Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Морева Елена Николаевна

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Слушание музыки56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

 «Методы и приемы обучения дошкольников слушанию музыки.  Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферуребёнка»

Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего развития личности ребенка.

В.Г.Белинский писал: «влияние музыки на детей благодатно…она наполнит гармонией их юные души».

С каждым годом все больше детей получают всестороннее музыкальное развитие: в детском саду, в музыкальных школах, в секциях и  кружках. Основным звеном в системе музыкального развития является слушание музыки.

Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, мыслей, переживаний.

В своей работе я уделяю особое внимание слушанию музыки. Оно развивает интерес, любовь к этому виду искусства, расширяет музыкальный кругозор. Превышает музыкальную восприимчивость детей. В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы предусмотрено развитие у детей любви к музыке с самого раннего возраста.

Я начинаю работать с детьми первой младшей группы. Дети маленькие, «домашние», первое время плачут. Моя задача на первых порах наладить контакт, привлечь их внимание.

На первом занятии я не играю на фортепиано, все занятие провожу на голосе, привлекая детей яркой игрушкой. Я приношу зайчика ( или другую игрушку). Зайчик здоровается с детьми. Дети гладят его ушки, трогают хвостик. Потом мы слушаем песенку про зайчика: «Заинька, заинька, маленький заинька, длинные ушки, быстрые ножки». На слова «Зайка-трусишка» зайка прячется. Дети в этот момент как правило замирают. А зайка выглядывает то с одной стороны, то с другой. Дети улыбаются. Я пою песню еще раз. Дети уже внимательно песню слушают. Это первое знакомство с песней. Я стараюсь через музыку обратиться к каждому ребенку, создать доброжелательную атмосферу, вызвать у детей положительны эмоции н только от общения с игрушкой, но и от прослушивания музыки.

Задача, которая стоит перед нами в работе с детьми первой младшей группы, формулируется так: «Воспитывать интерес к слушанию небольших песен, музыкальных пьес, исполняемых на музыкальных инструментах и в грамзаписи. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера, понимать, о чем поётся». На занятиях я обучаю детей слушанию, учу дослушивать музыку до конца, не мешать соседу.

В работе с детьми первой младшей группы я использую различные приемы и методы обучения слушанию: слушание музыки, показ игрушки, словесное объяснение. Перед началом исполнения композиции, я рассказываю детям, о чем они услышат: это песня про зайчика, про лошадку и тд.

Беседа о музыке- важнейший метод. Словом я передаю характер, настроение музыки. У детей этого возраста невелик словарный запас, мал жизненный опыт, они не могут сами сформулировать настроение, передаваемое музыкой, но могут его почувствовать. Дети оживляются, когда звучит веселая музыка : «Ах вы, сени, мои сени!», «Машина». А когда звучит песня «Баю-бай», дети затихают. Даже после окончания песни они ведут себя тихо, спокойно. Впечатление  от прослушанной музыки я выражаю сама: «Какая ласковая, тихая музыка!», «Какая веселая музыка!» и т. д. Затем повторяю те же слова, но в форме вопроса: «Веселая музыка?» «Веселая!» - отвечают дети.

Перед слушанием нового произведения недостаточно сообщить детям только его название. Для того, что бы содержание новой песни (её текст и мелодия) было воспринято детьми, я настраиваю их на слушание. «Ребята, я спою вам песню о зиме. Зимой все кругом бело, потому что много снега. А Ваня взял саночки и стал кататься с горки». Затем исполню песню, задаю вопросы по содержанию. «Кто катался горки?» «Весело кататься горки?» «Вот поэтому и музыка весёлая»  Заем играю заключительную часть мелодии.

В некоторых песнях фортепианное сопровождение даёт яркий музыкальный образ, например в песне «Лошадка» Раухвергера или в песне «Кошечка» Витлина. Я обращаю внимание детей на эти музыкальные фрагменты. Спрашиваю, про кого рассказала музыка, как вы догадались? И играю музыкальный фрагмент  со звукоподражанием.

Дети очень любят слушать песню «Машина». На вступление они издают звуки, похожие на звук двигателя, делают движения руками, словно едут. Эти действия происходят сами по себе, их диктует музыка. В первой младшей группе нет четкого разделения на виды музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку, подпевает, пританцовывает, хлопает в ладоши.

Для того, что бы обратить внимание детей на музыкальную сторону песни, я играю на музыкальных инструментах, А потом исполняю песню голосом. Одна мелодия приобретет разное звучание.

С целью формирования у детей умения вслушиваться в музыку, я провожу упражнения на различение музыкальных звуков (тембра, высоты динамики , длительн6ости). Для этой цели  использую музыкальные инструменты, провожу игры «Тихо-громко», «Кукла шагает и бегает», «Угадай, на чем играю?», «Кто в лесу ходит». Так дети учатся вслушиваться в мелодию, слова песни.

