Мастер - класс
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме

Вейп Елена Александровна

Мастер- класс для музыкальных руководителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_veyp_posled_4.doc82.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Уважаемые  жюри  конкурса,  уважаемые  коллеги!

 Разрешите  представить  вам мастер – класс, цель   которого повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов  развития  музыкальных  способностей детей  старшего  дошкольного  возраста в  процессе  проектной  деятельности.

 В  настоящее  время  в  России  идет  процесс  становления  новой  системы  образования,  ориентированной  на  мировое  образовательное пространство.  Этот  процесс сопровождается     изменениями  в  педагогической  теории и  практике:  так,  детские  сады  приобрели  право  выбора  содержания  и  методов  работы  с  детьми.  

          Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что детям   дошкольного возраста   необходимо  развивать  музыкальные   способности,  поэтому  в  своей  педагогической  деятельности  использую метод проектов как  форму музыкального развития дошкольников, которая в настоящее время, активно используется в практике работы дошкольных образовательных организаций.

Применение метода проектов для музыкального развития детей требует объединения усилий музыкального руководителя, воспитателей и родителей детей.

           В современном  дошкольном  образовании   занятия как основная форма обучения уходят на второй план.  

Вопрос: Как можно без традиционных занятий обеспечить музыкальное развитие детей?

Ответ:  Все обучение должно строиться на основе интеграции различных видов детской деятельности (продуктивной, двигательной, игровой).

Уважаемые коллеги!

 Основой  предлагаемой   системы    по развитию музыкальности детей  старшего дошкольного возраста  является  проектная  технология.

Работа по  реализации  системы  разделана  на  несколько  этапов:

Начальный период  выявление уровня  музыкального развития детей  старшего  дошкольного возраста, изучение индивидуальных особенностей и интереса к музыке.

На  формирующем  этапе   проводится   работа  по  апробации  системы       для  решения педагогической проблемы.

Уровень  развития  музыкальных  способностей  детей на заключительном  этапе  определяется   в  форме   творческого  отчета.

Проведенная  диагностика на  заключительном  этапе  доказала  успешность  выбранных  методов  и  приемов  для  решения  обозначенной  педагогической  проблемы.

Показатели  эффективности  проектной  деятельности  на  основе  интересов  в  развитии  музыкальных  способностей:  неоднократные  победы  воспитанников  детского  сада  на  районных  конкурсах  детского  творчества,  увеличение  количества  детей,  поступивших  в  музыкальные  школы,  вокальные  и  хореографические  студии.

Для  успешной  работы  скорректировано содержание образовательного процесса за счет внедрения в практику  проектной  технологии,   создано необходимое  предметно-развивающее  пространство;  

 Представляю  вашему  вниманию  формы,  методы и  средства   проектной           технологии    по  развитию музыкальных  способностей  детей  дошкольного  возраста.

   Наиболее  эффективные формы    работы  с  детьми это

вариативные формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая,  индивидуальная, парная, игровая.

В процессе  развития  музыкальных  способностей    используются разнообразные методы.

Метод  учебных  проектов -  одна  из  важнейших  проблем  современного  дошкольного  образования.   Указанный    метод  является  личностно  ориентированной  технологией,  интегрирующей проблемный  подход,  групповые  методы,  рефлексивные,  презентативные,  исследовательские,  поисковые  и  прочие  методы.

Используя в работе метод тематических проектов,  заметила, что, прислушиваясь к детям, можно найти много интересных тем для проекта.

Работа с детьми  в рамках проектного метода осуществляется  поэтапно.

Первый этап работы в рамках проекта - это целепологание, который включает  в себя: определение проблемы, отвечающей потребностям детей; постановку цели проекта и его мотивацию.

Интересен способ разработки тематического проекта, связанный с использованием модели трех вопросов. Что мы знаем? Что мы не знаем? Как можно узнать?

   На первом этапе  выясняется, что  дети  знают  по  интересующейся  теме,  для  этого  проводятся  серии  НОД  с  использованием  элементов «мозгового  штурма»,  или  «банк  идей»  при  котором  создается поисково-  проблемная  ситуация,  составляется  карта  детских  идей.

Уважаемые  коллеги,  что  вы  знаете  о  песни,  какие  бывают  песни?

 Дети  старшей  группы  представили  песню   в  виде картинок  (слад).

Второй этап – разработка проекта, привлечение детей  к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.  Выслушав предположения детей,   проверяется  гипотеза. В ходе обсуждения   дети  находят   различные  экспериментальные  пути,  которые    отражаются  в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках -  коллажах. Рассказываю по презентации…. (слайд  Любы )

Третьи этап –   реализация  проекта  в  разных  видах  детской деятельности  в  центрах  активности.

Уважаемые  коллеги,  какие  вы   знаете  центры   активности? (ответы)

      В  центре  литературы  дети знакомятся с историей возникновения  русской  песни, танцевальными  жанрами, музыкальными  инструментами,  нотной  грамотой.

В центре литературы дети могут быть не только слушателями, но и исполнителями.  

 Исполнение   песни требует  особой  подготовки  голосового  аппарата. Поэтому в  центре музыки,  для развития и закрепления у них певческих навыков (дыхания, голосоведения, дикции, артикуляции, чистоты интонирования, звукообразования, ансамблевого пения) использую разнообразные приемы.

Пение у многих детей прерывистое, дыхание короткое,  поэтому  чтобы  научить  ребенка  правильно  петь  русские народные  песни,  необходимо подготовить  голосовой  аппарат  к  пению,   для  этого  использую  в  работе  с  детьми    специальные дыхательные упражнения,  которые   тренируют у них  правильные вдох и выдох.

 

Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Во время выполнения дети воспроизводят звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш.…Жужжит пчела: ж-ж-ж…

- детям нравится выполнять упражнения на дыхание: «задувание свеч», сдувание «парашютиков» одуванчика, задание «остуди чай», быстрый выдох «рубим дрова», «качели» и др.;

- для тренировки длинного выдоха хороши прибаутки, считалки и скороговорки;

- учит дышать по расчету времени, развивать четкую дикцию упражнение «Раз мартышка, два мартышка». Кто насчитает больше мартышек?

Игровое дыхательное упражнение «У кого что внутри» направлено на развитие артикуляционной моторики, дыхания, гибкости голосового диапазона.

У зайчика – пушинка (легко сдувать воображаемый пух с ладоней).

У тигра – рычалка (сопровождать произнесение звукоизобразительного элемента «рр-рр» на выдохе).

У мышки – пищалка (слог «пи» произносится тонко и быстро).

Распевание «Вверх-вниз»   направлено на расширение певческого диапазона. Предлагаем голосом проделать горизонтальную и дугообразную линию. Ведя пальцем по первой линии, тянем гласную «о-о-о» на одной высоте, без повышения и понижения до конца линии.  Теперь приготовьтесь изменять голос с более низкого «толстого» на более высокий «тонкий», и в обратном направлении. Желательно проделать этот путь несколько раз. Такое упражнение расширит певческий диапазон.

В работе над чистотой интонирования и развития мелодического слуха используются следующие приемы:

- пропевание мелодии по  слогам;

- пропевание трудных ходов мелодии;

- показ рукой движение мелодии;

- пение шепотом; «цепочкой»;

-пение а сареllа, с солистами, ансамблем.

Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, раскрепощает детей, снимает напряжение. Большим успехом пользуется игровое упражнение "Музыкальное эхо".

Другое певческое упражнение  «Слово на ладошке» интересно тем, что слова не только пропеваются, но и прохлопываются в соответствующем ритме и темпе. Эти упражнения  позволяют развивать звуковысотный слух, чувство ритма, четкую дикцию и артикуляцию.

        В  центре  искусства  поместили  необходимые  принадлежности:  бумагу,  клей,  краски,  карандаши,  мелки,  ножницы,  лоскуты  ткани  для  вырезания  и  наклеивания.  Дети  совместно  со  взрослыми  изготавливают  атрибуты,   костюмы,  шумовые  инструменты,  поделки.

        Известно,  что     песня   исполняется    в  сопровождении музыкальных  инструментов.  И  сейчас   представляю   центр   манипулятивных игр. В данном центре активности детям предоставляется возможность играть с различными предметами, природными материалами, создавать совместно с взрослыми шумовые инструменты, используя их не только  в музыкальной деятельности, но и самостоятельной деятельности.

Вашему  вниманию  предлагаю шумовые   и  музыкальные  инструменты. (демонстрация).

Музыкальный  треугольник  используется  для  развития  звуковысотного  слуха,   с помощью  трещоток,  ложек,  мультитона,  маракаса  у  детей  развивается  ритмический  слух, музыкальная  память,   внимание,    музыкальные  способности.

