МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ
методическая разработка по музыке на тему

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного рода танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_igry_so_slovom_niny_gennadevny_vidovoy.doc126.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Жемчужинка»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

Музыкальный руководитель

Видова Нина Геннадьевна

Смоленск, 2014


Пояснительная записка

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного рода танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звучания и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» (1-я фраза).

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Та ти-ти, та ти-ти,

или

Ти-ти ти-ти та та

или

Таким же образом следует ритмизовать все тексты.


ИЗ ЛАТЫШСКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ

Водят пчёлы хоровод

Водят пчёлы хоровод –

брум, брум, брум, брум.

В барабан ударил кот –

трум, трум, трум, трум.

Стали мыши танцевать –

тир-ля-ля, тир-ля-ля.

Так, что начала дрожать

вся земля, вся земля.

Идут хороводом.

Ритмично имитируют игру на барабане.

Кружатся на поскоке.

Сужают круг, топ!

Расширяют круг, топ!

Мы пошли по ельнику

Дети стоят лицом в круг, держась за руки.

Мы пошли по ельнику, ельнику,

Мы пришли на мельницу к мельнику.

Нам навстречу из ворот

Вышел чёрный-чёрный кот.

Говорит он: «Мельник нынче

В гости вас совсем не ждёт!»

Приставной шаг вправо с приседанием.

Пружинка с выставлением ноги на пятку.

Кружение на всей ступне.

Барашек

Дети стоят лицом в круг, держась за руки.

Маленький барашек,

Нам мешок кудряшек

Сужают круг, топ!

Расширяют круг, топ!

Подарил к зиме,

Подарил к зиме.

Вышла брату шубка,

Вышла маме юбка

И носочки мне,

И носочки мне.

Кружение на всей ступне.

Показывают руками от плеч до колен.

«Утиные хвостики».

Руки на поясе, выставление ноги на пятку.

Комар

Дети стоят по кругу, друг за другом.

Оседлал коня комар

И поехал на базар.

Он везёт назад с базара

Комариного товара

В трёх мешках

И в трёх корзинах

Преогромных,

Комариных.

Галоп.

Высокий шаг.

Распашонка.

Через середину развести руками в стороны.

Большим и указательным пальцем показать что-то маленькое, рука у глаза.

На сеновале

Дети разделены на пары, стоят в общем кругу лицом в круг.

До утра на сеновале

Мыши быстрые снова

Спать Марусе не давали.

Ритмичные поскоки.

Пары поворачиваются друг к другу лицом – пальцы-коготки «царапаются».


Позвала кота Маруся:

«Котик, котик длинноусый,

Напугай мышей,

Прогони взашей!»

Зовут жестом руки.

Руки за спиной, ритмичная ходьба.

Кружение на прыжке (на одной ноге), движение руки – «подхлёстывать прутиком».

СТИХИ ВЛАДИМИРА СТЕПАНОВА

Лягушки 

Дети располагаются свободно по залу.

На старой кадушке

Сидели лягушки –

Зелёные ушки,

Тупые макушки.

Я к ним подошёл –

Они в воду бултых!

И нечего больше

Сказать мне про них.

Прыжки по лягушачьи.

Остановиться.

Падают на бок.

Лежат на животе, локти на полу, руки под подбородком, качают ногами.

Ванечка

Ах ты, Ваня-Ванечка,

В руках балалаечка,

Рубашка пёстрая,

А лошадка бесхвостая, –

Купил за пятак,

Отдаёт за так.

Ритмичные хлопки.

Имитируют игру на балалайке.

Прыжки друг за другом.

Прямой галоп.

Левая рука вытянута вперёд, правая - «кладёт пятак».


Мыши

Наши мыши – ваших тише,

Не шуршат по погребам.

К вам не ходят наши мыши.

Не пускайте ваших к нам.

Присели, пальчик у рта.

Руки вперёд, шевелят пальчиками.

Грозят правой рукой.

Грозят левой рукой.

Загадка

Дети сидят на корточках свободно по залу.

Солнце встало, удивилось:

- что случилось?

Что со мной?

Я за лесом спать ложилось,

А проснулось над рекой!

Встают руки вверху, в стороны.

Руки внизу в стороны, плечи приподнять, опустить вправо, влево (удивились).

Ладошки вместе под щекой.

Поднять руки, потянуться.

Игла

Шей, иголка, не ленись,

Шей, иголка, не колись!

Тяни-тяни ниточку,

Чини-чини дырочку.

Дырочку на варежке

У маленькой Варечки.

Грозят правой рукой.

Грозят левой рукой.

Хоровод по кругу.

Идут в круг, топ!

Идут из круга, топ!


Водица

Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

У колодца вода льётся,

Маша улыбается,

Как уточка плескается:

- Водица, водица,

Давай с тобой водиться!

Три перетопа вправо, влево – 2 раза.

Удары прямыми руками по бокам.

Хлопок в ладоши, хлопок по рукам партнёра – 2 раза.

Радуга

В небе радуга висит,

Детвору веселит.

