Развитие коммуникативных навыков детей в музыкальном музицировании
консультация по музыке на тему

Черномордова Елена Юрьевна

Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков в различных видах музыкальной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_2014g.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия

с другими людьми.

     В психологии общение определяется как «взаимодействие двух или более

людей с целью установления и поддержания межличностных отношений,

достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка».

     Понятие общения тесно связано с понятием коммуникации, которое в философском аспекте трактуется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому».

      Каждый человек обладает определенными коммуникативными способностями, то есть «индивидуально-психологическими особенностями личности, обеспечивающими эффективность ее общения и совместимость с другими людьми». Такими особенностями являются желание вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему,

а также умение разрешать конфликтные ситуации.

      Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. Проблема

Развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы взаимодействия (в виде комплекса оживления),

возникновения потребности в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинить своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

       Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что предполагает новые требования к умению и навыкам общения. Если у ребенка не только сформирована мотивационно-

потребностная сфера и развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, то ему легче адаптироваться в новом школьном коллективе, и он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения.

       Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.

       Поэтому уже  в дошкольные годы желательно формировать у воспитанников коммуникативную компетентность, помогающую ему эффективно общаться с другими людьми.

       Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и проявляется в свободном выражении ребёнком своих желаний, намерений с помощью  речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

       Коммуникативная компетентность определяется уровнем овладения коммуникативными умениями, под которыми понимается  «освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение.

       Коммуникативное развитие должно реализовываться во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, изобразительной, музыкальной и т. д.

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Начиная с раннего детства,  мы приучаем детей слушать музыку.

Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания  музыкального репертуара значительно увеличивается. Для более точного восприятия

побуждаю детей  внимательно слушать музыку, обращаю внимание на культуру слушания ( музыку слушают молча, высказываться о прослушанном только по окончании звучания). Обсуждая  прослушанные произведения, побуждаю детей к развёрнутому высказыванию, когда ребёнок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели слушать товарищей.

       Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребёнку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. Поэтому особое внимание уделяю подбору песенного репертуара, который направлен на развитие вокальных и коммуникативных навыков ( например, коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста и коммуникативная игра «Дружок-колобок» Е.Картушиной  для старшего дошкольного возраста.

      Проводя эту игру перед началом занятия, начиная со средней группы я изменила условия ее проведения. Я предложила детям  стать парами лицом друг к другу и добавила в конце «обнималочки». Это вызвало неописуемый восторг и радость.

       В пении и песенном творчестве использую приёмы, развивающие умение

слушать товарища и подстраивать голос под его пение (например, пение по очереди, поют мальчики, поют девочки, поют пары и т.д., творческие задания

«Придумай и спой песенку», «Закончи  мелодию», дидактическую игру «Передай звук по цепочек»).

       Неоценимую помощь в работе оказывают коммуникативные танцы-игры.

Помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве – в коммуникативных танцах-играх реализуется много направлений воспитательной работы. Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Развитие эмпатии, сочувствия  к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развития позитивного  самоощущения: состояние раскрепощенности,  уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе.  Многие коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Коммуникативные танцы использую на занятиях, включаю в программу утренников, развлечений, активно подключаю к участию в них родителей.

       Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения,

поэтому для развития коммуникативных умений лучше всего использовать игру. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие  содержания  музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. В малой группе ребёнок постепенно учится прислушиваться к мнению товарищей, признавать и поддерживать его, согласовывать свои действия с ним. Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребёнка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность. Играя, дети взаимодействуют друг с другом.  Правила игры едины  для всех, дети учатся действовать в коллективе сверстников. В своей работе использую игры на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, в самостоятельную игровую деятельность. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребенок тоже приобретает навыки общения. Очень эффективны коммуникативные игры. Они направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребёнок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, взглядов, движений, тактильных контактов), а также приобретает значения норм и правил поведения.

       Основными направлениями в работе по развитию общения у детей в игровой деятельности являются:

       - готовность к общению, направленная на формирование доброжелатель-

         ного отношения к окружающим и желание общаться;

       - умение вступить в контакт, связанное с легкостью установления комму-

         никативных связей;

       - инициативность общения, проявляющаяся в стремлении  к самостоя-

         тельным действиям и способности взять на себя роль лидера;

       - выразительность общения, означающая умение естественно выражать  

         свои эмоции вербальными и невербальными  средствами

         коммуникации.

       Игровая методика имеет также неоспоримое достоинство: она позволяет дошкольникам легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

       К особенностям работы над коммуникативными играми относятся:

1) личный пример педагога при  разучивании игры («делай, как я»);

2) активное личное участие наставника  в игровой деятельности («делай вместе со мной»);

3) работа только на положительный оценке действий участников игры (по принципу «каждый ребёнок имеет право на самовыражение»);

4) отсутствие сравнительного и соревновательного  моментов, дающее возможность исключить из общения проявления у детей конкурентности и демонстративности;

5) исключение  принуждения к игре, чтобы не вызывать у воспитанников негативных реакций;

6) вариативность игр, то есть игру можно провести по разному, с изменениями;

7) разучивание игры не требует предварительного разучивания ее текста, так как он запоминается в процессе многократного повторения игры;

8) направленность игры на воспитание положительных черт личности – доброты, отзывчивости, доброжелательности, коммуникабельности;

9) стремление дать как можно больше положительных эмоций от общения со сверстниками каждому ребенку.

