Конспект сюжетно-доминантной деятельности по музыкально-ритмическим движениям в старшей группе на тему: «Путешествие по временам года»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karepova.docx28.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Конспект сюжетно-доминантной деятельности по музыкально-ритмическим движениям в старшей группе на тему:

«Путешествие по временам года»

Подготовила:

Карепова Елена Евгеньевна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

г. Арзамас, 2014 г.

Программное содержание:

Задачи:

  • образовательная: закреплять умение правильно держать осанку; формировать культуру движений; закреплять умение выполнять знакомые движения, согласовывать их с музыкой; совершенствовать ориентировку в пространстве; побуждать исполнять танец самостоятельно, выразительно и эмоционально, добиваться синхронности;
  • развивающая: развивать чувство ритма, музыкальную память, ритмический слух, умение связывать текст пляски с движениями, чувство партнера, дифференцированное восприятие; развивать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитательная: воспитывать любовь к природе, к Родине; воспитывать организованность, внимание; воспитывать бережное отношение к атрибутам, доброе отношение к партнеру, дружеское взаимопонимание в игре, чувство коллективизма; воспитывать интерес к русским народным танцам.

Методические приемы: разминка (приветствие гостей, выполнение движений разминку по показу музыкального руководителя, словесные указания), артикуляционная гимнастика (упражнения «Лошадка», «Катание язычком за щечкой», «Покусывание кончика язычка», «Улыбка», «Поцелуйчики», «Поглаживание гортани, щек, лба»), музыкально-ритмические движения (напоминание, словесные указания, исполнение по показу детьми сильной подгруппы), хоровод  «На тройке», музыка Чайковского, «Русская зима», музыка Олиферовой (художественное слово, моделирование, словесные пояснения, введение персонажа, обыгрывание, фронтальное исполнение), танец «Звезды и месяц», музыка Чайковского (художественное слово, словесные указания, индивидуальное исполнение), танец « Подснежник», музыка Чайковского, «Полька Олечка», музыка Ломовой (художественное слово, введение персонажа, показ движения, разучивание 4 куплета танца, выкладывание на фланелеграфе структуры танца, беседа, оценка), игра «Чей кружок скорее соберется?», «Баркарола»,  музыка Чайковского (словесные пояснения, введение персонажа, художественное слово, побуждение к выполнению правил игры, поощрение похвалой), танец «Зажигай» (словесные указания, выполнение по показу, фронтальное исполнение), танец «Осенняя песня», музыка Чайковского, «Самоварчики», русская народная мелодия (введение персонажа, художественное слово, словесное указание, индивидуальное исполнение танца девочками, оценка мальчиков), танец «На лесной полянке», «Полька» (индивидуальное исполнение танца мальчиками, оценка исполнения девочками, словесные указания).

Пособия: аудиокассеты, модули со схемами движений, календарь, элементы костюма Зимы, Весны, Лета, Осени, звезды, волшебная палочка, фланелеграф, фигурки для выкладывания на фланелеграфе, летнее дерево, пособия к игре «Чей кружок быстрее соберется?», шапочки грибов, корзинка и платок, осеннее дерево, сладкие сюрпризы для детей.

Ход НОД.

Под веселую музыку дети парами вбегают в зал на носочках, руки «корзиночкой», и встают в шахматном порядке.

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними языком танца – мимикой и жестами. Улыбнулись, мальчики поставили руки на пояс, девочки – за платья, ноги – «молоточком», мальчики делают шаг-поклон, а девочки реверанс. Сделали три шага назад и делаем русский поклон (мальчики – земной поклон, девочки от груди).

Музыкальный руководитель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем путешествовать по временам года. Во время путешествия вам придется много двигаться – танцевать, играть. А для этого, чтобы хорошо танцевать, проведем небольшую разминку. Вставайте перед зеркалами на свои места – ноги вместе, руки на поясе.

Упражнение:

  1. «Качалка».
  2. «Пристукивание пятками».
  3. «Подъем на носочки».
  4. «Попеременное пристукивание носочками».
  5. Хлопки – по два, по три около каждого уха.
  6. Плавное движение рук.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все старались! Итак, наши руки и ноги к занятию готовы, а теперь проведем гимнастику для язычка и горлышка.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Цоканье».
  2. «Катание язычка под щечкой».
  3. «Покусывание кончика язычка».
  4. «Поцелуйчики».
  5. «Улыбочка».
  6. «Вдох носом, выдох ртом».
  7. «Поглаживание щек, лба, гортани».

Музыкальный руководитель: Молодцы! Хорошо выполняли. А теперь встанем, сделаем круг. Сейчас будем повторять знакомые движения. А какие вы знаете движения?

