Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятии музыки
статья (подготовительная группа) на тему

Фадеева Ольга Николаевна

Материал будет интересен музыкальным руководителям.

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести  ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное  и осознанное  отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сама музыка- это эмоции.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида "Буратино" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней  общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов

п.г.т. Усть-Кинельский

Доклад на тему

«Развитие эмоционально - нравственной сферы  дошкольников посредством   восприятия музыки»

Музыкальный руководитель Фадеева Ольга  Николаевна

Развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Все начинается с детства. Известно, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. От степени развития эмоциональной сферы прямо зависит и уровень нравственной культуры человека, его моральный облик.

       Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самоосознания. Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести  ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное  и осознанное  отношение к ней. Выдающийся композитор XX века Д. Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки для музыкального развития детей и ее благотворное воздействие на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать... Любите музыку и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Развитию эмоционально-нравственной  сферы способствуют все виды деятельности  ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это и есть собственно эмоция.

   Проблема развития эмоционально-нравственной  сферы у детей дошкольного возраста очень актуальна.  Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.  Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоционально - нравственной   отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Ребенок шестого года существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.  Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни.  Музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.

Это обусловлено тем, что музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей.    Такие жанры музыки как классическая, народная, наилучшие образцы современной песни, формируют духовно – нравственный мир человека в целом. Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый. Современная поп – музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слух, нервную систему, эмоциональную и интеллектуальные сферы ребенка. Педагоги и родители должны сделать все, чтобы максимально оградить детей от пагубного влияния такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить настоящую музыку.  Как известно, дошкольники имеют небольшой опыт представлений о нравственных чувствах человека, существующих в реальной жизни. Классическая музыка, передающая всю гамму чувств и оттенков, может расширять эти представления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, морали, усваивает ценный культурный и духовный опыт многих поколений. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается способность к сочувствию и отзывчивости, формируется умение оценивать явления окружающей его жизни с позиций нравственных норм. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она позволяет полнее ощутить ценность жизни, она облагораживает внутренний мир человека.  Обращаясь непосредственно к чувствам ребенка, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, Шопена, Бетховена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Прокофьева  воспитывает эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема, пробуждает любовь и уважение к Родине, ее истории и традициям,  культуре других народов мира. Большие потенциальные возможности воспитательно-эстетического воздействия хранит русская народная музыка. Она ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, его трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора. Народная музыка входит в жизнь ребенка как основа русской культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота, высокая художественность и гражданственность народной русской песни помогает эффективно решать задачи эстетического, нравственно – духовного, патриотического воспитания дошкольников. Огромно значение в воспитании гражданственности и патриотизма  композиторской современной песни. Она призвана отражать и преломлять в себе крупнейшие события эпохи. Детские композиторы-песенники сочинили немало высокохудожественных песен о Родине, о любви к родному краю, природе, матерям, отцам и дедам, о героическом прошлом России, ее защитниках. Последние годы этот репертуар становится все более актуальным и востребованным.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.   Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. В данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.  Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш. В процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.  В процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.  

              Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать  с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.   Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое.  Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.    

           Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.  Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня  мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В России создана уникальная, единственная в мире, эффективная и признанная всеми система музыкального, художественного, эстетического развития дошкольников. Важно сохранить, не позволить разрушить эту систему!

          Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит духовно развитую личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Этот материал содержит опыт работы по разделу "Слушание " музыкального воспитания в ДОУ....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Введение1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов1.2 Особенности развития эмоциональной...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

Теоретическое обоснование важности роли художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести  ребенка в мир музыки и воспитать эмоцион...