"Волшебные нотки"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Савина Светлана Анатольевна

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область музыка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon volshebnye_notki.ppt1.03 МБ
Microsoft Office document icon volshebnye_notki.doc115.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 6 «РОСИНКА»

(ЛГ МАДОУ  «ДСОВ № 6 «РОСИНКА»)

Конкурс методических разработок учебных занятий с применением ИКТ

 в номинации «Дошкольные образовательные учреждения»

 «ВОЛШЕБНЫЕ НОТКИ»

Конспект занятия для детей старшей группы

(образовательная область «Музыка»)

Музыкальный руководитель: Савина С.А.

Лангепас   2012

Цель: Познакомить детей  с нотной грамотой: нотный стан, положение нот первой октавы, названия нот, скрипичный ключ.

Вид: интегрированное (познание + музыка)

Задачи:

1. Развивать стремление изучать названия нот;  упражнять детей в чистом пропевании гаммы в восходящем и нисходящем порядке.

2. Продолжать развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.

3. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.  

4. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприимчивость к музыкальным произведениям.

Дидактический материал к занятию: слайдовая презентация, аудиозаписи, набор детских музыкальных инструментов, ширма, кукла бибабо Петрушка, пирамиды с изображением знаков, обозначающих ноты, шапочки для нот.

Содержание и методика проведения:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие:  Крепко за руки возьмемся

                      И друг другу улыбнемся.

                      Солнце поднимается,

                      Сердце согревается,

                      Просыпается земля

                      Вместе с ней и я. (выполнение упражнения вместе с детьми)

Музыкальный руководитель: Много раз мы приходили в этот зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную  страну  «Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас  ждет много интересного и необычного. Давайте закроем  глаза и пусть сказочная  музыка перенесет нас в эту волшебную страну.

Звучит «Музыкальная табакерка» А. Томази.  (Слайд №1). 

Музыкальный руководитель: Посмотрите, мы оказались в стране, где  живет удивительный народ. Он очень музыкальный, может петь и танцевать. А зовут его – музыкальные ноты.  

 А вы знаете, где живут ноты? (Ответы детей). Правильно, в домике. (Слайд №2). В этом чудесном пятиэтажном доме у каждой нотки была своя маленькая комната, которая находилась на отдельном этаже.

«До» – самая старшая и мудрая жила под первым этажом на добавочной линейке. (Слайд №3).

«Ре» - самая добрая и милая – рядом с ноткой До.

«Ми» - была самой веселой, жила на первом этаже, на первой линейке.

«Фа» - гордая нота - в окошечке между первой и второй линейкой.

«Соль» - непоседа, на второй линейке.

«Ля» - всегда поющая, жила между второй и третьей линейкой.

«Си» жила выше всех – на третьей линейке, самая младшая и самая капризная.

Каждое утро проснувшись, нотки выстраивались по порядку, каждая нотка пела свой звук по очереди, первой всегда начинала петь До. Так они и распевались.  

А сейчас, ребята споем распевку про ноты.

До- воробышка гнездо,

Ре- деревья во дворе,

Ми- котенка покорми.

Фа – в лесу кричит сова,

Соль - играет детвора,

Ля - красивая земля,

Си- все снова повтори.

 До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Си, Ля, Соль, Фа, Ми. Ре, До.

                    Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

                    Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.

Музыкальный руководитель Ребята, чтобы зайти в дом и свою квартиру, что для этого нужно? /подсказка: чем родители открывают дверь?/ Правильно ключами. А у ноток, так же, как и у нас есть свой ключик.

Чтобы в домик нам попасть,

Нужно ключик отыскать.

Завитой, красивый знак-

Это ключ отличный,

Это ключ скрипичный.  (Слайд №4)

В дом вошли мы необычный: Пять линеек! Вот так дом!  (Слайд №5)

Музыкальный руководитель: "Нотоносец" дом зовут, а по-другому этот дом называется "Нотный стан". Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том.  (Слайд №6)

Музыкальный руководитель: Что такое? Что за чудо? Это ноты? А откуда? Как будто разорвали здесь нотную тетрадь. И ноты разбросали – нам надо их собрать.

Игра «Кто скорей?»

Музыкальный руководитель:

Вот теперь все нотки в сборе,

Значит, петь сумеем вскоре!

Будем с нотами дружить,

Песни новые учить.

Мир поющий так чудесен,

Много в нем прекрасных песен!

                 Песня «С музыкой дружат все дети Земли!»  Т. Шикаловой

Музыкальный руководитель: После распевания нотки менялись местами и пели. Получались красивые мелодии. Так продолжалось изо дня в день до тех пор, пока нотки не заболели, какой-то странной болезнью (Слайд №7). Они не могли петь, хрипели, кашляли, а если и пели, звуки получались фальшивыми, то выше, то ниже. И   никак не получался чистый звукоряд.  Тогда нотка До вызвала Доктора (Слайд №8). Доктор осмотрел всех больных, прописал лечение. Ноткам нужно было, согласно лечению, помолчать недельку. Давайте поможем ноткам выздороветь, отгадаем, какие нотки спрятались в словах (Слайд №9) (дети выполняют задание).

