Проект по развитию музыкальности у дошкольников "Музыка - Душа моя!"
проект по музыке на тему

Зеленкина Аксана Александровна

Мы считаем, что главное в любом виде музыкальной деятельности – это создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес – это, прежде всего, положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлечённость и любознательность.

Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, а увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_-_dusha_moya.docx71.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное бюджетное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 79  г.Сочи

ПРИНЯТО

Инновационным Советом МДОУ № 79

Протокол  № ______ от

«_____»________________ _______г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий  МДОУ № 79

________________Т.Н.Собатенко

Приказ   № _______от   «____»________________ _____г.

Проект

по развитию музыкальности дошкольников

«Музыка – Душа моя!»

Сочи

2013г.

 «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте»
Платон
 

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип: долгосрочный.

Участники: музыкальный руководитель, заведующий, заместители заведующего по ВМР, по инновационной деятельности, воспитатели, педагоги, дети, специалисты, родители.

Актуальность.

Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Главная функция музыки выразительная. Музыка - это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание. Поэтому музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку.

Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

В современной теории музыкальность рассматривается как определенная структура (система), в которой не просто выделяются отдельные способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь. Дополняя, или компенсируя друг друга, одни из них становятся основными, ведущими, другие, вступая в контакт, проявляются уже по-новому.

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства, формирование важного компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Актуальность проекта также объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта актуальность проекта заключается и в том, что в основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения с взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

Развитие у детей дошкольного возраста музыкальности может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:

  • учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребенка;
  • использование системы специально подобранных музыкальных игр и упражнений для развития музыкальности;
  • организация музыкально - обогащенной среды в группах детского сада и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
  • учет принципов систематизации, ритмизации и интеграции в организации музыкально-игровой деятельности;
  • использование сочетания различных видов музыкальной деятельности;

Одним из эффективных средств развития музыкальности у детей, на наш взгляд, могут выступать музыкально-дидактические игры, где в лёгкой, ненавязчивой форме предлагаются детям различные задания, которые вызывают у детей зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя, обогащая музыкальные впечатления детей и побуждающие их к применению в самостоятельной игровой деятельности

В своей работе мы решили разработать систему совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателей, родителей по развитию музыкальности в процессе совместной и самостоятельной музыкально-игровой деятельности в дополнение к традиционной программе музыкального воспитания дошкольника  Н.А. Ветлугиной.

Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика организации образовательной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении позволили выделить ведущие противоречия между:

-современными потребностями общества в активной и легко адаптирующейся к различным условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие через развитие музыкальности;

-необходимостью развития музыкальности в регламентированной и самостоятельной деятельности и недостаточное её проявление детьми;

-необходимостью развития у детей музыкальной культуры и недостаточным пониманием педагогами и родителями зависимости развития музыкальных способностей как свойств и качеств детской личности.

-развитием эмоциональной сферы и её зависимостью от интеллектуального развития и несогласованностью функционирования этих двух систем, нарушением их единства.

Данные противоречия обусловили проблему изучения: каковы возможности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в преодолении музыкально-эстетической неорганизованной среды и развития музыкальности как эстетического качества личности. При этом в нашей работе изучается конкретная проблема: может ли совместная и самостоятельная музыкально-игровая деятельность стать естественным, социально значимым средством развития музыкальности у ребенка дошкольного возраста как качества личности?

Мы считаем, что главное в любом виде музыкальной деятельности – это создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес – это, прежде всего, положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлечённость и любознательность.

Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, а увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.

В работе использовались следующие методы: сравнительный анализ научно-теоретической литературы, методы эмпирического исследования (наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование), педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.

Цель нашего проекта: развитие музыкальности детей в процессе целостного музыкального образования, предусматривающего создание психологического комфорта для каждого ребёнка в едином музыкально-развивающем пространстве ДОУ, семьи и социума.

