или стихи, например:

            На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем.

Ротик закрывается, сказка начинается.

Приведем пример сказки с музыкой: «Бабочки и дети».

В саду много цветов. Над цветами летают бабочки (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой). Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять («Марш» Т.Ломовой). Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели.

Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивают запоминание.

Таким образом, к концу средней группы дети знают, помнят  и  узнают музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара. Они могут самостоятельно передавать свои  впечатления о характере музыкального произведения, эмоционально сопереживать и реагировать на прослушанную музыку. Знакомы со способами исполнения, позой, мимикой  музыканта. Называют инструменты, на которых исполнено музыкальное произведение.  У  детей 4-5 лет имеются потенциальные возможности для дальнейшего приобщения их к слушанию музыкальных произведений.

3 этап – старший возраст (5-7 лет). Основная задача – развитие музыкально-эстетического восприятия в процессе слушания более сложных произведений народной, классической и современной музыки.

У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с малышами более богатый жизненный и музыкальный опыт. Восприятие детей становится более осознанным. Дети начинают различать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые, могут дать достаточно развернутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки. На этом этапе, в связи с усложнением прослушиваемых музыкальных произведений, усложняются и методы работы.

В результате систематических напоминаний приобретается определенная культура поведения при слушании музыки, закрепляются необходимые при этом навыки. Дети уже в состоянии прослушать более длинные музыкальные произведения не отвлекаясь. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два средства музыкальной выразительности и более (темп и динамику; темп, тембр и динамику). Восприятие музыкального образа становится более осознанным. Расширяются представления детей и о жанре, и о форме музыкального произведения. Дети усваивают понятия «жанр», «инструментальная и вокальная музыка», «марш», «песня», «танец», «плясовая», «вальс», «полька» и другие.  Дети определяют одно-, двух- , трёхчастную, куплетную формы музыкального произведения, закрепляют эти понятия в движении под музыку, в дидактических играх (Приложение 2)  и играя в оркестре. Инструментальная музыка, предлагаемая для слушания старшим дошкольникам, также отличается большим разнообразием и развитием музыкальных образов, использованием более сложных средств музыкальной выразительности.

Самым трудным моментом в работе с дошкольниками является характеристика эмоционально-образного содержания музыки. Дети без особого труда определяют моменты изобразительности  («падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикает птичка»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием.

В беседах, пояснениях, которые на этом этапе стали более развёрнутыми, последовательно раскрывающими содержание произведения, обращаем  внимание детей на то, что музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но  и их тончайшие нюансы. Даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная — и нежно-задумчивой, мечтательной, и  скорбной, трагической. Эпитеты «нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная», «веселая», «радостная» являются словами-образами. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает к образной речи. При работе с дошкольниками старшего возраста, так же как и с детьми среднего возраста,    сталкиваемся со скудостью словарного запаса при определении детьми характера музыкального произведения, поэтому постоянно ведем работу по обогащению речи разнообразными художественными эпитетами.

  Во время слушания и определения характера музыки побуждаем детей подбирать слова-синонимы.  Вот  примерные группы терминов-синонимов:

Веселая – радостная, счастливая, бодрая, смешная, озорная, бойкая.

Грустная – печальная, невеселая, жалобная, задумчивая, хмурая.

Нежная – ласковая, плавная, спокойная, добрая, мягкая, плавная.

Сильная – четкая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая,

победная, мужественная, отважная, грозная, военная, солдатская.

Взволнованная – тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная.

Страшная – злая, грубая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.

Используя этот метод при знакомстве с новыми произведениями, закрепляем умения детей давать не одиночные определения, а целые  «цепочки» близких по смыслу слов. Такая работа помогает обогатить речь детей, вызвать интерес к этому виду деятельности, желание слушать музыкальное произведение более глубоко и внимательно.

К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации. Так, например, знакомя детей со спокойной, лирической музыкой, даю им возможность испытать светлое чувство при прослушивании «Песни жаворонка» П.И. Чайковского, легкую грусть, слушая «Болезнь куклы» П.И. Чайковского, спокойствие при прослушивании колыбельной и т.д. Разнообразие переживаний обогащает мысли и чувства ребенка, возникшие в процессе музыкального восприятия. Чтобы привлечь внимание детей к исполняемому произведению,  наводящими вопросами предлагаем вспомнить аналогичные ситуации, соответствующие содержанию музыки

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?