Музыкальный руководитель: Пусть музыка всё наполнит вокруг,

                                               Да здравствует музыка – солнечный друг.

(Слайд 10)

Давайте повеселимся вместе с нотками.

«Танец  в кругу» М. Михайлова

Музыкальный руководитель: Услышав нашу веселую музыку - к нам спешит гость. Кто же он?

Музыкальный руководитель (или воспитатель) надевает куклу би-ба-бо Петрушку и разыгрывает сценку за ширмой..

Петрушка. Ой-Ой-Ой!

Музыкальный руководитель: Кто это кричит?

Петрушка. Это я, Петрушка!

Музыкальный руководитель: Где же ты?

Петрушка. Здесь я, здесь! На меня инструменты упали и их нужно собрать.

Музыкальный руководитель. Вот беда, какая! А какие же инструменты?

Петрушка. Музыкальные! Я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек, я им постучу по инструментам. А вы  по звуку догадаетесь,  что это за инструмент (металлофон, бубен, ксилофон, треугольник, погремушка, колокольчик).

Д/игра «Угадай, на чем играю»

Музыкальный руководитель. Ну, вот мы и отгадали, какие инструменты упали на  Петрушку.

Петрушка (выходит из-за ширмы). Здравствуйте, дети, хорошо вы знаете, как звучат музыкальные  инструменты, а ещё поиграть хотите?

Музыкальный руководитель. А какая у тебя игра, Петрушка?

Петрушка. Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Собери пирамиду». Но это пирамида непростая, а с секретом. Сейчас вы обойдете пирамиду и скажете в чем ее секрет  (дети выполняют задание и видят на обратной стороне бусины-ноты).

 Музыкальный руководитель: На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие звуки. Как называются эти знаки? (ответы детей). Оказывается,  из нот тоже можно строить пирамиды. Послушайте считалку.

До- ре- ми- фа-соль- ля- си

Едет кошка на такси.

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду.

Игра «Пирамида с секретом»

(Дети строят различные варианты пирамиды, музыкальный руководитель помогает  определить,  какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты).

Петрушка. Повеселился я с вами, пора мне домой идти, только дорогу я что- то забыл.

Музыкальный руководитель. Петрушка,  мы тебе поможем. Ребята,  возьмите музыкальные инструменты, становитесь друг за другом.

Музыкальная игра «По дорожке»

Музыкальный руководитель:    Пойдем по дорожке прямой,

                                                    Вы идите все за мной.

                                                (Дети идут, размеренно ударяя ногами об пол).

 Музыкальный руководитель. 

 Слышите, дятел стучит о сучок.

  Тук- тук, тук-тук!   (Играет  на палочках).

  И мы повторим этот звук (дети повторяют).

Сейчас по тропинке свернули направо,

Увидели зайца, он прыгнул в канаву.

 А ножки стучат:  Туки- туки- туки- тук (Играет  на палочках).

 Повторим, дети этот звук (дети повторяют)

 Вот вышли из леса - кругом тишина,

 Только стучат два веселых бобра:

 Тук-тук  да тук, тук-тук да тук! (Играет  на палочках).

  Повторим, дети этот звук (дети повторяют)

Музыкальный руководитель: Вот и выбрались на прямую дорожку. А теперь, давайте попрощаемся с Петрушкой (Петрушка уходит).

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу, и я тоже хочу с вами попрощаться. А на прощание хочу вам пожелать: «Если будете стараться и усердно заниматься, то терпение и труд вас к успеху приведут».  До свидания, дети.

Библиографический список

  1. Михайлова М.А. Воронина Н.В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения», Ярославль, Академия Холдинг, 2000г.
  2. Морева Н.А. «Музыкальные занятия в дошкольном учреждении М., «Просвещение» 2004 г.
  3. «Музыкальная палитра» - учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ. – СПб.: ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра» -2001. - №3.
  4. Новиковская О.А. «Логоритмика», С.-П. «Корона принт» 2005г.
  5. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников, М. «Аркти», 2000г.
  6. Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности» С.-П., 1997 г.

Оглавление

  1. Конспект занятия.
  2. Слайдовая презентация «Волшебные нотки».
  3. Библиография.
  4. Приложение:

          4.1 Описание игры «Все мы музыканты» Е. Тиличеевой;

          4.2 Описание движений «Танец в кругу» М.Михайлова;

          4.3 Описание игры  «Кто скорей?» Авторская игра.  

«Танец в кругу»   М.А.Михайлова

 

Дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение педагога. Для напева используется хорошо знакомая русской народной песни «Как пошли наши подружки».

