Сценарий интегрированного занятия по экологии «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет прекрасной земля» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

Моисеева Людмила Михайловна

Комплексное занятие по экологии, где раскрывается связь между цветами, насекомыми и человеком. О гармонии музыки, поэзии, живописи и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного занятия по экологии  «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет прекрасной земля» для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

1.Тема

«Не рвите цветы, не рвите, пусть будет  прекрасной земля».

2.Цель

Развитие у дошкольников богатого чувственного опыта при восприятии мира природы.  

3.Тип

Комплексное занятие.

4.Вид

Репродуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.

5.Задачи

Формируя экологическое мировоззрения, расширять кругозор дошкольника.

Разбудить в дошкольниках воображение, эмоциональную отзывчивость.

Дать детям прочувствовать гармонию музыки, поэзии, живописи и природы.

Раскрыть связь между цветами, насекомыми и человеком.  

6.Материалы к занятию

Иллюстрации: репродукция с картины П.Кончаловского «Сирень».

Музыка: П.И.Чайковский «Подснежник», Д.Шостакович  «Полет шмеля» (фрагмент),

«Лесной мотылек» - Л.Батыр-Болгари, П.И.Чайковский «Вальс цветов».

Под музыку песни «Странники» - А.Рамиреса дети старшей группы парами входят в музыкальный зал, строятся парами в шахматном порядке.

Ребёнок 1:                                                                                                  Да, вот такой вопрос:                                                                           Что красивей всего?                                                                         Ответить я сам не сумел на него,                                                                  И вот я решил послушать ответы                                                                Других обитателей нашей планеты.

Ребёнок 2:                                                                                                    Деревья и травы сказали в ответ:                                                                              «Да что же прекрасней, чем солнечный свет?!»

Ребёнок 3:                                                                                                       «Да что же прекрасней ночной темноты?!» -                                                   Откликнулись совы, сычи и кроты…

Ребёнок 4:                                                                                                 «Леса» -                                                                                                  Отвечали мне волк и лиса.

Ребёнок 5:                                                                                                      Орел с высока процедил: -                                                                                                        «Небеса!»

Ребёнок 6:                                                                                                    «По -  моему, море!» -                                                                                  Ответил дельфин.

Ребёнок 7:                                                                                                  «Мой хвост, без сомненья!» -                                                               Ответил павлин.

Ребёнок 8:                                                                                                  Спрошу мотылька – отвечает: - «Цветок!»                                                Спрошу у цветка – говорит: - «Мотылёк!»

Ребёнок 9:                                                                                                     Кто славит поля,                                                                                           Кто – полярные льдины,                                                                              Кто – горы, кто – степи,                                                                                Кто мерцанье звезды…

Ребёнок 10:                                                                                                       А мне показалось,                                                                                     Что все они правы.                                                                                        Все!                                                                                                               Звери и птицы, деревья и травы.

Дети исполняют песню «Апрельский дождик» - сл.П.Мори, перевод П.Синявского.

Ребёнок 11:                                                                                                  Как прекрасен этот мир,                                                                         Посмотри по сторонам –                                                                        Всё нас радует с тобой,                                                                               Всё вокруг, ты знаешь сам.

Ребёнок 12:                                                                                                 Лес и поле, сад и горы,                                                                               Небеса над головой,                                                                                 Солнце, тучи, дождик, холод –                                                                                       Всё мы чувствуем с тобой.

Ребёнок 13:                                                                                               Мир наполнен жизнью всюду,                                                                  Всё – живая красота.                                                                         Сохранить её должны мы,                                                                         Охранять должны всегда!

Дети исполняют песню «Живет на свете красота» - сл.М.Пляцковского, муз.Ю.Антонова.

Дети под спокойную музыку садятся на стульчики.

Воспитатель:                                                                                             Цветы прекраснее всего,                                                                          Что нам даёт природа на земле.                                                                То - дар её бесценный,                                                                                Для всех искусств цветок –                                                                Образчик нежный.

Ребята, а вы любите цветы? /Дети отвечают/.

Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.

Цветы всегда были любимы людьми, они вдохновлял художников, поэтов, композиторов.

Цветы, как люди, на добро щедры,                                                              И щедро нежность людям отдавая,                                                            Они цветут, сердца обогревая,                                                                    Как маленькие, тёплые костры.

Так писал о цветах поэт Жане.

На занятиях мы с вами много беседовали о первоцветах и первый цветок весны – это…

Дети: Маленький голубой подснежник.

Воспитатель: Ну, конечно же, подснежник.

Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, под музыку выразительными руками покажем наступление весны.

Дети выходят на середину зала, садятся на колени. Звучит фонограмма из к/ф «Профессионал». По художественному тексту дети кистями рук изображают солнце, одной рукой показывают, как пробивается из – под снега росток, другой кистью руки – как раскрывается листок, двумя кистью рук - раскрытие бутона цветка и как он тянется к солнцу, и легко раскачивается на ветру.

Музыкальный руководитель:                                                                   Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели, Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна.

Сперва понемножку                                                                             Зелёную выставил ножку,                                                                 Потом потянулся из всех своих маленьких сил,                                      И тихо спросил:                                                                                          «Я вижу, погода тепла и ясна,                                                           Скажите, ведь правда, что это весна?»

Вот они – подснежники выглядывают из – под тающего снега и плавно качают головками на лёгком весеннем ветерке.

Музыка затихает, дети поднимаются с пола.

Музыкальный руководитель:                                                                        На предыдущем музыкальном занятии мы с вами прослушали  музыкальное произведение П.И.Чайковского «Подснежник» и определили, что в каком жанре оно написано?

Дети: В жанре вальса.

Музыкальный руководитель:                                                                  Да, это вальс и как мы с вами определили – лёгкого, романтического характера. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится и хочется под неё то плавно раскачиваться, а то стремительно закружится.

Ребята, давайте послушаем отрывок этого музыкального произведения и передадим в движении его характер.

Звучит фонограмма П.И.Чайковского «Подснежник». Дети в свободном танце передают характер музыкального произведения. По окончании музыки дети садятся на стульчики.

Воспитатель: /обращает внимание детей на вазу с букетом сирени/         Мы часто срываем лиловые ветки                                                               С высоких кустов у садовой беседки.                                              Наверно, весною ты тоже их рвёшь                                                                 И эти цветы без труда назовёшь.      /Сирень/.

После отгадывания загадки воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины П.П.Кончаловского «Сирень». Дети отвечают на вопросы, поставленные воспитателем:        

1. Что нарисовано на картине?                                                                   2. К какому виду жанра она относится?                                                           3. О чём он хотел рассказать в своей картине?                                       4. Почему художник нарисовал сирень?                                                          5. Чем похожи и чем отличаются сирень на картине П.П.Кончаловского и сирень, стоящая в вазе на столе?                          6. Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?                                                                                                        7. Чем вам нравится эта картина и почему?

Поэт Р.Гамзатов проникновенно писал о цветах.

Дети читают стихотворение Р.Гамзатова.

  1. С целым миром спорить я готов,                                                                 Я готов поклясться головою                                                            В том, что есть глаза у всех цветов                                                        И они глядят на нас с тобою.
  2. В час раздумий наших и тревог,                                                          В горький час беды и неудачи                                                           Видел я цветы, как люди плачут                                                     И росу роняют на песок.
  3. Кто не верит – всех зову я в сад –                                                      Видите, моргая еле – еле,                                                                    На людей доверчиво глядят                                                                  Все цветы, как дети в колыбели.

Воспитатель уносит мольберт с картиной, дети садятся.

Музыкальный руководитель: Давайте и мы с вами ближе познакомимся с цветами и посмотрим в их добрые, прекрасные глаза, полюбуемся ими и, может быть сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

Под музыку девочки – «цветы» выходят на середину зала.

Ребёнок: (стоя у своего стульчика)                                                          Смотрите, в утренней росе,                                                                    Цветы стоят во всей красе.                                                                  Вот, потихоньку оживают                                                                           Для вас свой танец начинают.

Девочки исполняют «Танец цветов» - «Вальс» - муз.Д.Шостаковича. По окончанию танца девочки садятся на колени. Под фонограмму «Полёт шмеля» - муз.Д,Шостаковича прилетает пчёлка с корзиночкой в руке. Она летает по залу между цветов, собирает с них нектар.

Цветок:                                                                                             Здравствуй, пчёлка!                                                                               Как дела?                                                                                                      Где летала?                                                                                           Где была?

Пчёлка:                                                                                                        Всё труж – жусь Жуж – жу – жу!                                                       Мёд я в улей приношу.                                                                          С утра до вечера летаю,                                                                       Цветы под лугом выбираю.                                                                 С цветка я на цветок лечу                                                                     Найти нектара я хочу.                                                                        Ну, а потом домой спешу,                                                                    Нектар я в улей приношу,                                                                      Чтоб мёда набралось сполна:                                                                Работа у меня трудна.                                                                         До свидания, цветы!                                                                        Очень вы нам всем нужны!