Задачи проекта:

  1. Разработать и апробировать педагогическую модель и определить условия развития музыкальности как эстетического качества личности дошкольника.
  2. Проанализировать теоретические основы развития музыкальности детей как одного из направлений эстетического воспитания дошкольников;
  3. Изучить возможности интеграции различных видов искусств в процессе развития музыкальности дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей;
  4. Создать развивающую предметно-пространственную среду в МДОУ.
  5. Изучить основные компоненты структуры музыкальности как интегративной характеристики личности дошкольника;
  6. Развивать музыкальность, музыкальный вкус, пространственную ориентировку, мышление и воображение;
  7. Воспитывать у детей способность тонко чувствовать музыку, умение слушать, передавать в жестах, движениях стиль произведения.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Обогащение музыкально - сенсорного опыта, что будет способствовать всестороннему развитию детей.

  1. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкальный материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Деятельность строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.

  1. Принцип систематичности и последовательности.

Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.

  1. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Использование накопленного музыкального опыта детей в других видах деятельности (игровой, художественной).

5. Принцип педагогической поддержки. 

Направлен на организацию взаимодействия с детьми в процессе развития у них музыкальности и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагогов к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребенка ситуациях.

Описание модели.

В своём проекте мы придерживаемся взглядов Б.М.Теплова, который считал, что проблема музыкальности, это проблема, прежде всего качественная, а не количественная. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основной вопрос интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ребёнок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.

Б.М. Теплов выделяет среди них три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности и способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

  1.  Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций - ладовое чувство или эмоциональный персептивный компонент музыкального слуха.

Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие».

Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки.

  1. Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, (т.е. элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического).

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, а также основой внутреннего слуха. Иначе ее можно назвать способностью к слуховому представлению, или слуховым репродуктивным компонентом музыкального слуха;

  1. Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения, т.е. музыкально - ритмическое чувство.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности.

Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах деятельности.

Характеризуя музыкальность, мы рассматривали и те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности - восприятия, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

  1. Способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);
  2. Исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах) формируются в исполнительской деятельности - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах:
  • Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания); развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.
  • Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).
  • Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.
  1. Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Исходя из данных теоретических положений мы разработали Педагогическую модель развития музыкальности у дошкольников в различных видах деятельности, направленную на эстетизацию образовательной среды, гармонизацию личности с окружающим миром, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС. Это представляется нам возможным при соблюдении следующих условий: 

  •  Организация процесса обучения на основе комплексного взаимодействия искусств (слово, музыка, изобразительная деятельность) на основе игровой деятельности;
  • Развитие музыкальности как интегративной характеристики структуры личности средствами образной системы комплекса искусств;
  •  Ориентация на высокохудожественные образцы музыкальной культуры при подборе материала для обеспечения процесса обучения в совместной и самостоятельной деятельности детей.
  • Создана комфортная музыкально-образовательная среда в разных формах организации детской деятельности.

Важнейшим условием, влияющим на эффективность развития музыкальности детей, является вариативность каждого из предложенных элементов педагогической модели, которые могут видоизменяться по форме и по содержанию.

Таким образом, развитие музыкальности является не самоцелью, а лишь частью процесса гармонизации личности, его логическим продолжением, то есть имеет обобщающий характер. Весь процесс музыкально-эстетического воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления, умения сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения.

По общепринятому утверждению в психологии и педагогике, развитие ребенка происходит в деятельности, которая требует проявления его способностей и качеств, а навыки и умения выступают показателями их развития. В нашем случае – это музыкальная деятельность. Между достижениями ребенка в музыкальной деятельности и развитием его музыкальности и интегративных личностных качеств существует безусловная взаимосвязь. Обоснованием этому утверждению являются показатели влияния музыки и музыкальной деятельности на общее развитие ребенка:

– Эмоционально окрашенные движения под музыку способствуют физическому развитию;

– Игровая природа музыки привлекает детей, вызывает интерес, активность;

– Эмоциональные реакции, возникающие при восприятии музыки, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости не только на содержание художественного произведения, но и на эмоции близких людей и друзей;

– В ходе совместной музыкальной деятельности дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жест, пантомима) и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

– Совместная музыкальная деятельность способствует освоению норм и правил поведения, проявлению доброжелательности, стремлению оказать помощь другим детям, планированию своих действий для достижения цели;

– Применение усвоенных знаний и способов действий (самостоятельное или по заданию педагога) проявляется в музыкальной творческой деятельности, в высказываниях о музыке;

– Тематическое разнообразие музыки и эмоциональная окрашенность художественных образов позволяют формировать представления о ближайшем социуме, обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему; о мире и природе;

– В ходе развития музыкального восприятия дети овладевают умением слушать и слышать музыку, точно выполнять задания взрослого (по словесной инструкции, по образцу), что способствует подготовке детей к школе;

– В музыкальной деятельности формируются умения и навыки, необходимые для ее осуществления.