Мы сейчас пойдем направо

Дружно – раз, два, три!

А потом пойдем налево

Дружно – раз, два, три!

В центре круга соберемся

Дружно – раз, два, три!

И на место все вернемся

Дружно – раз, два, три!

Мы тихонечко присядем,

Дружно – раз, два, три!

И немножечко приляжем (Дети складывают руки под щекой.)

Дружно- раз, два, три!

Мы поднимемся тихонько

Дружно – раз, два, три!

И попрыгаем легонько

Дружно – раз, два, три!

Пусть попляшут наши ножки (Дети притопывают ногами.)

Дружно – раз, два, три!

И похлопают ладошки

Дружно – раз, два, три!

Повернемся мы направо (Кружатся в правую сторону.)

Дружно – раз, два, три!

Не начать ли все сначала

Дружно- раз, два, три! (Дети снова берутся за руки.)

Музыкальная игра  «Все мы музыканты»  Муз. Е. Тиличеевой

Дети сидят на стульчиках и держат погремушки, барабаны, дудки и т.д. Педагог поет песню. Когда поется про звоночки, дети, у которых в руках погремушки, начинают ими греметь. Если звучат слова про барабаны, то в игру вступают дети с барабанчиками; а если педагог пропел про гудки, то третья группа детей с дудками начинает в них дудеть. Усложняя задание, взрослый произвольно чередует порядок куплетов песни и музыкальных инструментов.

Припев:

Все мы музыканты, вот нас сколько!

Мы сыграем польку для друзей.

1.Эй вы, звоночки, зазвоните,

Весело звоните, ди-ли-день!

Припев:

2.Бум-бум-бум – в барабаны бей!

Бум-бум-бум – ну-ка кто сильней?

Припев:

3.Ду-ду-ду-гудки гудят,

Ду-ду-ду – зовут ребят!

Музыкальная игра "Весёлые нотки"

Авторская игра  для развития детского музыкального творчества

 Дети свободно стоят по залу врассыпную. Музыкальный руководитель читает стихотворение:

 «Семь лишь нот всего на свете,

 Хоть любого ты спроси!

 Их, конечно, знают дети? »

 Дети хором отвечают:

 «До, ре, ми, фа, соль, ля, си! »

 Музыкальный руководитель:

 «Ноты буду называть, дети станут танцевать!

 Назову предмет – замри!

 Ты смекалку прояви и предмет изобрази! »

 Далее музыкальный руководитель пропевает любую ноту, звучит музыка (например: вальс). Дети двигаются свободно по залу, не наталкиваясь друг на друга, в соответствии с характером музыки.  По окончании звучания музыкальный руководитель называет любой предмет (например: «цветок»). Дети останавливаются, изображают названный предмет и стоят, замерев, пока музыкальный руководитель не пропоёт любую другую ноту.  Игра продолжается с движениями под другой музыкальный фрагмент. Это может быть полька, марш, пьеса в быстром или медленном темпе. Необходимо обговорить с детьми, что изображая названные предметы, все должны проявить фантазию и постараться показать непохожие друг на друга позы.

 Называть можно как одушевленные предметы (животные, птицы, рыбы, так и неодушевленные (деревья, предметы быта, транспорт и т. п.).

 Игру можно проводить до семи раз подряд по количеству нот в гамме.

«Кто скорей?»

Авторская игра  для развития внимания и памяти

Оборудование: детские стульчики по количеству нот (семь),  Шапочки с изображением нот.

Стулья стоят в ряд. Дети ходят в середине круга и напевают:

Мы по кругу идем-

Звонко песенку поем.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Си-ля-соль-фа-ми-ре-до

А как песенку допели

Нотки быстро в домик сели.

После слова «сели»,  дети-«нотки» бегут к стульчикам,  садятся  в        последовательности расположения нот по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебные нотки"

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием элементов музыкальной грамоты....

"Волшебные нотки"

праздничная концертная программа-поздравление для работников детского сада в День 8 марта...

Игры для закрепления УМК. "Тылсымлы ноталар" (волшебные нотки)

Игра по УМК весёлые нотки, предназначена для запоминания цветов на татарсокм языке...

Конспект НОД "Волшебные нотки здоровья"

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в различных видах музыкальной деятельности, на основе здоровьесберегающего подхода....

Музыкальное занятие для детей старшей группы "Волшебные нотки".

Конспект открытого музыкального занятия с использованием современных инновационных технологий в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста....

Презентация к музыкальному занятию в старшей группе "Волшебные нотки".

Презентация к музыкальному занятию в старшей группе с использованием инновационных технологий....

Конспект музыкально- образовательной деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки"

Конспект Музыкально -  образовательной  деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки" - младший дошкольный возраст. Конспект составлен в соответствии программы "...