Сценарий интегрированного занятия по экологии «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет прекрасной земля» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме
Комплексное занятие по экологии, где раскрывается связь между цветами, насекомыми и человеком. О гармонии музыки, поэзии, живописи и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий интегрированного занятия по экологии «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет прекрасной земля» для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
1.Тема | «Не рвите цветы, не рвите, пусть будет прекрасной земля». |
2.Цель | Развитие у дошкольников богатого чувственного опыта при восприятии мира природы. |
3.Тип | Комплексное занятие. |
4.Вид | Репродуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами. |
5.Задачи | Формируя экологическое мировоззрения, расширять кругозор дошкольника. Разбудить в дошкольниках воображение, эмоциональную отзывчивость. Дать детям прочувствовать гармонию музыки, поэзии, живописи и природы. Раскрыть связь между цветами, насекомыми и человеком. |
6.Материалы к занятию | |
Иллюстрации: репродукция с картины П.Кончаловского «Сирень». Музыка: П.И.Чайковский «Подснежник», Д.Шостакович «Полет шмеля» (фрагмент), «Лесной мотылек» - Л.Батыр-Болгари, П.И.Чайковский «Вальс цветов». |
Под музыку песни «Странники» - А.Рамиреса дети старшей группы парами входят в музыкальный зал, строятся парами в шахматном порядке.
Ребёнок 1: Да, вот такой вопрос: Что красивей всего? Ответить я сам не сумел на него, И вот я решил послушать ответы Других обитателей нашей планеты.
Ребёнок 2: Деревья и травы сказали в ответ: «Да что же прекрасней, чем солнечный свет?!»
Ребёнок 3: «Да что же прекрасней ночной темноты?!» - Откликнулись совы, сычи и кроты…
Ребёнок 4: «Леса» - Отвечали мне волк и лиса.
Ребёнок 5: Орел с высока процедил: - «Небеса!»
Ребёнок 6: «По - моему, море!» - Ответил дельфин.
Ребёнок 7: «Мой хвост, без сомненья!» - Ответил павлин.
Ребёнок 8: Спрошу мотылька – отвечает: - «Цветок!» Спрошу у цветка – говорит: - «Мотылёк!»
Ребёнок 9: Кто славит поля, Кто – полярные льдины, Кто – горы, кто – степи, Кто мерцанье звезды…
Ребёнок 10: А мне показалось, Что все они правы. Все! Звери и птицы, деревья и травы.
Дети исполняют песню «Апрельский дождик» - сл.П.Мори, перевод П.Синявского.
Ребёнок 11: Как прекрасен этот мир, Посмотри по сторонам – Всё нас радует с тобой, Всё вокруг, ты знаешь сам.
Ребёнок 12: Лес и поле, сад и горы, Небеса над головой, Солнце, тучи, дождик, холод – Всё мы чувствуем с тобой.
Ребёнок 13: Мир наполнен жизнью всюду, Всё – живая красота. Сохранить её должны мы, Охранять должны всегда!
Дети исполняют песню «Живет на свете красота» - сл.М.Пляцковского, муз.Ю.Антонова.
Дети под спокойную музыку садятся на стульчики.
Воспитатель: Цветы прекраснее всего, Что нам даёт природа на земле. То - дар её бесценный, Для всех искусств цветок – Образчик нежный.
Ребята, а вы любите цветы? /Дети отвечают/.
Кто же их не любит. Ведь каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.
Цветы всегда были любимы людьми, они вдохновлял художников, поэтов, композиторов.
Цветы, как люди, на добро щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие, тёплые костры.
Так писал о цветах поэт Жане.
На занятиях мы с вами много беседовали о первоцветах и первый цветок весны – это…
Дети: Маленький голубой подснежник.
Воспитатель: Ну, конечно же, подснежник.
Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, под музыку выразительными руками покажем наступление весны.
Дети выходят на середину зала, садятся на колени. Звучит фонограмма из к/ф «Профессионал». По художественному тексту дети кистями рук изображают солнце, одной рукой показывают, как пробивается из – под снега росток, другой кистью руки – как раскрывается листок, двумя кистью рук - раскрытие бутона цветка и как он тянется к солнцу, и легко раскачивается на ветру.
Музыкальный руководитель: Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели, Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна.
Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких сил, И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, что это весна?»
Вот они – подснежники выглядывают из – под тающего снега и плавно качают головками на лёгком весеннем ветерке.
Музыка затихает, дети поднимаются с пола.
Музыкальный руководитель: На предыдущем музыкальном занятии мы с вами прослушали музыкальное произведение П.И.Чайковского «Подснежник» и определили, что в каком жанре оно написано?
Дети: В жанре вальса.
Музыкальный руководитель: Да, это вальс и как мы с вами определили – лёгкого, романтического характера. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится и хочется под неё то плавно раскачиваться, а то стремительно закружится.
Ребята, давайте послушаем отрывок этого музыкального произведения и передадим в движении его характер.
Звучит фонограмма П.И.Чайковского «Подснежник». Дети в свободном танце передают характер музыкального произведения. По окончании музыки дети садятся на стульчики.
Воспитатель: /обращает внимание детей на вазу с букетом сирени/ Мы часто срываем лиловые ветки С высоких кустов у садовой беседки. Наверно, весною ты тоже их рвёшь И эти цветы без труда назовёшь. /Сирень/.
После отгадывания загадки воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины П.П.Кончаловского «Сирень». Дети отвечают на вопросы, поставленные воспитателем:
1. Что нарисовано на картине? 2. К какому виду жанра она относится? 3. О чём он хотел рассказать в своей картине? 4. Почему художник нарисовал сирень? 5. Чем похожи и чем отличаются сирень на картине П.П.Кончаловского и сирень, стоящая в вазе на столе? 6. Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? 7. Чем вам нравится эта картина и почему?