Ориентиры проявления компонентов интегративных личностных качеств, развивающие музыкальность дошкольников

Интегративные качества

Ориентиры

Физическое развитие

  • согласованность танцевальных, ритмических  движений с музыкой

Любознательность,

активность

  • интерес к музыке и музыкальной деятельности;
  • способность к самостоятельным действиям в различных видах музыкальной деятельности;
  • развитие воображения и творческой активности

Эмоциональность,

 отзывчивость

  • стимулировать сопереживание музыкальным образам

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

  • реализация самостоятельной творческой деятельности.

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

  • развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (слово, музыка, изодеятельность)

Овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления музыкальной деятельности

  • освоение первичных представлений о звуке, ритме, темпе;
  • формирование элементарных представлений о музыкальных жанра Желание слушать высокохудожественную музыку, называние любимых произведений, композиторов, высказывания о музыке;
  • желание слушать высокохудожественную музыку,  любимые произведения

Этапы реализации проекта:

1 этап: организационно-аналитический (январь - август 2013г.)

Задачи

Содержание

Результат

- Проанализировать научно-методическую литературу по развитию музыкальности дошкольников.

 -Разработать педагогическую модель и определить условия развития музыкальности как эстетического качества личности у дошкольников.

- Провести диагностику уровня развития музыкальности в среднем и старшем дошкольном возрасте и анкетирование родителей.

-  Разработать содержание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по развитию музыкальности.

- Изучение научно-методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по развитию музыкальности через разные аспекты работы в ДОУ.

- Изучение специфических особенностей музыкальной деятельности и ее возможностей для музыкально-эстетического развития детей.

- Проведение диагностики по определению уровня развития музыкальности в среднем и старшем дошкольном возрасте по Н.В.Ветлугиной для определения содержания направления работы педагогами и музыкальным руководителем.

- Проведение анкетирования родителей с целью определения их понимания музыкальности и его роли в развитии ребенка.

- подбор и приобретение музыкальных игрушек и музыкальных инструментов для работы в НОД и в самостоятельной деятельности детей.

- картотека специальной литературы и материала для музыкально-дидактических игр в НОД, самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома с родителями.

- аналитическая справка о результатах диагностики уровня развития музыкальности у детей.

- аналитическая справка о результатах анкетирование родителей.

- рекомендации педагогам по организации развивающей предметно - пространственной среды.

2 этап: содержательно-практический (2013-2016гг.)

Задачи

Содержание

Результат

 - Апробировать педагогическую модель  развития музыкальности дошкольников.

 - Изучить возможности интеграции различных видов искусств.

 - Создать систему работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.

 - Развивать музыкальную грамотность родителей.

- Разработка перспективного плана по развитию музыкальности дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.

 - Разработка конспектов, сценариев, подбор музыкально-дидактических игр, репертуара.

 - Подбор, апробирование и описание методов и приёмов работы с детьми по возрастам.

- Организация работы в соответствии с перспективным планом в средней группе (2013-2014г.), в старшей группе (2014-2015г.), в подготовительной группе (2015-2016г.).

- Корректировка календарно - тематического планирования.

- организация работы с педагогами МДОУ:

Консультации:

«Специфические особенности музыкально-ритмической деятельности и ее роль в развитии музыкальности».

«Создание условий для успешного формирования музыкально слуховых представлений»;

«Особенности формирования ладового чувства».

Семинар:

«Развитие музыкальности в совместной деятельности педагога и ребёнка»,

«Развитие чувства ритма в самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома с родителями».

Тренинг:

«Воспитание способности тонко чувствовать музыку, умение передавать в жестах, движениях стиль произведения».

- организация работы с родителями:

Тренинг:

«Музыкально-дидактические игры – одна из форм развития музыкальности».

