Мастер - класс "Обучение танцевальным элементам русского народного танца"
проект на тему

Котова Светлана Геннадьевна

Соотвествует ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс в Колледже202.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс « ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.»

Картинки по запросу скачать фото ребёнка в танце кадрильПодготовила: Музыкальный руководитель Котова С.Г.

                                                                                                                                                                                                                                               МБДОУ детский сад «Берёзка»

1. Тема мастер - класса: «ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

 РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.».

2. Цели и задачи  мастер – класса:

Образовательная:  Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца.

Развивающая: Развитие интереса к традиционной танцевальной культуре русского народа, изучение традиционных движений русского танца

Воспитательная: - Формирование художественного и эстетического вкуса.

3. Методы и приемы: объяснение, демонстрация презентации и анализ ее содержания, практическая работа.

4.Содержание занятия мастер – класса по этапам.

I. Формирование умений.

Первый этап.

Шаг 1 .

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема мастер - класса «ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.».

Русский танец - это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии. Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период , в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления.

Шаг 2 .

XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др. И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы. Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, ланце и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.

Шаг 3 .

Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором десятилетии XX века. Это период начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства. Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы. Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме.

Шаг 4 .

Основы хореографического языка, лексики народного танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гормонию образа, действия и чувства.

Второй этап.

Вот, коротко раскрыв специфику движений русского танца, мы приступаем к изучению практического материала – традиционных народной хореографии.

Шаг 5 .

ПОЛОЖЕНИЯ РУК В РУССКОМ ТАНЦЕ

1-е положение

Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии, у девушек — кулачками, иногда ладонями; у юношей — чаще ладонями, иногда кулачками. Локти направлены в стороны. Это положение можно назвать «подбоченившись».

2-е положение

Руки скрещены на груди. У девушек руки или приближены к корпусу, или чуть отведены, правая рука находится под левой рукой, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук. У юношей руки от корпуса отведены, локти направлены вперед, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, выше локтя.

3-е положение (женское)

 Обе руки подняты невысоко в стороны и находятся между исходной и 2-й позицией, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед. Иногда девушка в правой руке держит платочек.

4-е положение (женское)

 Правая рука, согнутая в локте, поднята от локтя вверх, локоть от корпуса отведен в сторону и направлен вниз, кисть, повернутая ладонью к зрителю, находится чуть выше правого плеча, пальцы согнуты и опущены к ладони. Левая рука свободно опущена вниз и от корпуса отведена.

Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Простой бытовой шаг

И. п. ног: 6-я позиция, носки чуть разведены.

Шаги исполняются вперед, свободно и не напряженно. Нога опускается на всю ступню иногда с носка, иногда с каблука; в женском танце шаги иногда выполняются на низких полупальцах. Темп хода может быть медленный и быстрый, с шагом на каждую четверть или восьмую такта. В зависимости от характера танца ход может принимать различные оттенки. Шаги могут быть широкие, как бы стелющиеся по земле, тогда ход принимает лирический характер, придает танцу плавность и певучесть. Шаги могут быть частые, мелкие, но в то же время ровные и спокойные: девушка двигается легкой походкой, незаметно переступая ногами, тогда как корпус почти неподвижен. Шаги могут быть четкие, крепкие, с сильным ударом всей ступней об пол; такими шагами обычно двигается юноша, иногда девушка, горделиво подтянув корпус, приподняв голову, задорно поглядывая вокруг.

Переменный ход на всю ступню

Все три шага переменного хода выполняются одинаково, на всю ступню, переступая, а не скользя. После трех шагов исполнитель чуть задерживается на месте, затем продолжает ход с другой ноги.

И. п. ног: 6-я позиция, носки чуть разведены. Музыкальный размер: 2/4.

«раз»-  Шаг правой ногой вперед на всю ступню,

«и»- Шаг левой ногой вперед на всю ступню,

«два»-Шаг правой ногой вперед на всю ступню,

«и»- Пауза.

Ход продолжается с левой ноги. Корпус свободен или подтянут, голова прямая или слегка приподнята. Руки могут находиться в исходной позиции, во 2-й позиции, в положении 1 и т. д. Этот ход выполняется также назад, шагами на низких полупальцах.

«Припадание»

 Исполнитель делает боковой шаг на всю ступню, слегка приседая, затем подставляет другую ногу на полупальцы, сзади опорной ноги.

И. п. ног: 3-я позиция, правая нога впереди. Музыкальный размер: 2/4.

«и»- Исполнитель чуть заметно приподнимается на полупальцы левой ноги, отделяя правую ногу от пола.

«раз»- Боковой, слегка выворотный шаг правой ногой вправо, на всю ступню, слегка приседая. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола и приближает стопу сзади к правой ноге.

«и»- Левая нога опускается позади правой ноги на полупальцы, присогнутая в колене. Тяжесть тела переходит на левую ногу.

Правая нога спереди отделяется от пола, колено свободно, подъем свободен,

«два»- Повторение движения на счет «раз»,

«и»- Повторение движения на счет «раз-и».

Движение выполняется с одной ноги: с правой ноги, с продвижением вправо или с левой ноги, с продвижением влево. Корпус прямой. Ход может выполняться медленно, плавно, спокойно или быстро, четко.

По-иному выполняется «припадание» в русском сценическом женском танце. Исполнительница делает более широкий боковой шаг, опускаясь с носка на всю ступню, сильнее приседает; другая нога выворотно поднимается сзади до уровня щиколотки опорной ноги, вытянутая в подъеме и согнутая в колене. Корпус может с каждым шагом наклоняться поочередно то на правый, то на левый бок, голова наклоняется то к правому, то к левому плечу.

 Этим ходом исполнительница может двигаться из стороны в сторону, а также делать повороты на месте.

Третий этап.

После того, как выучили основные элементы, приступаем к изучению этюда. Соединяются движения и исполняются под музыку.

II. Подведение итогов.

Вот, мы с вами и познакомились с историей возникновения русского наподноготанца и со спецификой исполнения танцев. Каждый народ выражает в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо. Таким образом, и повседневные занятия, и весь жизненный уклад находят отражение в искусстве танца, придавая ему специфические черты. Я думаю, что эти знания полезны для общего развития и  пригодятся  вам  в будущем.

5. Прогноз результатов работы участников мастер – класса.

Мастер - класс знакомит участников с истоками  национальной танцевальной культуры, а также с условиями жизни и историей народа.  

1. Танцевальные этюд, составленный на основе традиционных элементов народной хореографии, прививают знание  народного стиля,  передает дух народности. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству. Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни.

2. Танцевальный этюд так же выполняет функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают участникам мастер - класса мир реально существующей красоты,  учит  находить в танце эстетическое наслаждение.

3. Исполнение этюда, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У участников проявляется интерес к музыке, которая обогащает и насыщает его своим эмоциональным содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Образовательный проект по народному танцу " Всё о русском народном танце"

Проект по хореографии разработан и проведён к международному дню танца -29 апреля. Цель проекта приобщение дошкольников к истокам русского танцевального искусства. Проект среднесрочный, тематический, ...

Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"

.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Рабочая программа по ритмике с элементами русского народного танца для дошкольников

Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотво...