ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений у детей младшего дошкольного возраста»
проект по музыке (младшая группа)

Кириллова Лариса Геральдовна

Роль развития музыкально-ритмических движений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx36.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                                            «Детский сад №21 «Белочка»                      

                   ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

      Тема: «Развитие музыкально-ритмических  движений

                        у детей младшего дошкольного возраста»

               Музыкальный руководитель детского сада «Белочка»

                       КИРИЛЛОВА ЛАРИСА ГЕРАЛЬДОВНА

                 

                                                    с. Паша                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                         

                                                    2021 год.

        

Тип  проекта:  Долгосрочный (сентябрь-апрель)

 Направление  проекта: Музыка 

 Интеграция областей: Художественно-эстетическое. Музыкально- ритмическое. Познавательное. Социально-коммуникативное.

Актуальность проекта: заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей, научить детей двигаться под музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Цель проекта: Основное назначение развития музыкально-ритмических движений – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме  развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.  Способствовать всестороннему эстетическому развитию детей. Активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. 

Задачи:

Обучающие: 

Научить детей выполнять движения танцев свободно и непринуждённо, в соответствии с темпом и характером музыкального сопровождения.

• Приобщать детей к музыкальной культуре.

• Расширять их музыкальный кругозор.

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро.

 Развивать двигательные качества и умение, развивать координацию движений, формировать правильную осанку, красивую походку.

• Развивать ритмический, звуковысотный и тембровый слух у детей.

• Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке (тихо, громко, очень тихо, очень громко).

Обогащать двигательный опыта детей разнообразными видами движений.

• Развивать творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку.

Воспитательные:
• Воспитывать коммуникативные навыки в игре, в танце, доброжелательное отношение друг другу.

  Воспитание общей музыкальной, двигательной культуры.

Предварительная работа: Подбор музыкального репертуара танцев и игр для младшей группы. Беседа с детьми о танцах и   играх. Знакомство с танцами и  играми. Танцевально-игровая деятельность детей.

Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, музыкальный материал. Репертуар музыкально-ритмических танцев и игр (младшая группа), атрибуты для танцев и игр.  

Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети младшей группы «Цветики».

    Музыка и движения – вид музыкальной деятельности, в которой содержание музыки, её характер и образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого восприятия и понимания. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

В процессе развития у детей музыкально – ритмических навыков решаются задачи:

- Формировать у детей умение отражать в движении развитие музыкального образа, выражать свои впечатления от музыки;

- Развивать музыкальные способности детей;

- Развивать общие способности ребенка;

- Совершенствовать физическое состояние организма ребенка.

- Учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки.

Виды музыкально – ритмической деятельности:

Игры (сюжетные, несюжетные, музыкально - дидактические);

Пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские (с участием взрослых, современный детский танец, народные пляски, хороводы с пением, танцы с изображением персонажей, детский бальный танец);

Пляски – импровизации (пляска типа «зеркало», с сочиненными детьми движениями для первой части танца, затем и для второй части танца);  

Упражнения с предметами и без предметов, с музыкой и без музыки;

Игровое и танцевальное творчество.

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

    В младших группах движения чередуются с отдыхом, так как дети быстро устают;

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Ходьба под музыку друг за другом.

Бег под музыку легко на носочках.

Притоп одной ногой, поочерёдно двумя ногами - «топотушки».

Пружинка неглубокое приседание с разведением полусогнутых коленей в стороны.

Хлопки  ритмические хлопки ладошками под музыку.  

Лошадка галоп (ножка ножку догоняет).

Ручки, пальчики вращение кистями, показ солнышка, игра пальчиками.

Кружение одиночное, в парах.

Каблучок выставление ножки на пяточку.

Пары танцуем в парах.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребёнка заключается в том, что они:

- обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

- развивают познавательные способности;

- способствуют физическому совершенствованию организма;

- воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Работа с родителями.

   Основы музыкального развития ребёнка закладываются в семье. Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и музыкальным руководителем.

