Главные вкладки

    Статья «Артистизм - как важный элемент в исполнении танцев»
    статья по музыке (подготовительная группа) по теме


    Статья  "Артистизм - как важный элемент  в исполнении танцев"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья26.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Артистизм - как важный элемент в исполнении танцев»

    Хореография - искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

    Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.

    Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей на утренниках, праздниках, фестивалях и конкурсах, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.

    Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

    Как добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.  Первым кто отступил от филигранной, отточенной, но холодной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете,  был одним из величайших русских балетмейстеров и педагогов  Мариинского  театра - Михаил Фокин.

    Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа - классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами для каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий: "Класс - танец" Н.Тарасова, "Азбука - класс по танцам" Н.Базаровой, В.Мей; "Основы русского народного танца" А.Климова; "Народный танец" Т.Ткаченко; "Русский народный танец" Т.А.Устиновой и множество других пособий. Поэтому все, кого интересует методика преподавания танца, могут обратиться к учебной литературе и пособиям. Но не нашлось  ни в одном учебнике - как же развить артистизм у детей?

    Проанализировав  литературу, мастер классы по актерскому мастерству, а также на основе своего творческого опыта сложилась  целая система работы  по развитию артистизма у детей  старшего дошкольного возраста, которые занимаются хореографией в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Нижневартовска центре развития ребенка детском саду № 44 «Золотой ключик».

             Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любых мышц необходим тренаж. Для чего? Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц. Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство грима.

    Ярким, красивым выражением лица детей нужно научить - это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг лица необходим. Разминка под музыку:  Нижней челюсти, губ, щек и т.д., можно придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.

    Маски (радостная, испуганная, удивленная и т.д.). В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Часто дети просто не умеют, создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового. Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу - удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую. Эти занятия должны проходить "красной нитью" через весь урок. Допустим, в партерной гимнастике: одно упражнение делаю с улыбкой, другое с грустью. Ну а на середине можно пробовать одну и ту же комбинацию разными масками. Здесь нужно учитывать один нюанс: движения должны соответствовать той или иной маске.

    Живое лицо. По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют ногам. Это и понятно: ноги одни из основных элементов танца, несущие большую долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела - инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.

    Занятия мышцами лица обогатят исполнительское мастерство ваших детей. Позволят вам перейти к более сложным видам хореографии, такой, например, как сюжетная. Вы сможете показывать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая роль или образ. Всем известна страсть детей к кривляниям и подражаниям, поэтому они с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не займет у вас много времени, но занятия должны быть регулярными.

    Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на изображение животных, помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей и им они очень нравятся.

    Роль игры в развитии артистизма. Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же артистизма, кроме того является ведущей деятельностью дошкольника.

    У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более, что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место. Ведь достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат - будет дом. В игре можно полететь на луну, стать доктором, капитаном. Остановимся на тех игровых формах, которые облегчают процесс запоминания и освоения упражнений на занятиях по хореографии и придают им привлекательность в глазах детей.

    Импровизация как средство развития артистизма. Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) - сочинение стихов, музыки и т.д. в момент исполнения. Преобладает в фольклоре. Распространена в европейском музыкальном исполнительстве - основа джаза. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова - мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки. Импровизацию в хореографии можно назвать еще и "танцем в настоящем", "сиюминутной хореографией". Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. К.С.Станиславский считал, что если действия актера в роли подлинны и если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе импровизацию. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

    При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

    Воображение как необходимый элемент импровизации. Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами. Воображение проявляется прежде всего там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию. Фантазия, воображение: Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия - суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не только воображение детей, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

    Музыка на занятиях хореографией. Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: "Следует научить детей красиво двигаться". Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения - выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутье и соответствующая подготовка. Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки - ритмические, темповые, эмоциональные. Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле текста. Именно музыка, причем, хорошо подобранная, позволит вам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся детей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

    Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным. Итак, музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Именно в течении последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, соответствующие дошкольному возрасту. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с  требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

    Таким образом, выявив все аспекты и построив систему работы с дошкольниками по развитию артистизма в танце, можно добиться желаемого результата. Ведь очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние. Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы, в конце концов, увидеть на сцене ярких "звездочек", которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.

    Список литературных источников:

    1.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1974.

    2. Творческий процесс и художественное восприятие. М-, 1978.

    3.Бечак Б. А. Воспитание искусством. - М., 1981.

    4.Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском саду. Н. А. Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. - М., 1984.

    5. Станиславский К.С. Работа актера над собой – М., 1888

    6. Радынова, О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. М., 1990.

    7. Ригина, Г.С. Музыка для детей / Г.С. Ригина. М.,1995

    8. Чистякова М.И. Психогимнастика \ Под ред. М.И.Буянова. - М.,1995.

    9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.

    10. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.-М.,1998.

    11. Синицина Е. И. Умные сказки. Серия «Через игру - к совершенству», - М., 1999.

    12. Психология одарённости детей и подростков. М., 2000.

    13.Богоявленская Д.Б. Психология творческих спобностей. – М.: Академия, 2002                      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние музыкально-ритмических упражнений на качество исполнения танцев

    МММузыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельность удовлетворяетс...

    Мастер класс "Импровизация - как элемент творчества в танце"

    Мастер - класс для педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей работающих в дошкольном учреждении с детьми младшего. среднего и старшего возраста....

    Методы достижения эмоционального исполнения танца в работе с детьми

    Статья является размышлением автора, исходя из своего многолетнего опыта, о методах достижения эмоциональности в исполнении танца....

    Конспект НОД Аппликация с элементами рисования «Неваляшка танцует. Средняя группа.

    Задачи. Учить создавать образ игрушки в характерном движении («неваляшка танцует»). Показать способ передачи движения через изменение положения (смещение деталей для передачи наклона)...