Чтобы ребенок воспринимал музыку разносторонне, используем такие приёмы, как проигрывание  отдельных отрывков произведений, мелодических оборотов, музыкальных фраз. Например, проигрывается мелодия, передающая образы птиц (больших и маленьких), кукование кукушки («Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова). Обращаем внимание не только на то, что это сказочная музыка, рассказывающая о песнях и плясках птиц весной, но и указываем детям на легкий, подвижный характер музыки, на изобразительные элементы в ней: подражание пению кукушки.  Вместе с детьми отмечаем средства музыкальной выразительности, передающие образы птиц: подвижная, легкая мелодия, идущая в высоком регистре, отрывистое звучание, динамические оттенки (поют то большие, то маленькие птицы) и т.д.

Слушание музыки и в старшем дошкольном возрасте обязательно должно проходить активно, с использованием игрушек и различных предметов. Дети дошкольного возраста не готовы просто сидеть и слушать музыку. Им необходимо двигаться, играть.

На примере музыкального произведения Сен-Санс «Аквариум» покажем, как можно организовать «активное слушание». Заранее готовим нужное количество рыбок - рукавичек. Дети надевают по одной рукавичке и превращаются в рыбок (одну рукавичку непременно оставляю для себя и тоже надеваю). Когда начинает звучать музыка, мы вместе с детьми начинаем двигаться.  Нет необходимости придумывать специальные движения. Дети легко запомннают произведение через собственное движение и тот образ, который у них получился. Во время активного слушания несколько раз повторяем фамилию композитора и название произведения.

Для развития музыкального восприятия применяем метод сопоставления музыкальных произведений, различных по жанру, характеру. Дети воспринимают и осознают призывный, бодрый характер «Вальса» Д. Кабалевского, широкий торжественный напев песни А. Пахмутовой «Про нашу любимую  Родину», лирическую «Колыбельную» Г. Свиридова. В кратких пояснениях подчёркиваем, почему именно та или иная песня, пьеса — веселая, шутливая или спокойная, ласковая.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, учим их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развиваем способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие.

 Вот некоторые ответы детей на вопрос «Что такое радость?» после прослушивания произведения П.И.Чайковского «Новая кукла»

 – Радость – это когда все радуются.

    Бывает радость большая, а бывает маленькая.        

    Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

  • Передавать характер музыки в движениях старшие дошкольники учатся в двигательных импровизациях под музыку, выражая свое эмоциональное состояние с помощью пластических этюдов. Возможные виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях со словами и без слов. Такие импровизации коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию, в них ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Использование различных предметов способствуют более полному раскрытию образа в импровизации. Это могут быть  лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего. Объясняем детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к музыке, чтобы своим исполнением ясно подчеркнуть ее характер  и как можно точнее передать образ, нарисованный музыкой.

 В работе так же используем этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения, которые по сравнению со средней группой усложняются. 

Например, игра-фантазия «Полет шмеля» на музыку Н. А. Римского-Корсакого «Полет шмеля». Приглашаем детей занять удобные места на ковре, который «перенесет» их в волшебную страну. Появляется шмель. «В стране, куда мы с ними попали, шмель не может говорить на человеческом языке, но он может рассказывать о своих приключениях с помощью музыки. О том, где шмель побывал, что с ним произошло, с кем он повстречался, мы сейчас услышим. Слушайте внимательно, а потом покажите своими действиями то, что услышали (звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакого). После прослушивания произведения дети-«шмели» по очереди движениями, мимикой «рассказывают» историю, которую они представили себе при прослушивании данного произведения. Остальные разгадывают «немые» комментарии своих сверстников. Таким образом, сочиняется коллективный сюжет. Далее предлагается  всем «шмелям» выйти на полянку. Звучит «Полька», и дети под музыку начинают танцевать, сопровождая танец разными действиями, на которые их побуждает музыка. Затем все дети на волшебном ковре возвращаются в детский сад и  рассказывают педагогу о том, что происходило на полянке. Где встретились шмели? О чем рассказал шмель? Таким образом, отдельные сюжетные линии соединяются в один игровой сюжет.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке важно сделать занятия  насыщенными  и занимательными, это возможно через организацию интегрированных занятий. Интеграция позволяет объединить  музыку, изобразительное искусство и литературу, способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; способствует развитию эстетического вкуса, эмоциональной сферы ребёнка, учит  понимать и ценить произведения искусства.

