"В гостях у бабушки Варварушки"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Нина Петровна Шумилова

материал для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_oblast.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, здоровье,музыка.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине.

Программное содержание

Образовательные задачи: познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой кубанской росписью.

Развивающие: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой кубанского казачества, развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея, беседы с детьми.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня, каталка.

Материалы и оборудование: Горенка – комната стилизованная под кубанскую хату с натуральной старинной утварью.

Ход деятельности

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты наших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: ответы детей (родственники, родычи, предки).

Воспитатель: правильно, а кто у нас самые близкие предки? (ответы детей:

мамы, папы, бабушки, дедушки). Да. А дальние предки – это те наши родственники, которые жили до них. А вы хотите узнать, как жили наши предки? (согласие детей). Тогда сегодня мы с вами попадем в дом наших предков – в хату в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо закрыть глаза, повернуться три раза вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!»

Дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя и произносят заветные слова, не открывая глаз проходят в следующую комнату.

В это время в «казачьей хате» убранной предметами старинного казачьего быта, стоит у стола пожилая казачка, она гладит рушник рубелем и каталкой.

Воспитатель: Открывайте глаза. Смотрите, вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! (дает возможность детям осмотреться и заинтересоваться)

Дети: А что она делает?

Воспитатель: Не знаю, давайте у нее спросим. (Воспитатель и дети здороваются, обращая тем самым на себя внимание).

Хозяйка: Ой, у меня гости, а я и не вижу! Здравствуйте, хлопчики и девчата! (Низко кланяется). Зовут меня бабушка Варварушка. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, гости дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель: Бабушка Варварушка, мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей казачьей хате, рассмотреть ее убранство. Узнать как вы живете, чем занимаетесь.

Бабушка Варварушка: С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле. Добывает пищу для семьи. А самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите какой он носит красивый костюм (показывает настоящий казачий костюм). На голве папаха из каракуля, на ногах сапоги.

На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, что бы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах),

Дети: А что вы делали, когда мы вошли?

Бабушка Варварушка: Белье гладила. А глажу я его, вот этим предметом, называется он – рубель. Видите какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим (предоставляет детям возможность попробовать таким образом выгладить  мятый рушник, просит повторить название «утюга» - рубель). 

Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун, а молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик, тесто замешиваю в макитре, но а чаем угощаю конечно же из самовара. Запомнили название моей посуды? (словарная работа с незнакомыми словами) Ребята, делу время – потехе час. Кто-то из вас здесь самый ловкий, выходи-ка покажи сноровку.

Физкультминутка.

Кубанская народная игра «Заря – заряница»

        Погуляли, отдохнули? Будем дальше мою утварь рассматривать?

Тогда подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Ответы детей), правильно, нарядную одежду, а так же фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи.

(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде)

Нравится? (Да!) А как вы думаете, дети, когда мы занимаемся вышивкой? (Зимой) Да холодными зимними днями и вечерами люди занимаются рукоделием, украшением своих домов – вяжут, ткут, прядут. Вышивают, мастерят игрушки. Иногда мы это делаем в одиночку, а чаще собираемся вместе на сходницу. Не зря есть пословица «Собирай  всю родницу на веселую сходницу». А давайте посмотрим, что вышивали умелые руки хозяек.

Презентация «Вышивка на Кубани»

Слайд 1. Выщивка использовалась для украшения рушников, рубашек, салфеток, скатертей.

Слайд 2. Геометрический арнамент состоит из геометрических элементов.

Слайд 3.Растительный орнамент. Цветы, листья, ветки каких-либо растений.

Слайд 4.Зооморфный орнамент. В основу композиции положены изображения птиц, зверей, рыб.

Слайд 5. Цвета используемые в вышивке.

Белый цвет – цвет на котором зарождалась жизнь.

Красный цвет – цвет любви, жизни (красно солнышко, красна девица)

Черный цвет – цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани.

Так какие узоры подбирали мастерицы? (ответы детей). А какие цвета я использовала вышивая рушник, который мы гладили? (красный, черный). Посмотрите внимательно на рушник, что вышито на нем? (Цветы).

        А Знаете, что означает эта вышивка? Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушки и бабушки, цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая черная линия это символ земли. Оказывается глядя на рушник можно все узнать о семье.

        С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу, весну встречать, красну завлекать. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков». Этих «птушек» раздавали детям. Давайте и мы с вами подготовимся к встрече весны. Девочки рукодельницы вышьют рушники, а мальчики раскрасят «птушек».

Дети работают. Девочки рисуют узоры на полосках бумаги (передавая состав своей семьи) а мальчики разрисовывают птичек. Тихо играет музыка, исполняется песня «Прялица» (аудиозапись). По окончании работы девочки рассказывают, что означают их рисунки.

Бабушка Варварушка: И так у нас все готово к встрече весны. Выщиты рушники, раскрашены «жаворонки». Берите свои поделки и выходите, весну кликать будем.

                    Эй, добры молодцы. да красны девицы!

Собирайтесь, снаряжайтесь солнце красное встречать,

                    Весну красну зазывать

Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг.

                Жаворонушки, прилетите-ка, весну красну принесите-ка.

                Прилетайте жаворонки, принесите девять ключей.

                Запирать будем на девять замков зиму лютую.

                Отпускать на волю весну красную.

Исполняется танец с         «рушниками».

Дети по очереди: Весна,весна приходи!

                        Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.

                        На темные лесочки, на сырые борочки,

                        На речку, на поля, на синие моря,

                        На зеленый огород.

Все:

                        И на весь народ!

Воспитатель: Спасибо, бабушка Варварушка, за интересную беседу, за доброту и ласку, а сейчас давайте, ребята, попрощаемся с хозяйкой и пойдем на улицу весну зазывать.

Дети благодарят хозяйку, приглашают к себе в гости, обещают придти еще прощаются и уходят.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

«В гостях у бабушки Варварушки»

Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

в гости к бабушке Варварушке.

Развлечение по русскому развитию речи для старшей группы....

Фольклорное осеннее развлечение во второй младшей группе. «В ГОСТИ К БАБУШКЕ-ВАРВАРУШКЕ»

Знакомcтво   малышей с русским народным творчеством; исполнение   народных  песен, плясок, игр....

Развлечение на тему "В гостях у бабушки Варварушки"

  Программное содержание: Внедрение в жизнь детей устного народного и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...