Горелкова Т.В. Развитие эмоций в процессе музыкального воспитания дошкольников.
статья по музыке на тему

Горелкова Татьяна Васильевна

Современный опыт ведения музыкального занятия убедительно показывает, что музыкальный руководитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сделанное им, высказанное и сыгранное, со своим внутренним миром, со своим трепетным отношением к звучащей музыке, со своим жизненным опытом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

       РАЗВИТИЕ   ЭМОЦИЙ  В   ПРОЦЕССЕ

      МУЗЫКАЛЬНОГО  ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Горелкова Татьяна Васильевна,

музыкальный руководитель,

ГБДОУ Детский сад № 19

комбинированного вида

Кировского района

                                  Санкт-Петербург, 2014

Горелкова Т.В.  Развитие эмоций в процессе музыкального воспитания дошкольников.

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ Детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Введение

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже

в самой минимальной степени, становится другим».

Б.Астафьев

Творческое начало рождает в ребёнке живое воображение, живую фантазию. Творчество, по своему существу, основано на желании и стремлении сделать то, что до тебя ещё никем не было сделано, или сделать что-то по-новому, по-своему лучше так, как до тебя ещё не делалось. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда устремление вперед к совершенствованию, к лучшему и, разумеется, к прекрасному в самом широком и высоком смысле этого понятия.

Искусство  воспитывает в человеке творческое начало, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, а без творческой фантазии невозможно сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от самих родителей и нерадивых воспитателей можно услышать такие слова: «Ну что Вы хотите, ну не надо ребёнку танцевать — не быть ему танцовщиком, нет у него способностей, нет у него ни слуха, ни голоса — не быть ему и певцом…

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он неуклюже танцует, поёт и рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой... Ни в коем случае не надо иронизировать над этими проявлениями детского творчества, какими бы комичными они бы не показались. В этом случае это будет самой большой педагогической ошибкой, которую только можно совершить, поскольку за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями скрываются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребёнка, самые подлинные проявления его хрупких чувств.

Ребёнок, когда будет взрослым, может быть, и не станет выдающимся художником, и не станет известным музыкантом, (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, будет либо математиком, либо врачом, либо учителем, либо отличным рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения и приобретённые навыки, добрым следом которых останется сформированная творческая фантазия, стремление ребёнка создавать что-то новое, самое лучшее, двигающее вперёд дело, которому он решил посвятить жизнь.

Об искусстве проведения музыкального занятия

«Каждый из нас более человек в том,

как он чувствует, чем как он думает».

К.Д.Ушинский

Современный опыт ведения музыкального занятия убедительно показывает, что музыкальный руководитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сделанное им, высказанное и сыгранное, со своим внутренним миром, со своим трепетным отношением к звучащей музыке, со своим жизненным опытом. Если музыкальный руководитель, продумывая построение занятия, не берёт в качестве «материала» самого себя, свои чувства, мысли, опыт, тогда как ему обрести грань между внешним — порою холодным, равнодушным, и внутренним — глубоко пережитым, прочувствованным? Всякая художественно-педагогическая задача, идея каждого занятия должна быть понятна для музыкального руководителя; глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим собственным «я».

Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть настоящее искусство. Это в полной мере следует отнести и к педагогическому процессу на музыкальном занятии. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. На мой взгляд, для проведения музыкального занятия профессиональная техническая и интеллектуальная подготовка недостаточны: необходимо подготовиться к занятию еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной сфере профессионального мастерства музыкального руководителя умение найти верный тон занятия. Термин «задать тон» беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. В настоящее время найти верный тон, который присутствовал и был бы своеобразным на каждом занятии, — одна из сложнейших задач в подготовке музыкального руководителя.

Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения занятия может успешно решаться через формирование у музыкального руководителя актерского мастерства. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить её ребёнку, то жизнь идеи на этом и закончится. В детях важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства музыкального руководителя. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приёмов, получивший название «приём отождествления», то есть слияния своего «я» с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.

Для музыкального руководителя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств и эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться, не боясь определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства — его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. «Если нет материала, чувству не во что излиться». (С.Волконский).

Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве музыкального руководителя с аналитическими способностями, ибо «в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К.Станиславский).

Из личного опыта работы

Выбрав тему: «Развитие эмоций в процессе музыкального воспитания дошкольников», я всегда стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все виды искусства, не просто развлечение, не добавление к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого ребёнка.

Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарий музыкального руководителя, наблюдения и размышления самих детей, направляемые учителем, — всё должно помогать постепенному решению этой задачи. Творчески подходя к программе, ни в коем случае нельзя  отступать от её главных задач.

При этом из различных видов деятельности в каждом случае избираются наиболее необходимые, и все они связываются в единый тематический узел. Отдельные произведения, мои комментарии и вопросы, ответы детей — словом всё, что звучит, всё, что происходит на занятии, подчиняется основной теме как общей закономерности, объединяющей все частные случаи.

