Развитие музыкальных способностей через русский музыкальный фольклор.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

В статье говорится о развитии музыкальных способностей у детей  через русский музыкальный фольклор.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  ЧЕРЕЗ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

автор: музыкальный руководитель С.Ю. Ефремова

В своей работе я ставлю цель – через наиболее близкие ребенку жанры народной музыки развивать у него музыкальные способности, творческое мышление и интерес к классической музыке.

        Используя фольклорный материал, одновременно решаю следующие задачи:

  1. Формирую основы музыкальной культуры.
  2. Развиваю музыкальные способности.
  3. Развиваю все певческие, речевые, двигательные, слуховые навыки.
  4. Приобщаю детей к театрализованной деятельности.
  5. Формирую физические навыки.
  6. Создаю комфортные условия, атмосферу душевного равновесия.

В своей работе я использую народные песни, пляски, хороводы, потешки, попевки, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

        В процессе слушания и восприятия музыки знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов: гармони, баяна, балалайки, домры, рожка, ложек.

        Приглашаю детей-учеников музыкальной школы с концертами. Наши ребята слышали и видели баян, балалайку, домру, познакомились с приемами игры на них.

        Дети слушают игру оркестров русских народных инструментов, ансамблей, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении русских народных хоров.

        Учатся различать пение мужского, женского, смешанного хоров, хора с солистом. Определяют, что такое дуэт, трио, сольное исполнение, слушают произведения а капелла.

        Знакомятся с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, певец, певица, оркестр.

        При слушании оркестра русских народных инструментов дети старшего возраста могут узнать солирующий в оркестре инструмент.

        Обращаю внимание детей на изобразительность звука каждой музыкальной фразы.

        Сравниваю звук или фразу с каким-либо физическим действием: качанием колыбели, движении мехов гармошки, стука дождя, бегом лошади.

        На данном этапе предлагаю ребенку свои ассоциации, образы, т.к. только с возрастом у него появится свое видение и прочувствование музыкальных произведений.

        При слушании музыки обязательно использую иллюстрации из детских книг, репродукции картин.

        Репертуар состоит из лучших образцов русской музыки в исполнении вокального трио «Рябинушка», оркестра им. Осипова, им. Андреева и т.д., а также этнографические записи песен в исполнении фольклорных ансамблей.

        Русская народная песня сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласной на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа, изменение ладотональности, часто песня начинается в миноре, а заканчивается в параллельном мажоре, и наоборот. Русские песни отличаются широким диапазоном.

        Работая с детьми над песней, всегда учитываю ее характерные особенности, анализирую мелодию. Если есть скачки, тут же придумываю прием чистого интонирования.

        Большое внимание уделяю дикции, объясняю, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов много в русских народных песнях: «уродилося», «умывалася», «собиралася», «повадился», «поклонюся»). Если дети не могут спеть песню в подлиннике, то транспонирую песню.

        В работе учитываю возрастные и психологические данные детей, характерные вокально-хоровые особенности, а именно: отсутствие координации между голосом и слухом, речитативное пение, поверхностное дыхание.

        Работая над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации, использую собственный показ. Говорю: «пойте как я». Поем без инструмента.

        При работе над интонацией подбираю яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до верхней веточки на дереве, до солнышка; голосок взлетает вверх, как огоньки на елке; голос блестит, как елочные игрушки; голос звенит, как капель; голос тянется, как ниточка из клубка; голос широкий и протяжный, как русское поле, и т.д.».

        Разучиваю песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибок, и только после этого поем уже с начала до конца. Работу над песней стараюсь вести эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись. Затем инсценируем песню. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развивается воображение, творческие, актерские способности.

        Большое внимание уделяю обучению игре на ложках, начинаю эту работу с ясельной группы. Так же использую и другие детские музыкальные инструменты и их заменители.

        Обучая музыкально-ритмическим движениям, использую потешки, приговорки, рассказы. Работу строю в форме игры.

        Использую образные сравнения: топающий шаг – прогулка по первому снегу, шаг польки – карнавал, хороводный шаг – гуляем по лугу, по осеннему парку, поляне.

        Разучиваю танцевальные шаги и движения хороводов, плясок, кадрилей: «елочка», «гармошка», «ковырялочка», «козлик» и т.д. Различные построения и элементы: «змейка», «шен», «дозодо» и т.д.

        В моей работе принимают участие воспитатели, родители, специалисты. Воспитатели много делают для того, чтобы закрепить у детей знания, полученные на музыкальных занятиях (индивидуальная работа над качеством движений, обучение некоторым приемам игры на народных музыкальных инструментах, закрепляют знания детьми музыкальных терминов, знакомят с устным народным творчеством).

        В работе с родителями использую консультации, индивидуальные беседы, доклады на родительских собраниях. Привлекаю родителей к участию в праздниках и развлечениях.

        Включение музыкального фольклора в содержание занятий не может не отражаться на детях: они узнают много нового, о русском народном искусстве (музыке, танцах, песнях, традициях), старшие дошкольники отличают звучание народного оркестра от эстрадного, могут назвать несколько видов народных инструментов, солирующий инструмент в оркестре.

        В самостоятельной деятельности воспроизводят по памяти знакомые народные песни, хороводы, играют на ложках, ксилофонах, металлофонах простые мелодии, поют без музыкального сопровождения, в ролевых играх дети музицируют, напевают колыбельные, плясовые, инсценируют песни и сказки, используют элементы народных костюмов и народные инструменты.

        Более всего детская активность проявляется на фольклорных праздниках и развлечениях. Проводятся праздники «Осени», «Урожая», «Святки», «Масленица», «Весенние праздники», «Ярмарки». Дети и родители любят осенние, зимние, весенние фольклорные посиделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкал...

Реферат на тему "Развитие творческих способностей через организованную музыкальную деятельность"

Реферат содержит понятия "творчество", "дятельность", "способности", "творческие способности" и др.  Кратко рассмотрены этапы формирования способностей через различные виды музыкальной деяте...

Сообщение из опыта работы «Развитие творческих способностей на занятиях музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников»

Сообщение из опыта работы«Развитие творческих способностей на занятиях музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие ху...

Консультация для воспитателей Развитие творческих способностей детей на музыкальных занятиях через театрализованную деятельность.

использование театрализованных игр на музыкальных занятиях поможет педагогам решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художес...

«Развитие интонационного слуха и комплекса музыкальных способностей через обучение игре на диатонических колокольчиках» «Радуга звуков»

laquo;Развитие интонационного слуха и комплекса музыкальных способностей через обучение игре на диатонических колокольчиках» «Радуга звуков»...