Консультации:

«Значение социума в музыкально-эстетическом воспитании детей».

Оформление стенда: «Вижу, слышу, двигаюсь».

- мастер-класс для родителей: «Развиваем чувство ритма!»

- изготовление музыкальных инструментов детьми с родителями.

- проведение серии музыкальных развлечений: «Музыка – Душа моя!»

- педагогическая модель развития музыкальности, её описание.

- сформулировать условия необходимые для развития музыкальности у дошкольников по возрастам.

- перспективное и календарно - тематическое планирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста

- конспекты и сценарии развлечений.

- требования к педагогической деятельности музыкального руководителя.

- раскрытие методов и приёмов работы по развитию музыкальности у дошкольников по возрастам.

- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в части овладения технологией руководства и организации совместной и самостоятельной деятельности развивающей музыкальность.

- развивающая предметно-пространственная среда в группах развивающая в том числе музыкальность.

- участие родителей в совместных праздниках, конкурсах.

- выставка самодельных музыкальных инструментов.

3 этап: контрольно-оценочный (сентябрь-декабрь 2016г.)

Задачи

Содержание

Результат

- Обобщить опыт работы.

-Определить перспективы дальнейшей работы по развитию музыкальности в части интеграции искусств

- проведение диагностики по определению уровня развития музыкальности в старшем дошкольном возрасте.

- повторное анкетирование родителей с целью определения их мнения о проделанной работе и направлений дальнейшей деятельности по развитию музыкальности.

- описание опыта работы.

- аналитическая справка о результатах диагностики.

- - аналитическая справка о результатах анкетирование родителей.

- презентация проекта в МДОУ, городе.

- освещение опыта работы в СМИ.

Предполагаемые результаты:

  • Дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • Музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи»;
  • Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-эстетической деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.

Реализация первого организационного этапа проекта.

1.Для успешной реализации проекта нами было проведено обследование музыкальных уголков и даны рекомендации воспитателям по их организации в рамках единой образовательной среды МДОУ.

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в группах организовывалась по трем основным блокам:

• восприятие музыки;

• воспроизведение музыки;

• музыкально-творческая деятельность.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ №79.

группа

перечень материалов

рекомендации

«Колобок»

Погремушки, бубны, колокольчик, иллюстрации к песням, неваляшка, матрёшки, «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, аудиозаписи колыбельных, звуков природы.

Портреты композиторов.

Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики);

Звучащими игрушками;

Аудиозаписи классической музыки, фольклор, альбомы музыкальных инструментов.

«Колокольчик»

Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки-шумелки, гуделки, иллюстрации к песням, неваляшки, матрёшки, «маракасы», музыкальные рули, звуковые книжки, магнитофон,  аудиозаписи колыбельных, звуков природы, детских песен, классической музыки. Синтезатор.

Портреты композиторов.

Приобрести альбом с фото музыкальных инструментов.

Пополнить музыкально-дидактическими играми на развитие звуковысотного слуха.

«Кораблик»

Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара,  иллюстрации к песням,  «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон,  аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен.

Портреты композиторов.

Приобрести альбом с фото музыкальных инструментов. Аудиозаписи классической музыки. Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики);

Пополнить музыкально-дидактическими играми на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ладового чувства.

«Подсолнушки»

Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара,  иллюстрации к песням,  «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон,  аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен, классической музыки. Альбом «Музыкальные инструменты», альбом «Симфонический оркестр». Народные инструменты.

Портреты композиторов.

Пополнить уголок

музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, тембрового слуха, ладового чувства.

«Веснушки»

Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки-шумелки, гуделки, иллюстрации к песням, неваляшки, матрёшки, «маракасы», музыкальные рули, звуковые книжки, магнитофон,  аудиозаписи колыбельных, звуков природы, детских песен, классической музыки. Синтезатор.

Портреты композиторов.

Приобрести альбом с фото музыкальных инструментов. Аудиозаписи классической музыки. Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики); пополнить уголок

музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, динамического слуха, ладового чувства.

«Пчёлка»

Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара,  иллюстрации к песням,  «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон,  аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен, классической музыки. Альбом «Музыкальные инструменты»,

Портреты композиторов.