Такие занятия нравятся детям, смена детской деятельности позволяет удовлетворить потребности и интерес дошкольников к воплощению в рисунках, работах своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К продуктивной деятельности приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?

  • Материал,  который используем  в работе с дошкольниками, часто содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Это и печальный чёрный  цветок ,который заколдовала Баба Яга ( П.И.Чайковский «Баба Яга»), золотые рыбки ( Сен-Санс «Аквариум», волшебный веер, который может превращаться в бабочек, гармошку  и юбочку («Полька», «Вальс», «Мужик на гармонике играет» П.И.Чайковского). Всё это вызывает у детей познавательный интерес и способствует  созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста  дети умеют различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации: вопросительные, утвердительные, просящие, грозные и т.д. Они могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Они понимают,  что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств. Нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно. Радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией. Тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания

Взаимодействие с родителями

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки не возможно без поддержки родителей. Для повышения родительской компетентности по данной проблеме мы использовали такие формы работы:

- консультации, как «Колыбельную песню в каждый дом», «Музыка Моцарта против заикания», «Слушаем музыку дома»

- родительский всеобуч «Эмоциональное благополучие ребенка», «Музыка и настроение»

- вокальный конкурс «Весенняя капель»

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

- рубрики в информационных уголках: "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Это интересно", "Поиграем" и др. в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, как научить ребенка слушать музыку, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания и пр.

Так, мы постарались объединить  усилия родителей и  педагогов детского сада, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни детей и в детском саду, и дома.

В.А.Сухомлинский сказал: "Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью".

Анализ работы (2011-2012 уч. год) по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников посредством восприятия музыки (диагностика Н.А. Ветлугиной) показал, 38% детей с высокой степенью экспрессии в процессе восприятия музыки, 62% детей - средняя степень экспрессии.


Библиография

  1. Берулаева М.Н. Интеграция содержания образования. М., 1993.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами /Е.К. Брыкина. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 147 с.
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. / А.И. Буренина СПб.: ЛОИРО, 2002. – 114 с.
  4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  5. Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Учебно-методическое издание. /Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова М.:ТЦ Сфера, 2005. – Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ /Л.А. Горохова. – С. 3 – 7.
  6. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников /А.А. Грибовская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
  7. Девятова Т.Н. Звук волшебник: Пособие для дошкольников / Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208 с.
  8. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Пособие для воспитателей ДОУ /Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006, - 192 с.
  9. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.
  10. Иванов А.А.  Пальчиковая гимнастика: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей /А.А. Иванов, О.В. Рудашевская. – СПб.: Сообщество, 2005. – 80 с.
  11. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада /Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982.
  12. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: Пособие для воспитателей, методистов, руководителей ДОУ /Е.П. Климова. – Волгоград, Учитель, 2007. – 77 с.
  13. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. – М.:  Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
  14. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
  15. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / М.:ТЦ Сфера,  2002. – 192 с.
  16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников /В.М. Минаева. – М.: Аркти, 2000. – 48 с.
  17. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. -  Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  18. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации /О.П. Радынова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
  19. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие /С.Д. Сажина// Управление ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
  20. Туфкрео Р.А. Коллекция идей: Пособие для педагогов и родителей /Р.А. Туфкрео, М.В. Кудейко. – М.: Линка-Пресс, 2004. – 190 с.
  21. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. «Интегрированный подход»: Методическое пособие /И.В. Штанько// Управление ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  22. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Учебное пособие /Е.И. Юдина. – М.: Аквариум, 1997. – 272 с.

                                                                        Приложение 1

Музыкально-дидактические игры,

используемые в процессе слушания музыки.

 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра  на определение характера музыки

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения  грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

  • Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
  • Грустная, жалобная;
  • Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный:  у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора.  Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: игрушка – поезд.