Пчёлка улетает, прилетают бабочки.

Бабочки и цвета танцуют под «Весенний вальс» - Ф.Шопена. После танца бабочки улетают, цветы садятся на колени. К ним подходит мальчик – «хулиган», обходит цветы с гримасой отвращения.

Хулиган:                                                                                                 Что за гадкие цветочки!                                                                    Фу! Противные листочки.                                                                Красоту я не люблю,                                                                              Все цветы я загублю.

Цветок:                                                                                                     Цветы лесные, полевые –                                                                 Прекрасны мы когда живые,                                                             Но если нас сорвать, то ясно:                                                           Погибнем мы, краса угаснет.

«Хулиган» начинает «рвать цветы», к нему подходят трое мальчиков.

Мальчик 1:                                                                                              А ну, беги скорей от сюда –                                                                          Иначе будет тебе худо!

Хулиган:                                                                                                      Ой, не могу… не от тебя ли?                                                                Да, со мной ты справишься едва ли.

Мальчик 2:                                                                                            Мы защитить цветы сумеем,                                                                 Тебя все вместе одолеем.

Мальчик грозно наступает на «хулигана». Он пятится назад и убегает. Цветы поднимают головки.

Мальчик 3:                                                                                            Глаза распахните, смотрите!                                                               Цветы оживают,                                                                                        Но вы их не рвите,                                                                              А лучше скажите…

Вместе: Цветите на радость людям!

Мальчики приглашают девочек «цветы» на вальс. Исполняется «Вальс» - И.Штрауса. После исполнения танца, мальчики провожают девочек на их места.

Воспитатель: А теперь скажите, дети, для чего нужны цветы и стоит ли их вот так оберегать?

Примерные ответы детей:                                                           - Пыльцой цветов питаются насекомые. Это их пища. Не будет цветов – все насекомые погибнут.                                                                 – Пчёлы собирают нектар с цветов и делают из него мёд. А мёд полезен для нашего питания.                                                                   – Многие цветы имеют полезные свойства. Отвар аптечной ромашки лечит простуду.                                                                      – Из ландыша делают успокаивающие настои.                                          – Настоем цветов чистотела лечат кожные заболевания.                         – Настоем цветов пижмы лечат болезни желудка, печени.

Воспитатель: Да, велика роль цветов в жизни нашей планеты. А как вы сами относитесь к цветам?

Варианты ответов детей:

- Цветы – это красота! Я очень люблю ими любоваться.                     – Я не рву без дела цветы, если только для лечения или для подарка или украшения комнаты.                                                           – А я их буду оберегать, чтоб их никто не рвал.

Воспитатель: Меня очень радуют ваши ответы.

Дети строятся парами в шахматном порядке.

Ребёнок 1:                                                                                                     Вот в лесу цветёт фиалка                                                                         Разве рвать её не жалко?                                                                  Ребёнок 2:                                                                                          Голубеют, как из сказки                                                                  Незабудок нежных глазки.                                                                  Ребёнок 3:                                                                                               Носят юбочки цветные                                                               Колокольчики лесные.                                                                         Ребёнок 4:                                                                                                Даже старый мох лесной                                                                     Вырос с рыжей бородой.                                                                    Ребёнок 5:                                                                                                  Все цветы для всех цветут –                                                             Их не рвите – пусть живут!

Дети исполняют песню «Не рвите цветы» - Ю.Антонова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированного занятия с учетом ФГТ: “Город будущего” (образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация). (для детей старшего дошкольного возраста)

Интегрированного занятия с учетом ФГТ:  “Город будущего” (образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация). (для детей старшего дошкольного возраста) ...

Методическая разработка сценария развлечения на экологическую тему "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста.

Детей приглашают в путешествие по  весннему лесу и в игровой форме, посредством сценок на экологическую тематику, разыгрываемых детьми,  знакомят  с правилами поведения в природе. Дети ...

Сценарий праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли; формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкрет...

Сценарий праздника Чир Ине – День Матери Земли для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника Чир Ине – День Матери Землидля детей старшего дошкольного возраста...

Конспект комплексного занятия «Дружат дети всей Земли», для детей старшего дошкольного возраста

Конспект комплексного занятия «Дружат дети всей Земли», для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическое пособие «Лэпбук Экология планеты Земля» для детей старшего дошкольного возраста"

Данный файл является иллюстрированным описанием лэпбука по экологии....