Логоритмика, как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация по музыке (средняя группа) на тему

Исаева Танзиля Азимжановна

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда. У нас нет логопеда, но есть музыкант, который может помочь детям. На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya.docx16.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмика,                                                                     как помощь в развитии речи                                      детей дошкольного возраста

                                                        Исаева Танзиля Азимжановна          

                                                     музыкальный руководитель

                                                                       первой квалификационной  категории

                                                                                МБДОУ № 2 детский сад «Золотая рыбка»

                                                                         п.г.т. Камские Поляны Нижнекамского

                                                Муниципального района

                                             Республики Татарстан

2015г.

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда.

Цель работы — помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.

В работе я опиралась на данные научных исследований и практические разработки медицинских и педагогических работников.

Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движении, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В.А.Гринер). Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движении пальцев рук.

На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым. И.М. Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.

В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы — логопедическая ритмика (Г.А. Волкова, О.А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т.М. Власова. А.И. Пфафенродт), представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.

Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие обшей тонкой и артикуляционной моторики.

Одним из основных методических средств нашей работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Рассмотрим авторскую технологию «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Классификационная характеристика педагогической технологии:

— по уровню применения — частно предметная;

— философской основе — диалектический материализм, сциентизм:

— ведущему фактору психического развития — био- и психогенная технология;

— концепции усвоения — нейролингвистическая и развивающая;

— ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;

— характеру содержания и структуры — обучающая технология;

— организационным формам — групповое обучение и дифференцированный подход;

— подходу к ребенку — личностно-ориентированная технология сотрудничества;

— доминирующему методу — игровая;

— направлению модернизации существующей традиционной системы — на основе активизации и интенсификации деятельности детей:

— категории обучающихся — компенсирующая технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком....

Статья на тему «Логоритмика – эффективный путь развития речи детей дошкольного возраста »

Цель логоритмики.Задачи логоритмики.Требования к логоритмическим занятиям.Роль музыкального руководителя.Структура логоритмического занятия....

«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...

Методическая разработка по теме: «Дидактическая игра как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Дидактическая игра как помощь в  развитии речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "Использование приемов логоритмики и ритмопластики в развитии речи детей дошкольного возраста" Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.

Целью мастер-класса является повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста....