НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Литературная гостиная по стихам Есенина.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Литературная гостиная "Край березовый, край Есенина с исполнением песен и стихов, танец- игра "Лебедушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_eseninu.docx22.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Непосредственно- образовательная деятельность

в подготовительной группе по патриотическому воспитанию

«Край березовый, край Есенина».

Форма проведения – литературная гостиная.

В образовательную область Коммуникация интегрированы Познание, художественное творчество, музыка.

В организации мероприятия взаимодействуют  воспитатель группы, музыкальный руководитель и воспитатель ИЗО.

Задачи:

  • Формировать умение видеть и чувствовать красоту своей Родины через поэтические произведения С.Есенина, вызвать интерес к творчеству поэта.
  • Дать первоначальные навыки анализа поэтических текстов.
  • Развивать художественное зрение, творческое нестандартное воображение.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну, за творческое наследство.

Предварительная работа:  

Знакомство детей с творчеством поэтов, прославляющих красоту российской природы; слушание стихов Сергея Есенина о природе, о России, о детях и бабушкиных сказках, о сельской жизни; в группе оформлена выставка книг стихов о природе русских поэтов; выставка детских рисунков;  поставить в воду несколько веточек черемухи за месяц до планируемого мероприятия; художественное творчество на тему стихов С.Есенина в детском саду и в семье; знакомство с новыми техниками изобразительной деятельности – рисованием на воздушных шарах, на зеркале; конструирование из бумаги «Палитра» цветов, травы, деревьев; организация совместно с родителями художественной выставки «Картины родной природы»; разучивание старинных хороводных песен и игр.

Материалы и оборудование:

Силуэты русских березок на настенном панно, солнце, облака, птицы; в центре панно- портрет Сергея Есенина; на полу возле панно установить на подставке крупный  макет дерева- березки с имитированным травянистым бугорком, рядом с которым дети присядут на пол; музыкальный инструмент фортепиано, фонограммы лирических мелодий,  народных песен о природе; столы для художественного творчества со стульчиками в необходимом количестве; на столах укрепить вертикально белые, зеленые воздушные шары так, чтобы отверстие оказалось внизу; приготовить в достаточном количестве гуашевые  и акварельные краски, кисти, салфетки для творчества; отдельно поставить небольшой квадратный стол для  оформления пейзажа «У озера»; на стол положить большое зеркало, спрятав его под ткань до окончания творческой деятельности детей; отдельно на маленьком столике разложить детские поделки- цветы лилии, листья кувшинок, лебедей в технике оригами;

Содержание:  

  1. Эмоциональный настрой и мотивация детей на общение и совместную деятельность.

В группе воспитатель выносит и кладет на стол большую красочную иллюстрацию с изображением полей пшеницы, еще несколько репродукций И.Левитана и других художников- пейзажистов. Заинтересованные дети рассматривают их, задают свои вопросы. Воспитатель спрашивает:

  • Вы помните, в какой стране родились? Любите ли вы свой родной город Ялуторовск? А для чего вы родились на свет?
  • Давайте  вместе  расскажем  стихотворение  современного   поэта Виктора  Коркина. Повторяйте за мной:

  Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

(раскинуть руки в стороны)

 Чтобы вместе играть,  чтобы крепко дружить.

(взяться за руки)

 Чтоб улыбки друг другу  дарить и цветы,

(положить руки на плечи друг другу и покачиваться вправо и влево)

 Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

(выбросить руки вверх)

  • А моя мечта – чтобы вы согласились сейчас пройти со мной в музыкальный зал. Там вас ожидает красота.
  • Пока дети идут к музыкальному залу, воспитатель читает им наизусть стихи Сергея Есенина.

2.Слушание песни «Гой ты, Русь моя родная!» на стихи С.Есенина в исполнении музыкального руководителя.

Музыкант начинает петь почти сразу, как только дети вошли в зал.   Воспитатель подводит детей к фортепиано,  садится на ковер вместе с ними и слушает песню, выражая свои эмоции движениями тела, мимикой лица.

Беседа после песни:

  • Что мы услышали? Песня вам понравилась?
  • О чем эта песня, как вы думаете?

