Консультация "Оборудование музыкальных уголков"
консультация по музыке (старшая группа) на тему

 Гущина Людмила Егоровна

    Обучение детей  игре на музыкальных инструментах открывает перед  ними мир  новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует    интерес к инструментальной музыке.Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных    руководителей    детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному  развитию музыкальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborudovanie_muzykalnykh_ugolkov.docx22.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

                               Компенсирующего вида  №20 «Дельфин»    

                                        Консультация для воспитателей по теме:

                                    "Оборудование музыкальных уголков».

                                                                                        Подготовила: Гущина. Л.Е.

               

                                                        Южноуральск 2010 г.  

                                                   

Обучение детей  игре на музыкальных инструментах открывает перед  ними мир  новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует     интерес к инструментальной музыке.

Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных        руководителей    детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному  развитию музыкальности.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются

эстетические восприятия и чувства ребёнка. Музыка способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимания к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую моторику пальцев рук.

Игра на музыкальных инструментах ценна ещё и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние   на

всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. История возникновения оркестра восходит к тем далёким временам,

когда по Руси  ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещёточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ,

приобщая его к музыкальному искусству.

В ХХ в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных

инструментах  Н.А.Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр.

Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний -  исполнять музыку.

Необходимо отметить, что термины  «музыкальная игрушка» и  «детский

музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот  звучащий инструмент, который используется в сюжетно - ролевых  играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощённые копии настоящих инструментов схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

Классификация музыкальных инструментов.

С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов – неозвученные  и озвученные.

1.Неозвученные (лишь изображающие инструменты) предназначенные для того,

чтобы   создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая,      представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

2. Озвученные подразделяются на  четыре  вида, в зависимости от характера их     звучания.

  • Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределённой) высоты:

Погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т.д.

  • Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке: свирели, дудки, рожки  и т.д.
  • Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы): органчики,            музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т.д.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом:
  • металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники,       цитры, балалайки и т.п.

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по группам.

  • Группа струнных: цитра, домра, балалайка и т.д.
  • Группа духовых: флейты, саксофоны, кларнеты, губная гармошка и т.д.
  • Группа ударно-клавишных: пианино, рояль и т.д.
  • Группа клавишно-язычковых: баян, аккордеон, гармоника и т.д.
  • Группа ударных: бубен, барабан, тарелки, металлофон  и т.д.

Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, предполагает овладение    навыками различной степени сложности, начиная от  непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами, до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

Быть хорошо настроенными;

  • Иметь определённый чистый тембр;
  • Быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
  • Обладать простой конструкцией;
  • Быть прочными, пригодными для частого использования.

Оборудование музыкальных уголков.

Создавать музыкальные уголки в каждой возрастной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей. Для того чтобы у воспитанников постоянно  поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно

время от времени  (один-два раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально-дидактические  игры, оборудование и самостоятельные шумовые инструменты; стуканчики, шуршанчики, сыпунчики, бурбунчики,

коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны,  трещотки, погремушки, японский дождик.  Кроме того, можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим.  Но это, конечно, относится к дошкольникам старшего возраста.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя

и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются

детьми, дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут

заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т.п.) На нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных

инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать  знакомые

детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет

слуховой опыт ребёнка!

В младших группах необходимые пособия вносят в игровую зону, так  как у

детей нет опыта музыкальной деятельности, и они  не могут исполнять музыку,

а лишь  «играют» в неё, включают её элементы в сюжетно – ролевые игры.

В музыкальных уголках должны находиться:

  1. Озвученные игрушки: музыкальный молоточек (малыши используют его
  2. для восприятия ритмических отношений); музыкальный волчок (2шт.);
  3. погремушки (3шт.); шарманка. Дети рассматривают их, пытаются
  4. извлечь из них отдельные звуки или фиксированную  мелодию.
  5. Музыкальные инструменты: бубны (2шт.); барабаны разной высоты
  6. звучания(2шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки;
  7. барабаны с кожаной основой. Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.
  8. Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные или самодельные,
  9. выполненные воспитателями): пианино, гармошка (2шт.); балалайка(2шт.);
  10. «звуковые» книжки и картинки. Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. К ним относится и «Звуковая» книжка, изготовленная из
  11. картона или плотной бумаги. На каждой её странице - цветная иллюстрация,
  12. сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитре неозвученного пианино и поют свою
  13. любимую песенку. Принцип работы со «звуковыми» картинками - аналогичный.
  14. Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое  количество разнообразных песен.
  15. Атрибуты: рули(3шт.); лошадки(3шт.); вожжи(3шт.).
  16. Костюмы: косыночки(3шт.); фартучки(3шт.); шапочки-ушки (10шт.)
  17. Настольные музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха,
  18. на закрепление программного материала.

Кроме того, в музыкальных уголках младшего возраста используют аудио записи с произведениями классической  музыки, песен и музыкальных сказок.

В организации музыкальных зон важна роль взрослого, воспитателя и музыкального руководителя. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников должна осуществляться при тактичном, почти незаметном руководстве, в котором основная линия поведения взрослого – это соучастие. Он как бы советуется с детьми:

«Как нам лучше разложить инструменты, чтобы всем было удобно брать их

и играть?». «А я вот как умею играть», - говорит воспитатель, показывая

приёмы игры на музыкальном инструменте, и тут же отходит. Педагог,

то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует

участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает

практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной

деятельностью дошкольников.

Старший дошкольный возраст. Для успешного музыкального

развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования.

Детские музыкальные инструменты (Бубен, барабан, металлофон, ложки,

ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальные

игрушки (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино,

детская гитара и др.);

Настольные музыкально-дидактические игры; экранные, звуковые,

экранно-звуковые (аудиовизуальные) пособия и специальное оборудование

к ним с записями классической музыки и детским музыкальным

репертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибуты и костюмы для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое в оснащении музыкальных уголков «Игры звуками - это музыкальная импровизация»

Новое в оснащении музыкальных уголков«Игры звуками - это музыкальная импровизация» ...

выступление "Содержание и функции музыкального уголка и уголка театральной деятельности в различных возрастных группах.

Материал для выступления на семинаре- практимуме в марте 2013 года Содержит описание того, каким должен быть музыкальный уголок и уголок театрализованной деятельности в группах....

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Консультация для педагогов "Почему музыкальные инструменты в музыкальных уголках спят?"

Практические приемы использования музыкальных инструментов в течении для....

Презентация Предметно-пространственная среда в ДОУ "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты" (24.09.2021)

Консультация для педагогов ДОУ Предметно-пространственная среда в ДОУ. "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты"...