Поэт Р.Гамзатов проникновенно писал о цветах.
Дети читают стихотворение Р.Гамзатова.
- С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою.
- В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я цветы, как люди плачут И росу роняют на песок.
- Кто не верит – всех зову я в сад – Видите, моргая еле – еле, На людей доверчиво глядят Все цветы, как дети в колыбели.
Воспитатель уносит мольберт с картиной, дети садятся.
Музыкальный руководитель: Давайте и мы с вами ближе познакомимся с цветами и посмотрим в их добрые, прекрасные глаза, полюбуемся ими и, может быть сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
Под музыку девочки – «цветы» выходят на середину зала.
Ребёнок: (стоя у своего стульчика) Смотрите, в утренней росе, Цветы стоят во всей красе. Вот, потихоньку оживают Для вас свой танец начинают.
Девочки исполняют «Танец цветов» - «Вальс» - муз.Д.Шостаковича. По окончанию танца девочки садятся на колени. Под фонограмму «Полёт шмеля» - муз.Д,Шостаковича прилетает пчёлка с корзиночкой в руке. Она летает по залу между цветов, собирает с них нектар.
Цветок: Здравствуй, пчёлка! Как дела? Где летала? Где была?
Пчёлка: Всё труж – жусь Жуж – жу – жу! Мёд я в улей приношу. С утра до вечера летаю, Цветы под лугом выбираю. С цветка я на цветок лечу Найти нектара я хочу. Ну, а потом домой спешу, Нектар я в улей приношу, Чтоб мёда набралось сполна: Работа у меня трудна. До свидания, цветы! Очень вы нам всем нужны!
Пчёлка улетает, прилетают бабочки.
Бабочки и цвета танцуют под «Весенний вальс» - Ф.Шопена. После танца бабочки улетают, цветы садятся на колени. К ним подходит мальчик – «хулиган», обходит цветы с гримасой отвращения.
Хулиган: Что за гадкие цветочки! Фу! Противные листочки. Красоту я не люблю, Все цветы я загублю.
Цветок: Цветы лесные, полевые – Прекрасны мы когда живые, Но если нас сорвать, то ясно: Погибнем мы, краса угаснет.
«Хулиган» начинает «рвать цветы», к нему подходят трое мальчиков.
Мальчик 1: А ну, беги скорей от сюда – Иначе будет тебе худо!
Хулиган: Ой, не могу… не от тебя ли? Да, со мной ты справишься едва ли.
Мальчик 2: Мы защитить цветы сумеем, Тебя все вместе одолеем.
Мальчик грозно наступает на «хулигана». Он пятится назад и убегает. Цветы поднимают головки.
Мальчик 3: Глаза распахните, смотрите! Цветы оживают, Но вы их не рвите, А лучше скажите…
Вместе: Цветите на радость людям!
Мальчики приглашают девочек «цветы» на вальс. Исполняется «Вальс» - И.Штрауса. После исполнения танца, мальчики провожают девочек на их места.
Воспитатель: А теперь скажите, дети, для чего нужны цветы и стоит ли их вот так оберегать?
Примерные ответы детей: - Пыльцой цветов питаются насекомые. Это их пища. Не будет цветов – все насекомые погибнут. – Пчёлы собирают нектар с цветов и делают из него мёд. А мёд полезен для нашего питания. – Многие цветы имеют полезные свойства. Отвар аптечной ромашки лечит простуду. – Из ландыша делают успокаивающие настои. – Настоем цветов чистотела лечат кожные заболевания. – Настоем цветов пижмы лечат болезни желудка, печени.
Воспитатель: Да, велика роль цветов в жизни нашей планеты. А как вы сами относитесь к цветам?
Варианты ответов детей:
- Цветы – это красота! Я очень люблю ими любоваться. – Я не рву без дела цветы, если только для лечения или для подарка или украшения комнаты. – А я их буду оберегать, чтоб их никто не рвал.
Воспитатель: Меня очень радуют ваши ответы.
Дети строятся парами в шахматном порядке.
Ребёнок 1: Вот в лесу цветёт фиалка Разве рвать её не жалко? Ребёнок 2: Голубеют, как из сказки Незабудок нежных глазки. Ребёнок 3: Носят юбочки цветные Колокольчики лесные. Ребёнок 4: Даже старый мох лесной Вырос с рыжей бородой. Ребёнок 5: Все цветы для всех цветут – Их не рвите – пусть живут!
Дети исполняют песню «Не рвите цветы» - Ю.Антонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированного занятия с учетом ФГТ: “Город будущего” (образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация). (для детей старшего дошкольного возраста)
Интегрированного занятия с учетом ФГТ: “Город будущего” (образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация). (для детей старшего дошкольного возраста) ...
Методическая разработка сценария развлечения на экологическую тему "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста.
Детей приглашают в путешествие по весннему лесу и в игровой форме, посредством сценок на экологическую тематику, разыгрываемых детьми, знакомят с правилами поведения в природе. Дети ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-567225-1611210502.jpg)
Сценарий праздника «День Земли» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли; формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкрет...
Сценарий праздника Чир Ине – День Матери Земли для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника Чир Ине – День Матери Землидля детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-1168616-1569763279.jpg)
Конспект комплексного занятия «Дружат дети всей Земли», для детей старшего дошкольного возраста
Конспект комплексного занятия «Дружат дети всей Земли», для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1139772-1698691234.jpg)
Дидактическое пособие «Лэпбук Экология планеты Земля» для детей старшего дошкольного возраста"
Данный файл является иллюстрированным описанием лэпбука по экологии....