В разговор вступает музыкальный руководитель:

  • Слова этой замечательной песни написал великий русский поэт С.А.Есенин. Вы знакомы с его творчеством?
  • Расскажите, что вы знаете о Есенине, о его жизни.

(подводит детей к портрету поэта)

  • А вы знаете, о чем писал в своих стихах Сергей Есенин? Молодцы!
  1. «Приглашение в березовую рощу».

Воспитатель :

  • Да, поэт Сергей Есенин подарил нам удивительную страну своих стихов. В ней душа человека дышит запахом цветов и трав, березовым ароматом. Вы хотите попасть сегодня в березовую страну Есенина?  
  • Тогда давайте присядем вот здесь, прямо возле березки. Где бы ни бывал Есенин, став знаменитым поэтом, во Франции или Америке, но его всегда тянуло назад, в Россию, к нашим березкам:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь, тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать…

  • Его стихи удивительно красиво говорят о березках и легко запоминаются. Вот сейчас мы некоторые стихи и послушаем.

3.Чтение стихов детьми.

Включается лирическая тихая музыка, под звуки которой дети читают стихи Есенина наизусть:

«Вот уже вечер, роса…»   (читает ребенок)

  • С чем поэт сравнил березы? (со свечками)
  • Почему? (такие же белые, тонкие и высокие)

 «Зеленая прическа»   (читает ребенок)

  • С кем сравнил Есенин березки? (с девушкой)
  • Что делает березку похожей на девушку?
  • Сергей Есенин видел окружающий мир не только глазами, но и сердцем. Каждое деревце- живое, оно видит и слышит. А, значит, его надо любить и беречь.
  • Но поэт писал не только о березках.  Послушайте чудесное стихотворение  о черемухе.

«Черемуха душистая».  (читает ребенок)

  • В какое время года зацветает черемуха?
  • Почему черемуху называют душистой?

4.Сергей Есенин- патриот.

  • Ребята, кого называют патриотом?
  • А Сергея Есенина мы можем считать патриотом? Почему?
  • Да, стихи его то манят к ручейку, то зовут в березовый лес или к душистой черемухе. А сейчас приглашают вас в хоровод.

5.Хороводная песня- игра «Лебедушка» на стихи С.Есенина.

6.Слушание песни на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая».

  • Много стихов стали красивыми песнями. Присядьте на ковер и послушайте еще одну песню.

 (исполняют воспитатель совместно с музыкальным руководителем) 

  • Вам понравилась песня?

7.Рисование березок  и других деревьев на воздушных шарах.

Воспитатель ИЗО: 

  • Сергей Есенин был патриотом- как отец и мать любят свое дитя, так и он любил свою Родину Россию.  Стихи его светятся, как самоцветы, всеми красками русской земли. Они дышат любовью к России.
  • А вы хотите выразить свои впечатления в рисунке?
  • Я приглашаю вас за столики. Здесь вы найдете все необходимое для творчества.

Дети рассаживаются за столики парами или тройками.

 Включается музыка: подборка песен на стихи Есенина.  

Дети рисуют гуашью деревья на воздушных шарах.

8.Моделирование пейзажа. Завершение работы.

Включается тихая музыка.

  • Воспитатели помогают детям передвинуть свои маленькие столики с разрисованными шарами к столу с зеркалом.
  • С зеркала снимается ткань.
  • На зеркало выкладываются растения: кувшинки, на берега импровизированного озера – трава и кустики.
  • Посмотрите, какая чудесная роща выросла у нас!

9.Рефлексия. Исполнение песни детьми.

  • Вам понравилось в березовой стране Сергея Есенина?
  • Вы счастливы от того, что подарили всем такое чудесное озеро с березками на берегу?
  • Мне приятно оттого, что в ваших сердечках распустился цветок  доброты и красоты. Любите родную страну и природу, берегите её. Будьте патриотами, каким был поэт Сергей Есенин.
  • Давайте исполним все вместе песню на стихи Есенина «С добрым утром».

Дети подходят к фортепиано и, стоя свободно, исполняют заключительную песню. Подходят к своим творческим работам еще раз- полюбоваться, обменяться впечатлениями и эмоциями.