Цель: закреплять умение различать изменения темпа музыки

Методика проведения:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаётся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают поезд, передавая точно изменения темпа.

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»

Игра на развитие тембрового слуха,  формирование творческих навыков.

Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке,  размером 30 x 40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная  лента с изображениями зайца, волка, медведя.

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Вариант 1.  Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» -  в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» -  в низком,  «Медведь» -  в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку с персонажами на нужную позицию.

Вариант 2 (творческая импровизация) Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.

Музыкальный репертуар.

«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова  сб. Л. И. Комисаровой,

«КТО ПОЁТ?»

Игра на определение регистра.

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Методика проведения Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ!»

Игра на закрепление знаний о регистрах.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

«ГРОМКО – ТИХО»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

Приложение 2  

«СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»

Игра на различение формы музыкального произведения    

Игровой материал:  Кружки и прямоугольники разного цвета.

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Методика проведения: Педагог исполняет песню  и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант -  выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»

Игра на различение формы музыкального произведения.

Игровой материал: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветом,  на верхней грани – прямоугольник, на нижней – кружок.

Цель: Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.

Методика проведения: 

 1 этап освоения. Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть – контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго – другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним цветом кубика.

2 этап освоения. Дети учатся различать не только разные части, но и вступление и заключение. Сначала они также определяют части произведения, а при повторном прослушивании определяют есть в пьесе вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими  части пьесы кладут кубик, на верхней стороне которого изображён прямоугольник, если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.

«УЗНАЙ СКАЗКУ»

Игра  на определение характера музыки

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар«Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

 «ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.

Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Методика проведения: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.

Музыкальный репертуар: «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов

«КОТ И МЫШИ»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.

Ход игры:  Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.

       Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

       Очень тихо всегда он ходил.   Громко настойчиво кушать просил.

       Да чуть потише на печке храпел.  Вот вам и все что он делать умел.

       Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

       Громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

       В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

       Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

        Пока кот спал, происходило вот что:

        Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки,

        Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.                  

        Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

        А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

Игра на развитие творчества при восприятии музыки.

Игровой материал:   листы бумаги, вырезанные в форме палитры,   краски,   кисточки.               Методика проведения: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры.

Дети  слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению,  характеру музыкального произведения.

Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен  определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.

Репертуар: Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания. Изображение палитры

«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»

Игра – моделирование на знание жанров музыки.  

Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства. 

Методика проведения:  

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

 - Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»

   Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

 - Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

 - Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера,  как  его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете  музыкальные жанры? Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка -  веер станет гармошкой.

Проводится игра – моделирование «Волшебный веер»

Игровое упражнение «Знаешь ли ты музыку П. И. Чайковского?»

Программное содержание:  развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.

Игровые пособия: наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений, по количеству играющих детей. Флажки.

Музыкально-дидактический материал: фортепиано или аудиозапись. Музыкальные произведения: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга» П. И. Чайковского.

Ход игрового упражнения: Дети сидят за столами.

Педагог: «Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с рисунками, изображающими   содержание музыкальных произведений. Рассмотрите их внимательно и положите в ряд перед собой (дети выполняют указание педагога). Теперь я буду играть знакомые вам произведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете произведение, отберите и поднимите вверх карточку с изображением его содержания. Тот, кто отгадает правильно, получит фишку. В конце слушания музыки мы подсчитаем фишки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского!»

Примечание: до проведения упражнения дети должны быть ознакомлены с музыкой П. И. Чайковского в ходе вечеров досуга, занятий, самостоятельной деятельности. Упражнение можно проводить и по произведениям других композиторов.


«Рисуем музыку»

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание.

  1. Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому. Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите нарисовать свои впечатления. Пусть он рисует то, что чувствует или представляет, когда слушает музыку. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

  1. Другой вариант рисования музыки – изображение музыки линиями. Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые – под бодрую, решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению больше подходит к настроению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Введение1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов1.2 Особенности развития эмоциональной...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

Теоретическое обоснование важности роли художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятии музыки

Материал будет интересен музыкальным руководителям.Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести  ребенка в мир музыки и воспитать эмоцион...