Таким образом, занятие перестает распадаться на малые, иногда вовсе не связанные друг с другом составные части. Какие-либо членения занятия, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании музыкального руководителя, но ни в коем случае не в сознании ребёнка. Для них музыкальное занятие всегда должно быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.

Свободное от схемы, творческое комбинирование составных частей занятия в единое музыкальное занятие даёт возможность вносить в него любые контрасты, необходимые для поддержания внимания детей, атмосферы творческой заинтересованности. Пусть педагог будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения занятия. Однако, отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода педагога не равнозначна произволу, хаосу, анархии.

Возможность «свободного маневрирования» даётся музыкальному руководителю прежде всего, чтобы помочь ему в решении одной из важнейших задач музыкального образования в детском саду — творческого развития ребёнка.

************

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель. Гораздо важнее — пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности — одна из важнейших задач, стоящих передо мною.

Только самостоятельно творчество детей на занятии разбудит их дремлющие способности. Много внимания мною уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребёнке. На своих занятиях я стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, драматизации.

Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: «Всемерно развивая различные формы приобщения детей к музыке, всегда можно иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности» учащихся, ... активное восприятие музыки — основа музыкального восприятия в целом, всех его звеньев». Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки — все  виды музыкальной деятельности; связь, которая не обуславливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности детей.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир ребёнка, его мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребёнке. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир ребёнка, его чувства и мысли.

1. Слушание музыки

«Влияние музыки на детей благодатно,

и чем раньше они начнут испытывать

его на себе, тем лучше для них..»

В.Г.Белинский

Одна из главных задач слушания — развитие эмоциональной отзывчивости.

Умение слушать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого раннего возраста. Учиться слышать музыку дети должны непрерывно на протяжении всего музыкального занятия и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственного слушателя.

Понимая проблему развития музыкального восприятия, я на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребёнок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создаёт уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Воображение у детей, как правило, яркое, живое и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причём чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.

Желание высказать свои мысли и. чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к занятию и к музыке вообще. Музыкальный руководитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности — беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на занятиях тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с педагогом.

Как лишить скуки на занятии себя и детей? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере занятия. Не в моих навыках — в вокальных, пианистических, а в умении ладить с детьми; уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, в умении слушать детей, улыбаться им и обязательно тепло попрощаться с ними в конце занятия. Большое внимание следует уделять сказанным словам о музыке, так как значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребёнка.

Прослушана музыка, задан вопрос — и нет ответа, нет отклика. В этом случае не стоит торопиться с подсказкой детям. Опираясь на их музыкальный и жизненный опыт, следует вместе с ними определить художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.

Для меня важно не только содержание, но и интонация речи ребёнка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребёнка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи — восхищении, радости, равнодушии, раздражительности выражается отношение ребёнка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ребёнка.

Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей; но не стоит сводить общение только к речевой деятельности. Бывает на занятии такая тишина, которая больше всяких слов «скажет» о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются «жить» в прозвучавшей музыке. Думаю, что это не забудется и останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Я не могла нарушить такую тишину после прослушивания К.Сен-Санса «Лебедь». Дети слушали словно заворожённые, на глазах были слёзы. Грусть и печаль имеют массу оттенков. Главное в нравственном воспитании — воспитание сочувствия и сострадания.

Дети очень любят выразить впечатления от музыки в своих рисунках и рассказах. Вспоминаются слова Б.Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Именно так происходит процесс творчества.

И как бывает, неожиданны и трогательны рисунки детей после прослушивания музыкального произведения. Сколько здесь выраженных эмоций!

Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на музыкальных занятиях. Совместная музыкально-творческая деятельность музыкального руководителя и ребёнка — вот стержень, определяющий содержание общения на занятии. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи занятия неразрывно связаны в едином процессе музыкально творческого общения. Как удивительно прекрасны дети, когда они слушают «Осеннюю песню» П.Чайковского. Дети начинают плавно двигаться, раскачиваться, кто-то задумчиво смотрит вдаль... Или, когда, слушая пьесы П.Чайковского из «Детского альбома», дети буквально «живут» в музыке. Каждый ребёнок сопереживает по-своему: кто-то движением выразительно передаёт упругую гибкую мелодию.

На занятиях уместно пользоваться приёмом исполнения музыки движением, жестом — «пластическим интонированием». Это помогает ребятам ощутить протяжённость фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развёртывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Так, прослушав «Зимнее утро» П.Чайковского, дети прекрасно справились с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей осторожно, как бы боясь спугнуть хрустальную красоту морозного утра, поднимаются вверх, а на конец фразы - вниз). Обращаю внимание, насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Исполнение музыки движением раскрепощает детей и заставляет их слушать произведение с начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, отчётливо видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Творческое воображение детей в процессе моделирования образа танцевальной музыки «Вальса-шутки» Д.Шостаковича, подсказывает им характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно с детьми создаём настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаём своё чувствование и видение танцевальной музыки.

Через пластику движения, соединенную с музыкальным произведением, человек многому учится и многое познаёт по-новому.