        Игра в оркестре открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в  совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, учу детей  исполнять музыку  слаженно, не выделяясь из общего звучания. Объясняю ответственность каждого ребёнка  за общий результат работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих товарищей. Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребёнку  преодолеть нерешительность, робость,  неуверенность в своих силах. Выступление оркестра включаю в программу утренников и развлечений, также  выступление оркестра является участником городского музыкального фестиваля-конкурса «Три желания». В свободной самостоятельной деятельности дети музицируют в музыкальных уголках, устраивают концерты для игрушек и ходят в гости к соседям.

        Совместное музицирование как нельзя лучше способствует развитию коммуникативных качеств, т.к. важно договориться кто на каком инструменте будет играть, кто будет дирижёром. В этом помогает мне игра  «Считалка» или «Волшебная корзина» ( кто вытащит из корзины тот инструмент, который я загадала, тот будет дирижером или солистом)        

         Способствует развитию доброжелательности игра «Соседи», поиграв на палочках, нужно положить свои палочки перед соседом справа  так, чтобы

ему было удобно их брать и продолжать играть. Наблюдая в этой игре за детьми, можно сразу понять, как дети относятся друг другу. Если палочки положили правильно, значит в отношениях этих детей все хорошо. Если

палочки бросили или положили небрежно, значит, на  отношения этих детей стоит обратить свое внимание и, возможно, внимание психолога.

         Установлению  невербального коммуникативного контакта помогает игра «Карусель». Дети должны так сосредоточиться, чтобы по взглядам, мимике, жестам ведущего  почувствовать изменение темпа стихотворения.

Игра «Морзянка»  - необходимо  запомнить и простучать ритм по плечу, спине, руке  соседа, но сделать это так, чтобы ему было не больно, во-первых, а во-вторых, понятно. То есть нужно простучать четко, но несильно.

Ребёнок, который стоит первым, стучит ритм, который до него «дошёл». Если он совпадает с ритмом начинающего игру, значит, спасение близко. Ну, а если нет, то начинаем игру сначала. Как вариант, ребенок, стоящий первым,

играет этот ритм на каком-нибудь инструменте.

          Также помогают мне в работе игры «Дирижёр» и «Бусинки». Эти игры немного похожи, но только первая проводиться без музыкального сопровождения, а вторая с сопровождением. Все дети стоят по кругу с музыкальными инструментами, в середине дирижер (сначала взрослый, потом может быть ребёнок). Дирижер ритмично показывает на ребёнка, он должен также ритмично извлечь звук. Сначала дирижер показывает на детей подряд, а потом можно показывать на любого.

  Музыкальное воспитание ребёнка, развитие его природной музыкальности -  это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и путь ребёнка к одухотворённой счастливой жизни

и самореализации его как личности.

   Главный итог моей работы с детьми дошкольного возраста – сохранить любовь и интерес к музыке, воспитать знатока музыки и направить их на путь добра, красоты и человечности. И если всё то, что я «вложила» в наших детей пригодится им в дальнейшей жизни, значит, мой труд не прошёл даром!

                                          Список  литературы.

  1. А.И.Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей:  Учебное

пособие. – СПб., Издательство «Музыкальная палитра», 2004г.

  1. А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнникова «Тутти» - программа музыкального

воспитания детей дошкольного возраста, СПб, Издательство «Музыкальная палитра», 2012г.

  1. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению», СПб, Издатель-

ство «Музыкальная палитра», 2008г.

  1. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до

школы» - примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования, Москва, Издательство «Мозаика-синтез», 2014г.

  1. М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москва,

Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.

  1. И.П.Равчеева «Организация, проведение и формы музыкальных игр»,

Волгоград, 2014г

  1. О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили « Музыкальное

воспитание  дошкольников», Пособие для студентов пед.институтов,

учащихся пед.училищ, колледжей, муз.руководителей и воспитателей

дет.сада, Москва, Просвещение:Владос, 1994г

     

  1. М.Ю.Картушина «Коммуникативные игры для дошкольников»,

Методическое пособие, Москва, «Скрипторий 2003», 2014г

  1. А.П.Савина-Крайнова «Секреты красивого пения», Система игровых

упражнений и игр для развития музыкального слуха и голоса у детей

дошкольного возраста с учетом коррекционно-оздоровительной работы, Москва, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Возможности детских видов деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями развития

В данной статье анализируются детские виды деятельности, эффективно встраевыемые в современный коррекционно - образовательный и воспитательный процесс ДОУ и их возможности для развития коммуникат...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность

Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности дошкольника, развития его вн...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психолог...