В течение года музыкальный репертуар расширяется, обогащается. Дети учатся сравнивать музыкальные произведения разного характера. Для этой цели я применяю прием контраста. Даю послушать веселое, быстрое произведение, а затем медленное, грустное. Что бы музыкальный образ закрепился у ребенка в сознании, я использую игрушку. Действия с куклой или зайчиком иллюстрируют содержание музыки: бодрая, веселая мелодия-кукла гуляет, тихая, медленная - кукла спит. Характер музыки и действия с игрушкой обсуждаются.

В результате проведенной работы дети к концу первой младшей группы оказываются в состоянии прослушать музыку, определить характер, могут ответить на вопрос по содержанию песни. «Осенняя песенка» А.Александрова «Колыбельная» Разорёнова , «Заинька» М. Красева определенно влияют на них своими грустными, спокойными мелодиями; «Моя лошадка» Гречанинова, «Песенка Петрушки» Фрида «Лошадка» Потоловского вызывают оживление, улыбки, двигательную активность.

По словам Б.М. Теплова «Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» («Психология музыкальных способностей»). Если ребенок эмоционально отзывается на то или иное музыкальное произведение, значит часть задачи по музыкальному развитию выполнена.

В средней группе я показываю иллюстрации, которые помогут детям понять музыкальные образы. Например, показом иллюстраций могут сопровождаться песни «Урожайная», «Песня о весне». На более позднем этапе можно показать 2-3 иллюстрации и попросить детей выбрать ту, которая соответствует характеру музыки.

Что бы проверить усвоение пройденного  материала, можно показать несколько игрушек, о которых учили песни, и просить про кого дети хотят услышать песню и как она называется.

Что бы интерес к слушанию музыки не снижался, я использую прием контрастных сравнений. Например, мы сравниваем  «Лошадку» Потоловского и «Колыбельную» Гречанинова. Очень важно, что бы дети самостоятельно могли определить характер музыки: грустная, веселая, бодрая, печальная. И рассказать, почему они так решили : лошадка весело скачет- музыка веселая, а колыбельная тихая, музыка грустная, потому что надо спать и тд.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи. Дети учатся не только целостному восприятию музыкального произведения, но и выделению отдельных частей. Музыка менее контрастна, чем в  младших группах. Если раньше больше использовался наглядно-зрительный метод, то теперь на первый план выходит словесный метод. Я сообщаю название произведения, но не говорю , о чем оно. Дети после прослушивания должны сами словесно передать содержание произведения. Обязательно нужно настроить детей на прослушивание музыкального произведения: «Послушайте и скажите, о чем рассказывает эта музыка», «какое настроение она у вас вызвала?» Если дети сначала слышат музыку, а потом вопрос, то, как правило, не могут полно и точно ответить на него. Необходимо нацелить детей на слушание музыки. Сразу поставить вопрос, а затем дать прослушать произведение.  После прослушивания «Вечерней сказки» Хачатуряна дети отвечали, что музыка тихая, загадочная, как будто кто-то сказку рассказал.  Я предложила детям подготовительной группы прослушать пьесу Шумана «Крестьянин» и представить себе, о чем рассказывает музыка. Дети отвечали: «Я представляю, как крестьянин едет на телеге и поёт», «Я думаю, что он сидит около дома и играет на балалайке», «Я  думаю, он идет по дороге, и ему весело».

Дети могу объяснить, как музыка рассказала им о содержании произведения. После прослушивания пьесы «Мотылек» дети говорили, что музыка легкая и быстрая, она порхает, как мотылек.

О музыке нельзя говорить бытовым языком, поэтому я стараюсь использовать литературные тексты, чаще стихотворные, в которых в сжатой форме сконцентрирован музыкальный образ.

 Перед прослушиванием пьесы Д. Кабалевского «Кавалерийская» я читаю отрывок стихотворения С. Маршака:

Как в бою, в лихой погоне

Раздается стук копыт.

Это кони, кони, кони,

Наша конница летит!

Детей захватывает музыка, они характеризуют её как быструю, смелую, стремительную, боевую.

Беседа может быть о предмете музыкального произведения. Так перед прослушиванием пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского я спрашиваю детей, кто такой жаворонок. Я рассказываю, что это маленькая птичка, которая красиво поет и быстро летает высоко в небе. Я показываю слайд  с широким красивым полем и читаю стихотворение Жуковского «Жаворонок». Затем дети слушают музыку.

Перед прослушиванием произведения я рассказываю также о его структуре, о частях, из которых оно состоит, об истории создания. О «Неаполитанской песенке» П. И. Чайковского я говорю: «Эту мелодию композитор написал, когда был в Италии в городе Неаполь. Этот город славится своими певцами и песнями. Эту песню пели под гитару. Композитор записал её без слов и включил  в «Детский альбом». Музыкальное сопровождение пьесы напоминает звуки гитары. Песня оживленная, её вторая часть похожа на пляску».  После словесного пояснения дети слушают пьесу.