С неё как с горки

Едут Егорка,

Петух, кот, свинья,

А за ними и я.

Движения прямых рук снизу вверх через стороны до встречи над головой.

Хлопки «колокола» (над головой).

Поскоки.

ИГРЫ СО СЛОВОМ (РИТМИЧНО РЕЧЕВЫЕ ДВИЖЕНИЯ)

НА СТИХИ РАЗНЫХ АВТОРОВ

Любопытная Варвара 

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Пружинка.

Поворот влево.

Поворот вправо.

Голову поднять вверх.

Голову опустить вниз.


Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Присели на корточки.

Сели на пол, руки и ноги в стороны.

У оленя дом большой

Все дети группы поделены на «зайцев» и «оленей».

«Олени» стоят по кругу; «зайцы» внутри круга стайкой.

У оленя

Дом большой.

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит

И в окно стучит:

- Тук, тук, тук!

Дверь открой!

- Зайка, зайка, не зевай,

Лапку мне скорей давай!

Руки с растопыренными пальцами приложить к затылку – «рога».

Сделать руками «крышу» над головой.

Указательными и большими пальцами

 двух рук сделать окошко перед лицом.

«Зайцы» свободно прыгают внутри круга.

Кулачок правой руки стучит по левой ладони.

«Олени» протягивают руки вперёд, «зайцам» нужно найти себе пару – взять «оленя» за руки. «Заяц» без пары остаётся «зайцем», а остальные меняются ролями.

Весёлый человек

Дети стоят лицом в круг, положив руки друг другу на плечи.

Человек весёлый я,

Все вокруг – мои друзья.

Раскачиваются.


Я похлопаю в ладоши

С вами в этот день хороший.

Я потопаю ногами

Дружно, весело с друзьями.

А потом со всеми вместе

Я потопаю на месте.

На одной ноге скачу,

Если только захочу.

Приседаю и кружусь,

И со всеми веселюсь.

Хлопают.

Топают ногами.

Прыжки на 2-х ногах.

Прыжки на 1-ой ноге.

Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками.

Стрекоза

Стрекоза, стрекоза –

Две горошины глаза.

Ножки – грабелькой,

Хвостик – сабелькой,

Крылья – бантиком,

Спинка с кантиком.

Пружинка с поворотом.

Руками сделать «очки».

Руки «полочкой», выбрасывание ног.

Руки назад.

Руки к плечам, качают.

Побежали («полетели»),

руки-«крылышки».

Перепляс

Музыканты веселей –

Барабанов не жалей!

Подскоки на месте.


Собирайтесь, плясуны –

Бегемоты и слоны,

Лисы, ёжики, еноты –

Все, кому плясать охота!

Раз, два, три!

Три, два, раз!

Начинаем перепляс!

«Ковырялочка».

Кружение на подскоке.

Тёлочка

Дети стоят по кругу друг за другом.

Тёлочка, тёлочка –

На хвосте метёлочка.

После этого хвоста

Всюду будет чистота!

Переменный шаг.

Щенок

Гулял без зонтика щенок,

Тяф-тяф, тяф-тяф.

Щенок под дождиком промок,

Тяф-тяф, тяф-тяф.

От носика до хвостика,

От хвостика до носика.

Идут по кругу вправо.

Идут по кругу влево.

Стоя на одной ноге,

дотрагиваются до носа,

до «хвостика».

Кошечка

У кошечки есть лапки,

На лапках есть царапки,

Когда она играет,

Царапки убирает.

3 шага в круг.

3 шага из круга.

3 шага в круг.

3 шага из круга.


Кит

Больше всех на свете кит!

Потому что кит молчит.

Помолчу я вместе с ним,

Чтобы тоже стать большим.

Идут по кругу, держась за руки.

4 шага из круга.

Приседают, указательный палец у рта.

Встают, руки вверх, потянулись.

Козлик

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По козлиному кричит:

«Ме-э-э!»

Поскоки.

Пальцы-«рожки», бодаются.

Гармошка

Ты играй, моя гармошка –

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Посмотрите, полюбуйтесь,

Как танцуют на Руси!

Руки на поясе, движение ног – угловая гармошка.

Танцор

Сяду-встану, сяду-встану,

И как мячик поскачу.

Танцевать я не устану,

Я танцором стать хочу.

Присядка.

Прыжки на 2-х ногах.

Присядка.

Прыжки на 2-х ногах.


Грибы

– Ножки, ножки, где вы были?

– За грибами в лес ходили.

– Что вы, ручки, работали?

– Мы грибочки собирали.

– А вы глазки, помогали?

– Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели.

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком.

Руки на поясе, топают: шаг на месте.

Хлопки.

Руки у лица, «хлопают ресницами».

Руки-«бинокли».

Прыжки с хлопками (темп быстрый).

Иголка

Иголка, иголка,

Ты остра и колка.

Не коли мне пальчик,

Сшей мне сарафанчик.

Указательным пальцем правой руки ударяют по левой ладони.

