Развитие творческих способностей детей
методическая разработка по музыке на тему

Работа содержит много игр на развитие творческих способностей детей. материал подходит для всех возростных групп детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_detey.docx20.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей

Исследования известных ученых, педагогов доказываю возможность и необходимость формирования у детей памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

 Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Она влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональное переживания в яркие и грубые тона.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в  будущем.

Легкие и увлекательные, не требующие большой предварительной подготовки «музыкальные моменты» могут стать привычным компонентом на музыкальных занятиях в детском саду. Их основой является, как правило, опора на уже имеющиеся у детей знания в области музыки—знакомые песенки, двигательно --звуковые ассоциации, возникающие при исполнении того или иного произведения. Ведь каждому известно, что под звуки бодрого марша наши ноги начинают выполнять четкие маршеобразные движения  а легкая полечка приглашает слушателя подпрыгивать и кружиться, создавая соответствующее музыке веселое настроение.

Творчество при восприятии музыки. «Рисую» музыку.

Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы.

Прослушивайте с детьми любое музыкальное произведение включающее в себя элементы изобразительности (например, фрагменты из «Времен года» А. Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных» К. Сен-Сана или произведения русских классиков :П.Чайковского, Д. Кобалевского)

Проанализируйте с детьми, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные ,тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющие части? Как закончилось произведение – так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения или переживания она пробудила?

Теперь предложите детям передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть они рисуют то, что им представляется, когда они слушают музыку. Пусть не боятся фантазировать  и стараются искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Впрочем, можно сделать аппликацию. коллаж. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная -- совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может и просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно, главное, чтобы дети почувствовали и передали по- своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Подбери инструмент.

Пропойте с детьми песню (разученную на музыкальном занятии).Положите перед детьми несколько музыкальных инструментов : треугольник, дудочку, металлофон, свистульку.

Предложите украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета. Подобные  задания предоставляют детям необходимую для них возможность творческого самовыражения.

Нарисуй песню.

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится детям и почему. Попросите их передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

Какую линию выбрать?

Музыкальный руководитель предлагает детям чистый лист бумаги и фломастеры.

Под звучание музыкального произведения дети должны начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную, прямые, изогнутые –под решительную, прерванные –под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который , по мнению детей, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.

Импровизация на заданную тему.

Импровизация, как указано в словаре, - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения.

Если мы обратимся к истории музыкального  искусства, то обнаружим, что такой вид творчества, как импровизация, был достаточно популярен в разное время.

Импровизация широко использовалась в вокальной народной музыке – фольклоре, особенно у русских исполнителей.

Роль импровизации во время музыкальных занятий несколько скромнее. Это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и ее исполнение при оформлении жестикуляции в заданном музыкальном ритме, темпе и характере.

Использование импровизации –перспективный прием для воспитания интереса к мзыке и накопления музыкально-творческого опыта. Ведь при этом виде работы ребенок вводится в непосредственный контакт с музыкой. Кроме того, для импровизации не требуется никаких дополнительных приспособлений : Собственный голос имеется у каждого, ладони, чтобы заменить

. музыкальный инструмент, и двигательный аппарат для создания ритмических движений под музыку —тоже. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых эмоций, повышает  эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально- слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Практика показывает, что дети охотно занимаются импровизацией, особенно –вокальной. Идеальный вариант для музыкального руководителя –провести все занятие на импровизации, но является очень трудоемкой формой, поскольку требует сильной нагрузки на голосовой аппарат  музыкального руководителя.

В каких формах может вводиться импровизация:

--музыкальное приветствие

--музыкальное знакомство

--диалог педагога и ребенка

--певческая перекличка по парам между детьми

--импровизация на звукоподражании

--импровизация на заданный текст

--импровизация с использованием стихов

--ритмико- двигательная импрвизаци

Музыкальное приветствие.

Первый шаг в импровизации – приветствие, где чаще всего ответы детей  впрямую дублируют интонации педагога. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения.

Музыкальное знакомство.

К начальным попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свое имя и отчество. Потом он просит детей по очереди пропеть свое имя. Естественно, что называя себя, ребенок  уже не сможет повторить мелодию, напетую взрослым, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элемент творчества.

Диалог педагога и ребенка

В этом случае педагог нараспев задает вопросы, а  ребенок также на распев обязан отвечать на них. Вопросы педагога в данном случае могут быть на «свободную тему».

Певческая перекличка

Один ребенок задает вопрос, его партнер отвечает. Например : «Где ты?», «Я здесь»

Импровизация на звукоподражании

Имитация знакомых природных звуков – голосов кукушки, кошки, часов, варианты голосов знакомых героев сказок и мультфильмов в их разном возрасте и настроении.

Импровизация на заданный текст

Этот вид творческой работы всегда интересен для детей. Сочинение мелодии в заданном музыкальном жанре. Такие вокальные импровизации удобно выполнять на слоги тра-та-та, ля-ля-ля, пении закрытым ртом «м-м-м».Детям не  трудно подобрать собственное сопровождение к таким импровизациям на шумовом музыкальном инструменте.

Импровизация с использованием стихов.

Такая работа начинается с разучивания слов – на начальной стадии овладения импровизацией текстом может выступать простая строчка. Далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предлагаемой музыки.

Ритмико-двигательная импровизация

Импровизация бывает еще более увлекательной, когда наряду с вокальной стороной распевания присутствуют  еще и движения. В этом случае тексты предварительно разучиваются с детьми на один определенный мотив, предложенный педагогом .Дети определяют художественный образ, заданный в тексте, и его особенности, момент главного логического ударения в стихотворении.

Творчество в движениях.

Песня –игра «Колпак»

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак

Педагог жестами предлагает поочередно заменить слова. После разучивания всех трех элементов слов-замен идет исполнения песни- сначала  в спокойном темпе,а затем в более быстром.

Игра «Сам себе оркестр»

Исполнение любой песни становится более привлекательным в соответствующем музыкальном сопровождении. А что делать, если под рукой нет ни одного музыкального инструмента? Тогда вам помогут …… ваши собственные руки. Ведь ладонями всегда можно хлопать одна о другую или о колени, пальцами —прищелкивать. То есть одновременно с пением дети получают при этом еще и ритмический тренинг. Примером может являться известная финская песня –танец «Делай так». Каждый куплет этого произведения сопровождается своими действиями –хлопками в ладоши, щелчками пальцев, притопыванием.

Литература.

  1. Агапова.И, Давыдова.М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины.
  2. Михайлова. М Развитие музыкальных способностей детей.
  3. Струве.Г. Детский хор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...