Четвертый этап – подведение итогов и определение задач для новых проектов.   Данный  этап   необходим  для  завершения  работы,  для   анализа    проделанного,  самооценки  и  оценки  демонстрации  результатов.  (слайд)

На  презентации   воспитанники воодушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать;    о песнях, танцевальных  жанрах,  музыкальных  инструментах,  нотной  грамоте.   Итогом  совместной  деятельности  детей  и  взрослых  стал   коллаж  в  виде  рисунков  и  фотографий. На самом деле, процесс работы над  проектами позволяет   решить целый ряд образовательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творчества.

Музыкальное  образование  в  ДОУ строится  на  основе  5  видов  музыкальной деятельности (экран),  которые  активно  используются  при  реализации  любого  проекта  по  развитию   музыкальных способностей  детей  старшего дошкольного  возраста.

        Уважаемые  коллеги!  (Имитационная  игра)

  Один  из  основных  видов  музыкальный  деятельности -  восприятие  или  слушание  с  музыки.

 Перед  вами  лежат  карточки,  на  которых  изображены 2  танцевальных  жанра:  вальс  и  полька.  Предлагаю  прослушать  музыкальное  произведение  и  определить  к  какому    танцевальному  жанру  оно  относится,   и  поднять  соответствующую  карточку.  Почему? Какой  характер  пьесы. ( 2  второе  муз.  произ ?)

 Предлагаю  игровое упражнение "Музыкальное эхо",  которое использую  в  музыкальной  деятельности  пении.

Как отвечает эхо на вопросы? Повтором. Верно. Допустим, я спрошу: «Сколько времени сейчас?». Что ответит мне эхо? Ну, конечно: «Час! Час!». Вот вы и стали эхом. Готовы? Начинаем:

Собирайся, детвора!                            Ра! Ра!

Начинается игра!                                 Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                         Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей!                        Лей! Лей!

Это задание может усложняться использованием ритмических движений (хлопков, щелчков, притопов).

Другое певческое упражнение  «Слово на ладошке» интересно тем, что слова не только пропеваются, но и прохлопываются в соответствующем ритме и темпе.

Я найду слова везде

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

 Следующий  вид  музыкальной  деятельности -  музыкально-  дидактические   игры.

Музыкально -  дидактические  игры « Определи  музыкальный  жанр»,  «Собери     оркестр».

У  вас  на  столе  лежат  карточки,  выберете  себе   игру   и  подберите  соответствующие  картинки.

-_Какой  жанр  у  вас  получился?

-  Почему  вы  к  песенному  жанру  подобрали  именно  эти  картинки.

- Какой  оркестр  вы  собрали?

Переходим  к  следующему  виду  музыкальной  деятельности -  музыкально -  ритмические  движения.

        Для  того,  чтобы  познакомить  детей  с  элементами  танца,  использую слова -  подговорки,  которые помогают  запомнить  правильное  название элемента  танца, способствует комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки. Подговорки так же можно использовать как речевые игры, не только в музыкальной деятельности но и в самостоятельной деятельности детей. Вашему вниманию предлагаю танцевальное движение приставной шаг, который используется в разных танцевальных жанрах

Шаг - присяду, шаг- присяду

                                         Спину прямо я держу

                                         Танцевать себя заставлю

                                         Я танцором стать хочу!

          Любимый  вид  музыкальной  деятельности  детей  игра  на  детских  музыкальных  инструментах.  Я  предлагаю  вам  поиграть  на   шумовых  инструментах.  И сейчас  вы  с  вами  разучим  пьесу «Весенняя капель».

        Возьмите  понравившиеся  вам  инструменты. Какой  вы  взяли  инструмент?  (даешь  название  инструмента)

- А  сейчас  слушаем  музыку  и  повторяем  за  мной.

Итак,  уважаемые  коллеги, вы  ознакомились  с     проектной технологией    развития  музыкальных  способностей  детей  старшего  возраста.  

А  я  вам  предлагаю  по  алгоритму  составить  проект    в  соответствии  с  направления   ООП.    Перед  вами  лежат  материалы  для  проектов  по  различным  направлениям. Выберите  одно  из  направлений  и  по  алгоритму  составьте  соответствующий  проект.

Моделирование  проектов.

Уважаемые  коллеги,  представьте  свой  проект

- по  какому  направлен  составлен  ваш  проект?

-  возникли  у  вас  трудности  при составлении  проекта?

- что  вам  помогло  составить  проект?

-  вы  в  своей  работе  используете  проектную  технологию?

 

Рефлексия.

  1. Идя  на   мастер -  класс, я ____________________________
  2. Новым для  меня (не) было_____________________
  3. Сегодня  я  поняла,  что ________________________
  4.  В  своей  практической  деятельности я  буду использовать_______

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...