Уголок нотной грамоты.

Аудиозаписи классической музыки. Пополнить уголок музыкальными инструментами (пианино, гармошка, барабан, дудочка, металлофон, треугольник, колокольчики); пополнить уголок

музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, динамического слуха, детского исполнительского творчества.

«Сказка»

Погремушки, бубны, колокольчик, барабаны, дудочки, гитара,  иллюстрации к песням,  «маракасы», музыкальные рули, звуковая книжка, магнитофон,  аудиозаписи фольклора, звуков природы, детских песен, классической музыки. Альбом «Музыкальные инструменты»,

Портреты композиторов.

Уголок нотной грамоты. Музыкально-дидактические игры.

Пополнить уголок музыкально-дидактическими играми на развитие музыкальной памяти, восприятия музыкальных жанров, детского исполнительского творчества.

2.Далее была проведена диагностика. Диагностические задания были направлены на выявление индивидуальных особенностей развития музыкальности каждого ребенка и использовались нами для корректировки образовательной работы по индивидуальному маршруту развития детей и для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Диагностика уровня развития музыкальности в средней группе  

Критерии

диагностики

сентябрь 2013г.

май 2014г.

в.у.

с.у.

н.у.

в.у.

с.у.

н.у.

Выявление уровня развития звуковысотного чувства

3%

58%

39%

27%

64%

9%

Выявление уровня развития тембрового слуха  

12%

76%

12%

51%

46%

3%

Выявление уровня развития динамического слуха  

24%

76%

0%

61%

39%

0%

Выявление уровня развития чувства завершенности

15%

64%

21%

18%

73%

9%

Выявление уровня развития  чувства ритма  

16%

73%

11%

31%

66%

3%

Выявление уровня развития чувства ритма

12%

70%

18%

26%

68%

6%

Выявление уровня  развития ладового чувства

14%

71%

15%

24%

67%

9%

Итого:

13,7%

69,8%

16, 5%

34%

60,4%

5,6%

Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей средней группы за 2013 – 2014 год, можно отметить значительный рост в развитии музыкальности детей, развитие которой осуществлялось в соответствии с целостной педагогической моделью: показатели высокого уровня увеличились на 20,3%, средний уровень на сентябрь 2013г – 69,8%; на май 2014 – 60,4%; показатели низкого уровня уменьшились на 10,9%. Дети испытывали затруднения при выполнении заданий на развитие ладового чувства. Наиболее успешно дети справлялись с выполнением заданий на развитие динамического слуха.

Таким образом сравнительный анализ диагностического исследования показал, что  развитие музыкальности (чувств: метра, ритма, тембра, звуковысотности, динамического чувства и чувства музыкальной формы) у дошкольников, развиваются наиболее эффективно при внедрении в образовательный процесс специально подобранных музыкальных игр и упражнений.

На следующий год мы планируем осуществить апробацию модели с детьми старшего дошкольного возраста.

Для разработки перспективного плана работы по возрастным группам в соответствии с разработанной педагогической моделью определены виды музыкальной деятельности и этапы работы по развитию музыкальных способностей дошкольников:

  1. Проявляю интерес (Заинтересовать ребёнка, вызвать любопытство к музыкальной деятельности).
  2. Познаю (непосредственная деятельность).
  3. Действую (Применение знаний и навыков в играх, самостоятельной деятельности и т.д.).

В своей работе мы активно использовали такие методы и методические приёмы как: метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; методические приемы: речевые упражнения; поэтическое музицирование; коордиционно-подвижные игры и упражнения; пальчиковые игры; «звучащие жесты».

Перспективный план по развитию музыкальности в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Учить эмоционально отзываться на музыку. Закреплять понятия о музыкальном жанре – марш.

Развивать речь детей, их воображение.

Развивать воображение, речь, звуковысотный слух.

Развивать фантазию, умение эмоционально отзываться на музыку.

«Марш» И.Дунаевский

«Полянка» русская народная мелодия

«Колыбельная» С.Левидова

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Учить имитировать игру на барабане: постукивать указательными пальцами друг о друга.

Обратить внимание детей на весёлый, плясовой характер музыки. Учить различать динамические изменения и реагировать на них.

Учить детей изменять движение со сменой частей музыки. Бегать легко врассыпную, ритмично хлопать в ладоши, топать ногой.

«Барабанщик» Д.Кабалевский

«Ах вы, сени» русская народная мелодия, упражнение «Пружинки»

«Ой, лопнул обруч»

 украинская народная мелодия

Пение

Учить детей петь естественным голосом, протягивая длинные звуки.

Учить вовремя начинать пение. Развивать музыкальную память.

«Паровоз» З.Компанейца

«Барабанщик» М.Красев

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Учить детей ритмично стучать музыкальным молоточком, воспроизводить ритмические цепочки.

Учить выразительно передавать образ «кота», легко бегать, передавая характерные движения «мышек».

музыкально-дидактическая игра «Прогулка»

«Кот Васька» Г.Лобачёва

ОКТЯБРЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Развивать музыкальную отзывчивость, воображение, речь.

Развивать фантазию, умение эмоционально отзываться на музыку.

«Грустное настроение» А,Штенвиль

«Полька» М.Глинка

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, останавливаясь по сигналу педагога.

Учить детей реагировать на смену частей музыки. Согласовывать движения с двухчастной формой.

Развивать наблюдательность, чувство ритма, внимание.

    Развивать творческую активность.

«Ната-вальс» П.Чайковский

«Вальс» А.Жилин

Упражнение с лентами

«Полли»

английская народная мелодия,

упражнение «Хлопки в ладоши»

«Огородная-хороводная» Б.Можжевелов

Пение

Учить детей петь естественным голосом, ритмично цокать языком.

Учить детей начинать и заканчивать пение всем вместе, стараться петь согласованно, протяжно.

«Лошадка Зорька» Т.Ломова

«Петушок» русская народная песня

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Развивать чувство ритма через игру на шумовых инструментах;

Учить детей убегать и догонять только после окончания пьесы. Вызвать у детей эмоциональный, радостный отклик.

Учить детей ритмично играть на маракасах.

музыкально-дидактическая игра

«К нам гости пришли»

«Ловишки» Й.Гайдн

«Экосез» Ф Шуберт

НОЯБРЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Обратить внимание на лёгкую, плавную музыку.

Воспринимать музыку изобразительного характера.

«Вальс» Ф.Шуберт

«Кот и мышь» Ф.Рыбицкий

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Учить ритмично выставлять ногу на пятку и носок.

Учить детей ходить ритмично, менять движения с изменением характера музыки.

Учить детей согласовывать движения с музыкой.

Выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

«По грибы» Ф.Лещинская

Упражнение «Ходьба и бег», латвийская народная мелодия

«Притопы с топотушками»

русская народная мелодия

«Танец осенних листочков» А.Филиппенко

Пение

Учить детей напевному исполнению.

Учить петь согласованно, протягивая гласные звуки.

«Осень» А.Филиппенко

«Варись, варись, кашка» Е.Туманян

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Учить прохлопывать ритм песенки.

Выполнять образно-игровые действия.

Учить ритмично играть на шумовых инструментах

музыкально-дидактическая игра

«Самолёт»

Игра «Хитрый кот»

«Весёлый оркестр»

ДЕКАБРЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Учить детей сопоставлять движения бегемотиков с музыкальным сопровождением.

Обратить внимание на лёгкую, игривую музыку.

«Бегемотик танцует»

«Вальс-шутка» Д.Шостокович

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Учить детей  бегать по кругу, останавливаясь по сигналу, ритмично стучать погремушкой о ладошку.

Учить выполнять образные движения.

Учить ритмично, плавно выполнять танцевальное движение – хороводный шаг.

Выполнять изобразительные танцевальные  движения под музыку.

Выполнять танцевальные движения весёлых клоунов: разнообразные шутливые махи руками, ногами; прыжки с ножки на ножку.

Выполнять танцевальные движения в соответствии с двухчастной формой произведения.

«Упражнение с погремушками» А.Жилин

«Шагаем, как медведи» Е.Каменоградский

Упражнение «Хороводный шаг» русская народная мелодия

«Всадники» В.Витлина

«Полька» И.Штраус

«Пляска парами»

 литовская народная мелодия

Пение

Исполнять песни, учить точно интонировать, ритмично выполнять танцевальные движения.

