Развитие певческих навыков
статья по музыке по теме

Грушинская Татьяна Александровна

123

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskikh_navykov.docx20.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выявление природы чувства ритма через развитие певческих навыков у старших дошкольников

      Ритмическое чувство является одним из самых необходимых условий при музыкальном образовании. Его можно назвать фундаментом, позволяющим понять и пережить музыку ,делающим способным ребенка свободно ориентироваться и существовать в музыке, творчески самовыражаться.

Дети безотчетно стремятся ко всем предметам , из которых они могут самостоятельно извлечь звуки(«посудный оркестр» на кухне, кубики, пищалки и свистульки).Развитие чувства ритма – первая ступень в освоении музыки. Музыка лишенная ритмического стержня-логики времени и развития во времени – воспринимается только как музыкальный шум, а не музыкальная речь. Ритм – это то .что дает движение (жизнь) музыке.

 Особенно интересным и загадочным инструментом является для детей их собственный голос, который должен быть правильно настроен.(Объяснить это детям в доступной формулировке.)

А дело педагога  - тщательно подготовить  их к художественному исполнению музыки.

  Пение подразумевает собой мелодию. Значение ритма для строения и развитие мелодии огромно. Мелодия не может существовать вне ритма, поэтому при обучении пению развитие чувства ритма является одной из наиболее важных задач. Ритм музыкального произведения часто сравнивают с пульсом живого организма, не с тиканьем часов или стучанием  метронома(все это метр, а не ритм), с такими явлениями как дыхание, волны моря, колыхание ржаного поля и т.п. Нельзя просто « слушать ритм».Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит,  соделывает.  И то, и другое – ритмическое чувство ,выявленное в движении и музыкальный слух, выраженный голосом ,нуждаются в упорядочении.

Основные элементы музыкальности – чувство ритма и слух –должны регулироваться по отдельности, так как ребёнку не под силу овладеть обоими элементами одновременно Порядок должен быть таков:

                   1)Упражнения для слуха и голоса;

                    2)развитие восприимчивости слуха к тембру своего голоса.

Жесты, которые мы невольно делаем ,когда поём помогают нам найти соответствующее слово или звук .Пение – одно из выражений жизненного опыта – отражает переживание музыки неотделимо от переживания самого времени. Через звучание мы можем в буквальном смысле ощутить время, прожить его, двигаться вместе с ним, находясь в границах постоянного реального «сейчас». Мелодию мы пропеваем, а ритм выявляем делением времени и делением пространства одновременно. Особое внимание к синтетическому использованию звучащего слова , танцевально – ритмического начала уделяется в исследованиях Карла Орфа, немецкого композитора и педагога, посвященных музыкальному воспитанию, книга «Шульверк». Там ритму и музыкально – ритмическому воспитанию отводится огромная роль; одним из них становится пропевание ритмизированного текста, ведя восходящую мелодию. На первых уроках рекомендуется ограничить до минимума все подготовительные упражнения, чтобы само музицирование сразу же вызвало у детей радость. Музицирование  вырастает из импровизации , где применение пения является первостепенным. «Шульверк» стремится помочь всем детям овладеть основами музыки, развить музыкально – ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие свободно в ней ориентироваться. У детей шестого – седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны терпеливо ждать, когда другие дети закончат свои голосовые импровизации,в границах времени, отведенных ей на занятии. Форма работы с импровизацией бесконечна по тематике и ограничена лишь фантазией детей.

Голосоведение помогает постичь реализацию полиритмики  и исполнение “rubato”, отражение  «дыхания» в музыкальных фразах. Здесь требуется умение одновременно и независимо слышать в воображении обе ритмические группы, т.е. сначала отдельно учить обе голосовые партии.

Можно говорить о принципе рубато , когда внутри целого музыкального построения где-то происходит  убыстрение, где-то торможение. О волнообразности темпа говорят как об исполнительском  «дыхании».

Детям 6-7 лет уже доступно понимание и следование таким ньюансам в рамках музыкального произведения ,творчески модифицируя его, придавая импровизации неповторимый оттенок.

Чрезвычайно важным фактором для пения является соучастие дыхательного аппарата. Дыхательные упражнения могут сочетаться с ритмическими упражнениями. В качестве увлекательного для детей и удобного для контроля учителя упражнения рекомендуется делать выдыхания на беззвучные согласные” «ф», «с», «х» . . Эти упражнения дыхания делаются одновременно с маршировкой .Маршировка дополняет гимнастику дыхательных мускулов. Звучит песня. Вместо произнесения слов в куплете, дети должны просто делать выдох на согласную «с», возобновляя дыхание на каждой музыкальной фразе. Это помогает правильно распределить дыхание и понять музыкальную фразировку, развивает умение чувствовать цезуры (промежутки между музыкальными фразами).

        Таким образом, можно наметить некоторые из условий, осуществление которых поможет развитию чувства ритма при пении.

1)основой импровизации голосом сопутствует ритмический рисунок возникающий в процессе музицирования;

2)Главным условием развития ритмичекого чувства является многократное восприятие правильно и четко воспроизводимых ритмических отношений. При неточном воспроизведении учащимися того или иного ритмического рисунка педагог должен тотчас обратить на это внимание и приложить усилия к тому, чтобы данный ритм был воспроизведен правильно;

    3)Пение по нотам примеры для которого должны подбираться с учетом возрастных особенностей детей, возрастающих трудностей, как ритмических так и звуковысотных;

      4)Применять тактирование – дирижерские взмахи, фиксирующие начало каждой ритмической доли.

   Таким образом, поскольку певческий голос самый первый и значимый инструмент для детей, то рассматривать развитие навыков управления им следует всесторонне сочетая с другими важными компонентами музыкального образования.

В основе реализации процесса музыкально – творческой деятельности находится некоторые условия:

  • Создание атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;
  • Активное участие детей в творческом музицировании, предложения их собственных идей;
  • Попадание в «тональность» актуального интереса детей;
  • Избегание манипулирования детьми;
  • Совместное музицирование и его воодушевляющее свойство.

Поддерживание инициативы музыкальной творческой деятельности , открывание собственного ресурса, каким является голос должно сочетаться грамотным образом со многими задачами музыкального образования дошкольников и с тонким чувствованием их восприятия в музыкальной сфере, согласно с желанием и возможностями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....

«Развитие певческих навыков дошкольников на основе фонопедического метода развития голоса»

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. ...