Дети: «Поскоки», «боковой галоп», «ковырялочка», «дроби», «шаг с притопом», «бег с захлестыванием ног», «распашонка».

Музыкальный руководитель: Молодцы! А показывать боковой галоп и бег с захлестыванием ног будет Таня, «ковырялочку», «распашонку» и «дроби» - Марина, а шаг с притопом – Наташа. Итак, повернулись друг за другом, руки у мальчиков на поясе, девочки – за платье. Выполняем все движения с правой ноги, носочки тянем. (Дети выполняют движения.)

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все старались. А сейчас продолжим учить «шаг польки». Напоминаю, начинаем с правой ноги. А показывать будет Анечка. Приготовили правую ногу и вместе с Анечкой выполняем движение.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все старались, у многих уже получается. Вот теперь мы с вами основательно приготовились к путешествию по временам года. А поможет нам волшебный календарь, который нам подарила Матушка-природа. Вот он (показывает). А какие времена года вы знаете? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель: Правильно. Как известно, год начинается с зимы. Итак, готовы отправиться? Тогда в путь.

Воспитатель: Открываем календарь,

                          На дворе у нас декабрь, январь, февраль.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «На тройке».)

Выходит девочка-Зима.

Зима:  Я зимушка-зима,

                Рада видеть вас всегда.

                Каждый год к вам прихожу,

                Зимние забавы с собой приношу.

Музыкальный руководитель:        А какие зимние забавы вы знаете? (Игра в снежки, лепим снеговика, строим ледяные крепости, катаемся с гор на лыжах, санках.) А какая зимняя песенка вам запомнилась больше всего и какую бы вы хотели сейчас исполнить? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель:         Хорошо, но сначала давайте вспомним движения хоровода и смоделируем его. (Моделирование хоровода на кубах.) А теперь встанем в круг, слушаем внимательно музыку и выполняем движения.

Хоровод «Русская зима», муз. Олиферовой.

(После хоровода музыкальный руководитель обращает внимание детей на зимнее дерево. На нем висят месяц и звезды.)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на это дерево. На нем висят звездочки и месяц. А что они вам напоминают? (Танец.) Правильно.

        «Месяц ты ясный, звездочки частые,

        Я прошу вас, выходите

        И свой танец покажите!»

Музыкальный руководитель: А чтобы наш танец был красивым, нам надо приготовиться: надеть накидки, а в руки возьмите блестящие звезды. Танцуйте красиво, выразительно.

Танец «Звезды и месяц», музыка П.И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, слышите, птички поют. Это значит, нам пора прощаться с зимушкой и встречать красавицу весну. (Переворачивает календарь.)

        На дворе – весна,

        Март, апрель и май с собой привела.

        Прошла пора вьюг и метелей,

        Начинаются капели.

        Солнце больше греет,

        Деревья зеленеют.

(Музыкальный руководитель в это время надевает веночек и накидку девочке-Весне.)

Выходит девочка-весна.

Весна: Я – весна, красна цветами,

                К вам пришла.

                Пенье птиц и шелест листьев принесла.

                Не шумят уже метели,

                Вон и птички прилетели,

                Природа просыпается,

                Листочки распускаются.

Музыкальный руководитель: Ребята, какая хорошая погода! Так и хочется потанцевать на зеленом лугу. Мы разучивали с вами польку Олечку. Но прежде, чем начать танцевать, вспомним, из каких частей она состоит.

Дети: Вступление, 4 куплета, проигрыш.

Музыкальный руководитель: Правильно. Давайте выложим строение польки на фланелеграфе. Вступление обозначим оранжевым кружочком, куплеты – красным квадратом, проигрыш – сиреневым треугольником. С чего начинается полька? Правильно, со вступления. Иди, Антон, выложи на фланелеграфе. Дальше что идет? Первый, второй куплеты подряд. Иди выложи, Ярослав. Какую фигуру ты положишь? Правильно. А потом что идет? Проигрыш. Иди, Марина, выложи.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А еще после третьего куплета идет четвертый куплет, а потом опять идет проигрыш (Выкладывает сама.) Ну, вот мы и вспомнили строение польки. Мы разучили с вами движения трех куплетов и проигрыша. А напомнят движения первого куплета Марина и Саша, второго куплета – Наташа и Данила, третьего – Таня и Эдик. Итак, Марина и Саша покажут движения первого куплета. (Дети показывают.) Молодцы! А теперь Наташа и Данила  покажут движения второго куплета и проигрыша. (Дети показывают.) Молодцы! А теперь Таня и Эдик покажут движения третьего куплета. (Дети показывают.) Молодцы! А вот движения четвертого куплета я вам покажу сама, а поможет мне Влад. (Показывает, объясняет.) Ну вот, теперь соединим все движения и станцуем весь танец.