Грозят пальчиком.

Хлопают в ладоши.

Дрова

Дети стоят парами лицом друг к другу, держась правыми руками.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим-пилим, пилим-пилим.

Раз-два! Раз-два!

Будут на зиму дрова!

Вот!

Дети имитируют движения пилки дров, левые руки на поясе.

Руки внизу ладонями вперёд.


Хвастунишка

Хвастун Илья,

Где храбрость твоя?

Ты от мошки-комара

Под крыльцо залез вчера.

Паутину увидал –

И со страха в грязь упал!

Дети идут по кругу хороводом.

Идут в круг.

Идут из круга.

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены – кружатся.

Падают на спину, движение «жуки».

Считалка

Дружит ветер с облаками,

Солнце с лугом и цветами,

Рыбы – с чистою водой,

Птицы – с небом,

Я с тобой!

Качают руками над головой.

Руки через стороны вверх, соединить над головой.

Движения кистями рук – «рыбки».

Руки вверх в стороны.

Руки к груди, вперёд.

Рыбаки

Мы ловили рыбу с лодки

А лентяй – со сковородки.

Мы поджарили треску,

Разделили по куску:

А лентяю – ни куска:

– В море, друг, твоя треска!

Идут с хлопками в круг.

Идут с хлопками из круга.

Кружатся, ритмично шагая и хлопая

Ритмичные движения руками: правая рука вперёд, левая рука вперёд, правая рука на пояс, левая рука на пояс – 2 раза.


Крольчиха

Говорила мать-крольчиха:

– Посидите, дети, тихо,

Трудно вас пересчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

«Ковырялочка».

Зайка

Заинька-зайка,

Маленький зайка,

Длинные ушки,

Быстрые ножки.

Заинька-зайка,

Маленький зайка.

Деток боишься,

Зайка трусишка.

Дети прыгают на месте, руки – «лапки».

Присели на корточки, рукой показывают «вершок» от пола.

Приставляют руки к голове.

Побежали.

Повтор движений.

Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».

Лужа

Я иду, я иду,

Поднимая ножки.

У меня на ногах

Новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа-то какая.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа-то большая.

Высоко, высоко, высоко

Подпрыгну,

Идут по кругу.

Выставляют ногу на пятку.

Руки в стороны.

Руки у щёк, качают головой.

Прыжки на месте.


Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну!

Грозят пальцем.

«Перепрыгивают» лужи.

Мишка

Мишка, мишка, косолапый,

Мишка по лесу идёт.

Мишка хочет сладких ягод,

Да никак их не найдёт.

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал.

Подошёл к кусту и быстро

Ягоды все в рот собрал.

Приподнять плечи, руки округлить,

носки ног вовнутрь, идти переваливаясь.

Погладить по животу, облизнуться.

Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Показ.

4 шага в круг переваливаясь.

Руками «собрать» ягоды в рот.

Куры

Квохчут куры: «Ко-ко-ко!

Нам живётся нелегко.

За ворота не шагнуть,

В огород не заглянуть!

Пуще глаза бережёт

Наш хозяин огород.

Не пускает нас на грядки

К червячкам и мошкам сладким!»

Хлопки в ритме 2+3.

2 приставных шага вправо.

2 приставных шага влево.

Идут по кругу, держась за руки.

«Ковырялочка».


ИГРЫ НА СТИХИ Н.ТИМОФЕЕВОЙ

Киска 

Лапки в беленьких носочках,

Шелковистый серый мех!

Эта киска знает точно,

Что она красивей всех.

Дети ритмично топают.

Ритмичные хлопки.

Дети выставляют поочерёдно правую и левую ногу на пятку, руки на поясе.

Паучок

По тропинке ползёт

па-у-чок

И мотивчик поёт

па-у-чок:

«Как чудесно иметь

много ног.

В гости я попаду

точно в срок!»

4 шага в круг.

3 хлопка.

4 шага из круга.

3 хлопка.

4 шага в круг.

3 хлопка.

4 шага из круга.

3 хлопка.

Обед

Обожаю я конфетки –

Слопать десять на обед.

Я бы съел пюре с котлеткой –

Аппетита что-то нет…

«Ковырялочка».

Зайчишка-трусишка (русская народная потешка)

Дети выполняют потешку по подгруппам

(в зависимости от количества бутафорских морковок).


На полу лежат бутафорские морковки. Дети – зайчики.

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал.

Морковку нашёл –

Сидит грызёт.

Ай, кто идёт?

Дети бегут по залу,

руки-лапки.

Берут морковку,

присели на корточки.

Закрывают лицо ладошками.

Клоуны (Т. Волгина)

Раздаётся громкий смех,

Хлопают ладошки.

Это клоуны для всех

Пляшут под гармошку.

Ритмичные хлопки.

Руки «полочкой», выбрасывание ног.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»

Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....

Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

музыкальные игры на координацию слов и движений

игровые занятия ставят перед собой цель развития  в детях творчества: двигательного, танцевального, песенного, речевого...