   Родители информируются о задачах и особенностях музыкального развития детей, что даёт возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся:

- организация музыкальной зоны для элементарного музицирования;

- совместное музицирование с детьми;

- посещение театров, концертов с последующим обсуждением;

- собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.

                       Перспективный  план  работы

                      в  младшей  группе  «Цветики». 

 Вид деятельности

          Программные задачи

          Репертуар

                                                           Сентябрь

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога; развитие чувства ритма, памяти, речи

«Прилетели гули», «Шаловливые пальчики»

Музыкально – ритмические движения

 Учить детей использовать все пространство зала, различать двухчастную форму, бегать легко, не напрягая руки, учить детей выполнять прыжки на двух ногах, учить реагировать на смену характера музыки,  легко бегать, передавать игровые образы в движениях, развивать творческую фантазию.

«Ножками затопали» ,  «Птички летают»,  «Зайчики», «Фонарики»,  «Кто хочет побегать?».

Пляска, танец, хоровод, игра

Различать двухчастную форму, изменять движение в соответствии со сменой характера музыки; выполнять движения по показу педагога; развивать у детей образное представление, умение ориентироваться в пространстве

Танцы: «Поплясать становись», «Чок да чок каблучок», «Полечка». Игры:  «Кошка и мыши», «Солнышко и дождик», «Зайчики и Лисичка».

                                         Октябрь

Пальчиковая гимнастика

-Развивать мелкую моторику;  развитие чувства ритма, памяти, речи, работа над развитием звуковысотного слуха, чувства ритма

«Бабушка», «Прилетели гули», «Шаловливые пальчики», «Тик - так».

Музыкально – ритмические движения

Следить за правильной осанкой;  формировать навыки коммуникативной культуры, воспитывать доброжелательное отношение; развивать фантазию детей; развивать умение ориентироваться в пространстве;  реагировать на смену частей музыки;  закреплять прыжки на обеих ногах; учить выполнять движения с предметами (платочками)

«Погуляем»,   «Упражнение для рук»,   «Кто хочет побегать?», «Птички летают»,  «Фонарики», «Зайчики»,  «Упражнение с лентами», «Пружинки».

Пляска, танец, хоровод, игра

Выполнять движения по показу педагога; развивать у детей образное представление, умение ориентироваться в пространстве;  продолжать знакомство с двухчастной формой

Танцы: «Пляска с листочками», «Хоровод»,

«Полечка».

Игры: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик».

                                                               Ноябрь

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога; развивать память, речь, интонационную выразительность; развивать звуковысотный слух, чувство ритма; развивать фантазию, воображение.

«Мы платочки постираем»,  «Тики – так», «Бабушка очки надела», «Шаловливые пальчики».

Музыкально – ритмические движения

Закрепить понятие «марш»; кружиться спокойно, развивать ритмичную ходьбу, координацию движений рук и ног, учить выполнять движения с предметами,   учить детей ориентироваться в пространстве, бегать легко, учить детей двигаться под музыку, ходить большими и маленькими шагами.

«Марш», «Кружение на шаге»,  «Стуколка», Упражнение для рук с платочками,  «Ножками затопали», «Птички летают»,  «Большие и маленькие ноги», «Большие и маленькие птички».

Пляска, танец, хоровод, игра

Учить детей реагировать на двухчастную форму, на изменение динамики, закрепить понятие «тихо – громко», выполнять движения по показу педагога

Танец с платочками, Парная полечка.

Игры: «Зайчики и лисичка», «Солнышко и дождик».

                                                              Декабрь

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога, развивать звуковысотный слух, чувство ритма, проговаривать потешки разными голосами (высоким и низким), с разными интонациями (хитро, сердито).

«Наша бабушка», «Мы платочки постираем», «Бабушка очки надела», «Раз, два, три, четыре, пять».

Музыкально – ритмические движения

Учить детей реагировать на смену музыки, ориентироваться в пространстве, выполнять движения в соответствии с динамикой (громко – тихо), учить выполнять движения с предметами (ленты).