Что бы лучше донести до ребенка музыкальный образ, я использую образные сравнения. Например, перед слушанием «Вальса-шутки» Д. Шостаковича, я говорю: «Когда человек плачет, на глаза наворачиваются слезы, а когда смеётся? Как будто ничего, только губы улыбаются. На самом деле, когда мы смеёмся, у нас появляются смешинки. Смешинки невидимы, как воздух, но это они раскрывают наш рот в улыбке, они сидят у нас в глазах, поэтому наш взгляд бывает веселым. В музыке тоже может присутствовать смешинка».  Детям нравится рассказ о смешинках, они характеризуют музыку, как веселую, полную смешинок.

В младших группах используется прием контрастных сопоставлений. По мере взросления детей контраст сужается. В младших группах сравниваем колыбельную и плясовую, а в старшем дошкольном возрасте сравниваем произведения в рамках одного жанра. Например, сравниваем две песни о Родине: «Про нашу советскую Родину» А. Пахмутовой и «Родине-спасибо» Т. Потапенко. Дети хорошо слышат настроение, характер песни. Они отмечают, что одна песня более торжественная, другая более веселая, радостная. Я всегда побуждаю детей использовать в своих высказываниях разнообразную лексику, не ограничиваться только  двумя словами «хорошая» и «плохая» или «веселая»,  «грустная».

Некоторые музыкальные произведения предлагаю слушать в грамзаписи. Я обращаю внимание детей на оркестровое сопровождение и фортепианное звучание произведения. Детям нравится слушать звучание оркестра, их привлекает полнота красок, совместное звучание инструментов. Дети с удовольствием различают разные инструменты в оркестре. Усилить впечатление могут иллюстрации великих русских художников: «Осень» Левитана (прослушивание песен об осени), «Стога» Левитана  (пьеса Прокофьева «Ходит месяц над лугами»), «Снегурочка» Васнецова (песни о зиме) и тд.

На занятиях дети всегда активны, но все же всегда необходимо проверить усвоение материала. Сделать это нужно так, что бы не затянуть занятие, но и получить информацию касательно каждого ребенка. Я использую карточки. На карточках могут быть символы настроения (солнышко, тучка и тд.), символы жанра (марш, вальс, песня и т. д.). После прослушивания музыки дети поднимают карточку с соответствующим символом. Одна девочка, прослушав «Шарманку» Д. Шостаковича, подняла две карточки: веселую и грустную. Она объяснила, что музыка веселая, но и немного грустная. Таким образом, ребенок услышал присутствовавший минор в мажорном произведении.

Во второй половине дня в рамках работы по слушанию музыки я провожу досуги  и литературно-музыкальные вечера. С детьми подготовительной группы мы провели цикл занятий, посвященных русской природе. Мы слушали музыку Чайковского, Прокофьева, Глинки, Кюи, читали стихи Пушкина, Блока, Фета. Мы сравнивали описание зимы различными поэтами. Зима то веселая, задорная:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

То мрачная, холодная:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась…

Или светлая, радостная:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Дети слушали музыку А. Гречанинова «Холодно, холодно!», «Береза» В. Веселова на стихи С. Есенина. Музыка разная по характеру, она по-разному говорит нам о русской природе. Помимо звукового ряда, я предлагала детям иллюстрации русских художников, слайды.

Такие литературно-музыкальные вечера производят на детей большое впечатление. По просьбе ребят мы повторили этот вечер через неделю.

Ежемесячно во второй половине дня мы проводим занятия по слушанию музыки в фортепианном, оркестровом звучании, слушаем звучание русских народных инструментов. Дети учились выделять звучание отдельных народных инструментов: рожок, дудочка, свирель, балалайка.

Нами был проведен вечер «Дорогая моя столица, золотая моя Москва». Дети слушали стихи о Москве, рассматривали виды Москвы на фотографиях («Иллюстрированная история Москвы») Конечно же звучала музыка Дунаевского, Прокофьева и др. композиторов.

Но все же основная работа по слушанию музыки проводится на занятиях. Я учу детей слушать музыку в полной тишине. Этот навык, свойственный любому культурному слушателю, имеет громадное воспитательное значение, он способствует развитию у детей воли, внимания, воспитывает уважение к другим слушателям, исполнителю.

В результате работы с детьми по слушанию музыки я вижу, что они приобрели не только навыки слушания, но и умение говорить о ней, научились хоть немного чувствовать её, эмоционально откликаться на то или иное произведение. И совсем необязательно высокопарно высказываться о музыке, главное- иметь её в душе и чувствовать её сердцем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами

В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Методические приёмы обучения дошкольников по изготовлению тряпичных кукол"

повышение профессионального мастерства и обмен опытом с педагогами ДОУ....

Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.

В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....

Мастер-класс для педагогов ДОО "Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы".

Главной целью данного мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов дошкольных организаций по изготовлению тряпичной куклы "Пасхальный зайчик"....

Методическая разработка "Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста"

Методическая разработка МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Метод – это способ работы воспитателя с детьми, это способ передачи воспитателем знаний детям, это пути усвоения знани...