Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа) по теме

Кондратьева Валентина Георгиевна

 О важности развитие у ребенка музыкально- ритмической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kondrateva_muz._teatr._igra.doc102.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

Статья «Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста». Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

В современном понимании игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» (Запорожец А.В.). В период дошкольного детства она является ведущим видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на процесс его психического развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.). Понятием игра объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые отличаются, прежде всего, по характеру действий и их направленности - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд однокоренных слов однозначно указывает нам на родство театрализованных игр с театром.  Театр  - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, который соединяет в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, поэзии) (Е.В.Семенов, К.С.Станиславский и др.).

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества. В ней дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности, одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, развитию не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В.Артемова, Л.С.Выготский, Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович, Д.Б.Эльконин и др.). Это показывает ее широкий развивающий потенциал.

Наряду с большим сходством с театром, театрализованная игра и существенно от него отличается. В отличие от театральной постановки она не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров и профессиональной игры.  В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театре и обряде - необходимо более полное профессиональное преображение в образ, отход от индивидуальности.

Анализ точек зрения, отраженных в литературе, позволяет нам  рассматривать театрализованную игру как  деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных границах, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или  куклой) и выражается с помощью различных символических средств (мимики, пантомимы, графики, речи, пения и т.п.).

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей (М.А.Васильева, С.И.Мерзлякова, Н.Ф.Сорокина, Е.Л.Трусова). Перевоплощение в театрализованных играх всегда подчеркнуто материально переодеванием или куклой. Это способствует постепенному развитию у детей функции замещения.

В сюжетно-ролевых отношениях ребенку открываются моральные и нравственные нормы поведения, осуществляется ориентировка в этих нормах, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение (А.В.Запорожец, С.Н.Карпова, Л.Г.Лысюк). Вместе с тем выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование ее новых социальных мотивов (Л.Г.Стрелкова). Поэтому одной из задач взрослого при организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а также создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий, осознание их благодаря означиванию в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).  Это согласуется с практикой направленного использования ролей в классической психодраме Я. Морено, в юнгианской психодраме, в отечественной психотерапии детей с неврозами (Э.Барц, А.И.Захаров).

Учитывая наличие сходства между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой, можно предположить, что линии влияния театрализованной игры на психическое развитие ребенка, аналогичны тем, которые определены для сюжетно-ролевой игры (О.А.Карабанова, Д.Б.Эльконин и др.). Основными из них являются: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, формирование идеального плана сознания, интериоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведения, и произвольности поведения, эмоциональное развитие.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть и проанализировать, продраматизировать ситуацию, сценарий с точек зрения разных персонажей, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности (О.А.Карабанова).

Игра требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, что обеспечивает возможность формирования произвольности в поведении (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.).  Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение детей (Б.М.Теплов).  Сказка - мощный социализирующий фактор, создающий дополнительный главенствующий мотив, ради которого дети способны преодолеть сиюминутность желаний (А.И.Захаров). В процессе восприятия художественных произведений дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович). В отличие от когнитивной, эмоциональная коррекция характеризуется приведением общей направленности и динамики поведения в соответствии с «личностным смыслом» проблемной ситуации, с тем значением, которое она имеет для удовлетворения потребностей субъекта, для реализации его ценностных установок и ориентаций (А.Н.Леонтьев).

Еще одним источником эмоционального развития ребенка является музыка. Музыка создает условия для эмоционального комфорта детей, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности. Музыкальная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями как собственно специально организованная деятельность, так и в роли сопровождения и дополнения другой деятельности ребенка, в частности игровой.

Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.

Музыкальное развитие ребенка – это процесс его духовного становления и совершенствования, результатом которого становятся те новообразования в духовном мире ребенка, которые формируются и развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки, а именно: творческое воображение, постигающее мышление, элементы рефлексии (познание через музыку собственного «Я» и окружающего мира), коммуникативные качества, ориентация на позицию другого человека и др. Среди многообразия задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста наиболее актуальными для нашего исследования являются: накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой, психологическая разрядка и психоэмоциональная комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов деятельности.

По мнению Деркунской В.А. и Акуловой О.В., в старшем дошкольном возрасте искусство становится целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает выражать ребенку свои эмоции чувства близкими ему средствами: звуками, движением, словом и т.д. Ведущей линией развития ребенка дошкольного возраста является процесс социализации. Ребенок познает мир человеческих отношений и способов выражения эмоций. Процесс развития в дошкольном возрасте – процесс активного вхождения в социум, культуру и на этой основе – процесс самоидентификации собственного «Я», своих возможностей и способностей. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка.

К. Орф считает, что наиболее сильным средством воздействия на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные   игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах. В процессе проведения музыкально-театрализованных игр у детей актуализируется игровая мотивация, они раскрепощаются, повышают свою познавательную активность, расширяют кругозор. Музыкальные занятия, и входящие в них музыкально-театрализованные игры, основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, театра, живописи, литературы и т.д. Музыкально-театрализованные игры занимают особое место в процессе воспитания дошкольников. В этом виде деятельности гармонично сочетается решение задач эмоционального, социального, эстетического развития ребенка средствами музыкальной и игровой деятельности, а также решения.

Старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации.

Использованная литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  2. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – МН.: Юнипресс, 2006. – 176с.
  3. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М., 2007. – 144с.
  4. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб., 2005. – 384с.
  5. Солнцева О. В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб., 2004. — С. 16—42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста".

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...

Роль сюжетно–ролевой игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строитьс...

Подвижные игры – средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

Сборник интересных подвижных игр, которые можно использовать в различных видах двигательной активности детей дошкольников...

Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО »

ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...

СТАТЬЯ: "Музыкально-театрализованные игры как средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста"

Те­ат­ра­ли­зо­ван­ная иг­ра – деятельность не­обык­но­вен­но на­сы­щен­ная в эмо­цио­наль­ном от­но­ше­нии, что д...

Отчёт по самообразованию Тема «Использование театрализованной игры как средство развития и воспитание детей дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию «Использование театрализованной  игры как средство развития и воспитание детей дошкольного возраста»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в иг...