2. Пение

Главная задача пения — чистое и выразительное исполнение, но пение это ещё и состояние души.

«Горят как жар слова, иль станут, словно камни,—

3ависит от того, чем наделил их ты.

Какими к ним в свой час притронулся руками

И сколько отдал им душевной теплоты».

Л.Горюнова

Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности эмоциональных состояний, постоянная «тренировка» которых и дает новое качество — развития их как творческой культурной и духовной личности.

З. Музыкально-ритмические движения

Обучая детей основам классического, народного и эстрадного танца, Я использую композиции, составленные Л.А. Кустовой, реализация этих композиций благотворно влияет на развитие музыкальности, формирование эстетического вкуса ребёнка. Созданные её композиции современны и оригинальны, они положительно воздействуют на детскую психику. В группах младшего дошкольного возраста это игровые сюжетные и образные ситуации. Эта форма является основной, через которую начинается обучение основным движениям и закладывается базис усложнённых.

Обогащению двигательных навыков и выразительному исполнению способствуют музыкально ритмические композиции тренировочного характера, непосредственно связанные с направлением танца.

В тренировочных и сюжетно образных композициях я не ставлю цели самостоятельного исполнения детьми, а даю свой эталон, но показ постепенно сводится к частичному и самостоятельному.

Танец является результатом тренировочных и сюжетно-образных композиций. Требует хорошей памяти и выразительного исполнения. Разучивая танец, я стремлюсь, чтобы это были не механически заученное действие, а желанное и радостное занятие. Многие танцы дети показывают друг другу вне музыкального зала. Так танцы, которые танцуют мальчики, знают многие девочки и наоборот. Танцы (Л.А. Кустовой) имеют разную степень сложности и исполняются в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

Наблюдая за детьми, можно убедиться, что они по собственной инициативе начинают импровизировать. Это позволяет выявлять и развивать творческие способности детей. В группах младшего дошкольного возраста танцевальное творчество направляется руководителем. Словесная подсказка создает предпосылки к умению использовать приобретенные двигательные навыки.

В группах старшего дошкольного возраста накопленный детьми опыт позволяет им самостоятельно комбинировать различные танцевальные движения, связывать характер музыки с характером движений.

И танец, и творчество развивают у ребёнка умение оценивать свои действия и товарищей. Стремиться к более качественному исполнению.

Одним из своих достижений считаю разработанные мною сценарии праздников. Праздники и театрализации в детском саду одно из ярких и запоминающихся событий. Это долгожданное удовольствие и путешествие в увлекательные миры.

Положительные эмоции нужны каждому. Физиологи, педагоги ставят знак равенство между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный, эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Считай ребёнок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарован. Тусклым и невыразительным станет детство, если из него исчезнет праздник.

Основное на празднике — выступление детей. Поэтому каждый ребёнок должен почувствовать себя неотъемлемым участником общего для всех торжества. Все, что показывают дети на празднике, является результатом работы на определенном этапе. Поэтому репертуар подбирается в соответствии с возможностями и уровнем развития каждого ребёнка и группы в целом.

Огромную помощь в проведении праздников оказывают воспитатели. Они является активными участниками и помощниками. Наделенные актерскими способностями, они перевоплощаются на праздничных утренниках в различных героев. Роли подбираются с учетом характера, актерского амплуа, находчивости и желания участвовать. Они заставляют детей смеяться, переживать, являться участниками действия и, конечно, это сюрприз для всех.

Слаженная работа воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Праздник является совместным действием всех его участников.

При подготовке к празднику я особое внимание уделяю оформлению зала и изготовлению костюмов. Стараюсь, чтобы каждый костюм отражал эпоху танца, его стиль и направление. Костюмированное действие создает эмоциональный настрой, придает яркость, оригинальность и красочность действию.

Заключение

«Творить — жить дважды»

А.Камю

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых занятия. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждой группе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя новые приемы.

По сути музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребёнка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее акгивно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным явлением детского «я».

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребёнок «выплёскивал» своё состояние, «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Мудрость творчества заключается в то, что не надо «торопить» чувство мыслю, надо довериться бессознательной области души ребёнка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Топ-хлоп, малыши" Авторы Т.Сауко и А.Буренина.

Основы  технологии "Топ-хлоп, малыши" Т.Сауко  и  А.БуренинойПрограмма  представляет  собой  систему  музыкально -ритмического  воспитания  детей  2-3...

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Ритмическая мозаика". Автор А.И.Буренина

Технология   развития   музыкального  движения  "Ритмическая  мозаика" А.И.БуренинойЦель:  формирование   различных  умений, способностей, качеств  личност...

Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"

"Музыкальные  шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология  развития  творческого  слушания  музыки, формирование  основ  музыкальной  культуры  у  детей ...

Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников

Материалы будут  полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников"

Консультация о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

«Развитие творческих способностей детей через театральную игру в процессе музыкального воспитания дошкольников». план по самообразованию

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживаниЗанятия театральной деятельностью с д...