 «Марш и бег», «Большие и маленькие ноги», «Сапожки», «Фонарики и хлопки в ладоши» любая веселая музыка, «Бег и махи руками».

Пляска, танец, хоровод, игра

Создать радостную атмосферу,  формировать умение менять движение в соответствии со сменой звучания музыки, учить детей реагировать на смену музыки, ориентироваться в пространстве, выполнять легкий бег и кружение на шаге с «фонариками».

Танец «Зимняя пляска», Новогодний хоровод.

Игры: «Снежные колобки», «Дед Мороз догони».

                                                               Январь

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога, развивать интонационный и динамический слух, развивать внимание, речевую активность детей

«Кот Мурлыка», «Бабушка очки надела», «Тики – так», «Шаловливые пальчики», «Сорока», «Мы платочки постираем».

Музыкально – ритмические движения

Двигаться четко, ритмично, реагировать на смену звучания музыки, учить детей использовать все пространство зала, развивать координацию движений рук и ног, выполнять«топотушки» с продвижением вперед, обращать внимание на осанку: спина прямая и не опускать голову.

«Гуляем и пляшем», «Марш», «Спокойная ходьба и кружение» «Автомобиль», «Пружинка»,  «Мой конек», «Бег и махи руками».

Пляска, танец, хоровод, игра

Учить детей соотносить движения с музыкой, учить детей чередовать спокойную ходьбу и «топотушки», слышать смену музыки и самостоятельно менять движения, воспитывать у детей выдержку.

Танцы: «Руки ставим на бочок», «Топ-Хлоп». Игры: «Колобок», «Птички и Сова», «Чудо-Юдо».

                                                              Февраль

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога; развивать память, речь, интонационную выразительность; развивать звуковысотный слух, чувство ритма; развивать фантазию, воображение.

«Мы платочки постираем»,  «Тики – так», «Бабушка очки надела», «Шаловливые пальчики», «Раз, два, три, четыре, пять».

Музыкально – ритмические движения

Двигаться четко, ритмично, реагировать на смену звучания музыки, учить детей использовать все пространство зала, развивать координацию движений рук и ног, выполнять«топотушки» с продвижением вперед, обращать внимание на осанку: спина прямая и не опускать голову.

 «Марш и бег», «Большие и маленькие ноги», «Сапожки», «Фонарики и хлопки в ладоши» любая веселая музыка, «Бег и махи руками».

Пляска, танец, хоровод, игра

Создать радостную атмосферу,  формировать умение менять движение в соответствии со сменой звучания музыки, учить детей реагировать на смену музыки, ориентироваться в пространстве, выполнять легкий бег и кружение на шаге с «фонариками».

Танец «Застучали ножки», Хоровод «Вологодский краковяк». Игры: «Колобок», «Птички и Сова».

                                                                Март  

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога, развивать интонационный и динамический слух, развивать внимание, речевую активность детей

«Мы платочки постираем»,  «Тики – так», «Бабушка очки надела», «Шаловливые пальчики», «Раз, два, три, четыре, пять».

Музыкально – ритмические движения

Учить детей реагировать на смену музыки, ориентироваться в пространстве, выполнять движения в соответствии с динамикой (громко – тихо), учить выполнять движения с предметами (ленты).

«Марш», «Кружение на шаге»,  «Стуколка», Упражнение для рук с платочками,  «Ножками затопали», «Птички летают»,  «Большие и маленькие ноги», «Большие и маленькие птички».

Пляска, танец, хоровод, игра

Выполнять движения по показу педагога; развивать у детей образное представление, умение ориентироваться в пространстве;  продолжать знакомство с двухчастной формой

Танцы: «Танец с платочками», «Застучали наши ножки».

Игры: «Колобок», «Чудо-Юдо», «Тучка».

                                                                Апрель

Пальчиковая гимнастика

Выполнять движения по показу педагога; развитие чувства ритма, памяти, речи

«Мы платочки постираем»,  «Тики – так», «Бабушка очки надела», «Шаловливые пальчики».