«Ёлочка» Н.Бахутовой

«Весёлый Новый год» Е.Жарковский

«Дед Мороз» В.Герчик

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Развивать чувство ритма, повторяя ритмические цепочки за педагогом

Выполнять образно-игровые действия.

Учить ритмично играть на шумовых инструментах

музыкально-дидактическая игра

«Учитесь танцевать»

Игра «Мишка пришёл в гости» М.Раухвергер

Игра «Зайцы и лиса»

«Птички» Е.Тиличеевой

ЯНВАРЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Воспринимать музыку плавного, спокойного, неторопливого характера.

Воспринимать музыку стремительного, отрывистого, быстрого характера.

«Немецкий танец» Л.Бетховен

«Два петуха» С.Разорёнов

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Воспринимать двухчастную форму произведения, выполняя танцевальные движения: 1-я часть – выставлять одну ногу на носочек, 2-я часть – другую.

Учить ритмично, чётко выполнять танцевальное движение –  шаг с высоким подъёмом колена.

Упражнять детей в лёгком беге по кругу парами.

Упражнение «Выставление ноги на носочек»

«Лошадки» Л.Банников

«Покажи ладошки» латвийская народная мелодия

Пение

Учить петь естественным голосом, без напряжения. Развивать память, внимание, артикуляционный аппарат.

«Песенка про хомячка» Л.Абелян

«Саночки» А.Филиппенко

«Паровоз» Г.Эрнесакс

«Машина» Т.Попатенко

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Учить играть на ударных инструментах в различных темпах.

Развивать внимание, слух, умение ориентироваться по звуку, быстроту реакции.

музыкально-дидактическая игра

«Три медведя»

Игра «Паровоз» Г.Эрнесакс

ФЕВРАЛЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Учить понимать музыкальное произведение, различать части музыкальной формы. Развивать мышление, речь, расширять словарный запас.

Развивать музыкальную память, умение характеризовать музыку.

«Смелый наездник» Р.Шуман

«Маша спит» Г.Фрид

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Учить чётко и ритмично хлопать в ладоши.

Закреплять умение детей ходить, высоко поднимая ноги.

Развивать детское двигательного творчества, умение сочетать музыку с движением и менять его в соответствии с изменением музыки

Упражнение «Хлоп-хлоп»,

«Полька» И.Штраус

«Всадники» В.Витлин

«Полька» И.Штраус

Пение

Учить петь ласково, протяжно. Развивать память, внимание, артикуляционный аппарат.

«Мы запели песенку» Р.Рустамов

«Котик» И.Кишко

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Учить выполнять лёгкий бег и чёткий, ритмичный шаг под маршевую музыку.

Учить играть на ударных инструментах в различных темпах.

«Лётчики, на аэродром!»

«Небо синее» Е.Тиличеева

МАРТ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Развивать фантазию, желание двигаться под музыку.

Учить детей передавать музыкальные впечатления в движении.

«Вальс» А.Грибоедов

«Ёжик» Д.Кабалевский

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Выполнять спокойную ходьбу в любом направлении, играть на воображаемой дудочке.

Учить детей выполнять поскоки с ноги на ногу, стараться двигаться легко.

Выполнять танцевальные движения с платочком.

Развивать внимание, творческую фантазию.

«Дудочка» Т.Ломовой

«Скачут по дорожке» А.Филиппенко

«Пляска с платочком»

 русская народная мелодия

«Кто у нас хороший?»

русская народная песня

Пение

Обратить внимание детей на лёгкие, отрывистые звуки и на длинные в конце музыкальных фраз.

Учить детей простейшему инсценированию. Выразительно и характерно передавать образ озорных воробушков.

Учить чётко артикулировать гласные звуки, петь согласованно.

«Тает снег» А. Филиппенко

«Воробей» В.Герчик

«Новый дом» Р.Бойко

«Лошадка Зорька» Т.Ломова

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Учить детей имитировать игру на музыкальных инструментах.

Учить детей различать музыкальные части  и выполнять движения в соответствии с ними. Развивать внимание и ориентацию в пространстве.