Танец «Полька Олечка», музыка Ломовой.

Музыкальный руководитель: Молодцы, все старались! Но мы еще над ней будем работать. Ой, что-то жарко становится. Это лето торопится вслед за весной.

(Воспитатель переворачивает календарь, музыкальный руководитель надевает накидку девочке-Лету.)

Воспитатель: Вот и лето красное к нам идет,

                        Июнь, июль, август с собою ведет.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Баркарола».

Выходит девочка-Лето.

Лето: Что такое лето?

Это голубое море света!

                Если солнце – зной и сушь,

                Если дождик – звонкий душ.

                Сколько утреннего света

                За распахнутым окном,

                По земле гуляет лето,

                Ходит лето босиком.

Воспитатель: Ребята, а за что мы любим лето? (Ответы детей.) Да, лето – прекрасная пора! А сколько летних игр и забав! Ведь у детей начинаются каникулы, а значит, больше времени для развлечений и игр. А какие игры вы знаете? («Золотые ворота», «Лапти», «Ловишка», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно», «Мышеловка», «Грибники и т.д.)

Музыкальный руководитель: Ребята, много вы знаете игр. А вот посмотрите, на столе лежат картинки. Они вам подскажут, в какую игру мы будем сейчас играть. Да, это игра «Чей кружок скорее соберется?» (Игра на развитие танцевального творчества.)

Музыкальный руководитель: Хорошо играли, молодцы! А какой танец вы хотели бы станцевать на летней полянке?

Дети: «Зажигай».

Музыкальный руководитель: Вставайте на свои места, слушайте внимательно музыку, выполняйте движения в правую сторону. Смотрим на Наташу и делаем вместе с ней. Молодцы! Все старались. Но вот и лето красное прошло, а нам пора отправляться дальше.

Воспитатель: Мы простились с летом красным

                        И с зеленою листвой.

                        А теперь отправимся в лес осенний золотой.

(Переворачивает календарь, надевает накидку девочке-Осени.)

                        Осень золотая в гости к нам идет,

                        Сентябрь, октябрь, ноябрь

                        С собою приведет.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь».

Выходит девочка-Осень.

Осень: Золотая осень в гости к вам пришла,

                Урожай богатый с собою принесла.

Пожелтело все вокруг:

Лес, тропинки, поле, луг.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на нашем осеннем дереве висит что-то необычное. Что же это такое? (Самоварчик.) А что он вам напоминает? (Танец.) Я предлагаю девочкам станцевать его, а мальчики будут оценивать их исполнение.

Танец «Самоварчики», музыка русская народная.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Ну, мальчики, кто вам понравился больше всех и почему? (Анализ, оценка мальчиков.) Девочки сегодня танцевали, а вот нам всем хочется посмотреть, как наши мальчики танцуют. Танец у них называется «На полянке». Девочки, смотрите внимательно, а потом скажете, кто вам больше всего понравился и почему.

Танец «На лесной полянке».

Музыкальный руководитель: Молодцы! Девочки, вам слово. Кто вам больше всего понравился? (Ответы.) Вот и подошло к концу наше путешествие по временам года. Давайте перевернем последнюю страничку календаря и закроем его. (Переворачивает, на последней страничке прикреплено угощение с изображением ягод, листочков, сосулек.)

Воспитатель: Ребята, а календарь –то действительно волшебный – на последней странице собрались все времена года: здесь и ягодки, и листочки, желтые и зеленые, и снежинки… Это зима, весна, лето и осень приготовили вам угощение.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.) Наше путешествие подошло к концу. Попрощайтесь с гостями. (Машут и уходят.)

Библиография:

  1. Модернизация системы образования.
  2. Государственные образовательные стандарты.
  3. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников. – СПб, 1994.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Дьяченко О.М. Выразительные движения. – М.: Научный центр Венгера, 1996.
  6. Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Нижний Новгород, 2008.
  7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: ГИЦ Владос, 2003.
  8. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как музыкознание. – М., 1980.
  9. Музыкальное воспитание дошкольников/Под ред. Радыновой О.П. – М.: Просвещение, Владос, 1994.
  10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1977.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»   Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Путешествие в страну математических чудес»

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.Задачи:Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.Раз...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие Светлячка»

Цель: приобщение детей к физической культуре через различные виды деятельности.             Задачи:...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности,  образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшей группы на тему: « Путешествие по сказкам»

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, Формирование речевого развития детей через игровую деятельность....