Музыкально – ритмические движения

Учить детей соотносить движения с музыкой, учить детей чередовать спокойную ходьбу и «топотушки», слышать смену музыки и самостоятельно менять движения, воспитывать у детей выдержку.

 «Марш и бег», «Большие и маленькие ноги», «Сапожки», «Фонарики и хлопки в ладоши» любая веселая музыка, «Бег и махи руками».

Пляска, танец, хоровод, игра

Создать радостную атмосферу,  формировать умение менять движение в соответствии со сменой звучания музыки, учить детей реагировать на смену музыки, ориентироваться в пространстве, выполнять легкий бег и кружение на шаге с «фонариками».

Танцы: «Мишка с Куклой бойко топают», «Дай похлопаю в ладошки», «Весёлый каблучок». Игры: «Паровозик Чух-Чух», «Колобок», «Автомобиль и Воробушки».

                                                Май

                   Повтор материала, использованного в течение года.

                   Открытое групповое музыкальное занятие

                        с детьми младшей  группы  «Цветики».  

              «Развитие музыкально-ритмических  движений

                     у детей младшего дошкольного возраста»

                          «Мишка и Кукла в гостях у ребят»

Цель: Формирование творческих способностей детей средствами музыкально - ритмических движений.

Задачи: 

- Развивать  двигательные качества и умения, чувство ритма, координацию движений. 

- Развивать творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку.

- Обогатить двигательный опыт детей разнообразными видами движений.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

                                                    Ход занятия.

    Дети под музыку заходят в музыкальный зал и выполняют разные движения под музыку.  Ходьба-марш, бег на носочках, галоп.                                                     Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто приехал в гости к нам.  На машине едут Кукла и Мишка. Ответ детей. Правильно, ребята. Кукла и Мишка очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь в музыкальном зале. Покажем, что мы умеем делать. Проводится пальчиковая игра. «Мы платочки постираем».                                             Музыкальный руководитель: Молодцы, хорошо поиграли. А теперь предлагаю вам послушать музыку на тему «Кто живёт в лесу?» Во время слушания, дети, отгадав какого-то зверя или птичку, изображают их. Ответ детей.  Молодцы, очень хорошо послушали, отгадали и изобразили всех. И Мишке с Куклой очень всё понравилось, как вы сделали. Ребята, а Мишка и Кукла не только в гости приехали посмотреть на вас. Они хотят вам предложить разучить новый танец, который называется «Мишка с Куклой пляшут польку». Вы согласны разучить?  Ответ детей.  Детям предлагают превратиться в Кукол и Мишек. Для этого дети надевают маски Куклы и Мишки. Начинается процесс разучивания танца. Музыкальный руководитель: Вот мы и разучили новый танец «Мишка с Куклой пляшут польку». Вы все очень старались, молодцы! И Мишке с Куклой очень понравилось, как вы справились с заданием. И, в заключение, хочу у вас спросить. Вам понравилось наше занятие? Ответ детей. Кто к нам приехал в гости? Ответ детей.  Что мы им показывали? Ответ детей. А что Кукла с Мишкой предложили нам с вами разучить? Ответ детей. Молодцы, ребята! Очень хорошо мы с вами позанимались. На этом наше занятие закончено. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, ...

Презентация «Основные формы работы с родителями по познавательному развитию дошкольников у детей младшего дошкольного возраста»

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – одно из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того насколько будут развиты у ре...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Кошка и котёнок»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование ценностей картины мира), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическ...

Долгосрочный познавательно-творческий проект: «Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Активное изучение и внедрение технологии "Блоки Дьенеша" в образовательный процесс детей дошкольного возраста...

Сообщение "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности по лепке"

Цель: познакомить педагогов с приёмами  и методикой лепки из солёного теста; с рецептами приготовления солёного теста;  разъяснить значение развития мелкой моторики пальцев рук и умственным ...