музыкально-дидактическая игра «Весёлые музыканты»

Игра «Ищи игрушку»

АПРЕЛЬ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Воспринимать пьесу маршеобразного характера. Учить ритмично играть на барабане, ощущая метрическое деление музыки.

Обратить внимание на лёгкие, отрывистые звуки, игривый характер.

«Марш солдатиков» Е.Юцевич

«Полечка» Д.Кабалевский

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Учить ритмично выполнять движения соответствующие характеру пьесы.

Учить ритмично прыгать на двух ногах, легко бегать на носочках.

Развивать творческую активность.

«Упражнение с флажками» В.Козырева

«Мячики» М.Сатулина

«Весёлая пляска»

литовская народная мелодия

Пение

Закреплять умение начинать и заканчивать пение с музыкой. Подыгрывать на музыкальных инструментах, проявляя своё творчество.

Исполнять песни, чётко и выразительно пропевая слова.

«Дождик» М.Красев

«Весенняя полька» Е.Тиличеева

«Три синички»

русская народная песня

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Развивать чувство ритма, отстукивая ритмические цепочки за педагогом.

Учить легко бегать врассыпную. Останавливаться с окончанием музыки.

Учить ритмично играть на тарелках. Соблюдать паузы.

музыкально-дидактическая игра «Весёлые гудки»

Игра «Жмурки».

Фрагмент из оперы «Марта»

Ф.Флотов

«Марш с тарелками» Р.Рустамов

МАЙ

Музыкальная деятельность

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

Воспринимать произведения различного характера. Закрепить понятия «нежная, ласковая, тёплая, быстрая, задорная, озорная» музыка.

«Колыбельная» В.Моцарт

«Шуточка» В.Селиванов

Ритмика:

музыкально-ритмические движения;

хороводы;

пляски

Учить детей ритмично, легко выполнять подскоки.

Развивать детское творчество.

Выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом и характером музыки

Упражнение «Подскоки»

французская народная мелодия

Упражнение для рук «Вальс» А.Жилин

«Вот так вот»

белорусская народная мелодия

Пение

Закреплять умение петь согласованно, эмоционально, точно интонировать.

«Зайчик» М.Старокадомский

«Хохлатка» А.Филиппенко

«Самолёт» М.Магиденко

Игра:

музыкально-дидактическая;

подвижная;

игра на детских музыкальных инструментах

Закреплять умение подыгрывать себе на музыкальных инструментах.

Выполнять образно-игровые действия.

Продолжать учить играть на диатоническом металлофоне.

«Зайчик» М.Старокадомский; «Медвежата» М.Красев

Игра «Кот Васька» Г.Лобачёв

«Я иду с цветами» Е.Тиличеева

Список литературы:

  1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио». Москва. 1992г.
  2. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития детей». Ярославль. 2005г.
  3. Бекина С.И. «Музыка и движение». Москва. 1981г.
  4. Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва. 1988г.
  5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва, 1985г.
  6. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». Москва. 1987г.
  7. Веракса Н.Е. «Программа «От рождения до школы».
  8. Мозаика – Синтез. 2012г.
  1. Заика Е.В. «Комплекс игр на развитие воображения». Москва. 1993г.
  2. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание». Москва. 2005г.
  3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день». Санкт-Петербург. 2002г.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург. 2004г.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -3-е изд.  - М., 1997.
  6. Метлов Н. «Играем и поём». Москва. 1978г.
  7. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». Москва.  2006г.
  8. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».  - М.,  1967г.
  9. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками».  Дошкольное воспитание. 2000. - № 6.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого музыкального занятия "От души желаем..."

Конспект открытого музыкального занятия "От души желаем..."...

Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

Проект музыкальной студии «МЕЛОДИЯ ДУШИ»

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, используя различные формы взаимодействия: родительские собрания, конференции, консультации, ...

Сценарий музыкально - литературного вечера "Душа поэта- тонкая струна"

Сценарий музыкально – литературного вечера, посвящённый Сергею Александровичу Есенину. «Душа поэта тонкая струна»...

Проект по развитию музыкальных способностей детей "Страна Кукляндия"

Формирование совершенствования музыкально-ритмических движений у детей при взаимодействии общества с музыкой и движением....