Опыт работы на тему: «Развитие предпосылок восприятия и понимания музыкального искусства через слушание музыкальных произведений»
материал

Гуряшина  Анжелика Николаевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_guryashina.docx22.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Музыка – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка с раннего возраста.  Она  всегда занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании, а также в формировании гармоничной и всесторонне развитой личности.

          В дошкольных учреждениях воспитанников приобщают к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушание, исполнительство, творчество. Не случайно слушание выделено в самостоятельный раздел, так как без него невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой- драматизацией, обязательно нужно сначала прослушать музыкальное произведение.

      Главная цель этого вида деятельности - научить ребёнка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее.

            При планировании своей работы по разделу «Слушание», я обязательно учитываю возраст детей, подбираю только те произведения, которые написаны специально для детей. Также учитываю требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН.

        На занятии я использую современные методы и подходы к организации слушания музыки,  как пассивные, где дети сидя на стульчиках спокойно слушают музыку, так и активные действия. Например, дети жестами, мимикой, движением изображают героев произведения: зайчиков, птичек, Бабу Ягу, Страшилище и т.д., они  с легкостью подражают персонажам, фантазируют о том какой он и что может делать под эту музыку, ярко передают их манеру движения, повадки.  В результате, двигаясь, переживая  её телесно, через движения, получая от этого эмоции, ребенок активно воспринимает   музыку. Стремлюсь к тому, чтоб небольшая беседа настроила детей на осознание тех настроений и чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В беседу включаю стихи, загадки, то, что поможет раскрыть образ, заложенный композитором.

   В своей работе с детьми младшего возраста обязательно использую игрушки как средство, вызывающее интерес к прослушиваемому произведению. Надо отметить, что зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни или музыкального

произведения. Также активно применяю музыкально-дидактические игры, в основе которых лежат учебные задания. Они направлены на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра..

    Например, беру несколько игрушек, распределив их по залу.  Если цель различить высоту звука, то включаю музыку в соответствии с характером определенной игрушки. Зайчику соответствует музыка высоких регистров, а медведю низких.  Дети, услышав определенную музыку, бегут к соответствующей игрушке.  Также мы играем и на определение  жанров музыки. Зайчик любит прыгать и скакать - ему соответствует жанр полька. Медведь любит спать - ему соответствует жанр колыбельная и т.д.. и  дети   выполняют соответствующие движения. Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.

Но все же выразительное исполнение музыкального произведения, теплота интонации голоса педагога является основным методом воздействия на восприятие музыки ребёнком в дошкольном возрасте.

 Мои воспитанники очень любят слушать музыку, лежа на паласе с закрытыми глазами, рисуя свою картину музыки в своем воображении.

   Я обращаю особое внимание на продолжительность звучания произведения, т. к. внимание ребенка непродолжительно и неустойчиво.

  Когда дети хорошо познакомились с произведением, я предлагаю выполнить домашнее задание: нарисовать это произведение и его героев.  В рисунках, в цветовой гамме, дети изображают музыкальный образ и свое отношение к музыке.  Здесь дети передают свои эмоции и чувства, после прослушанного произведения, на листе бумаги .

  Своим воспитателям предлагаю подборку детских колыбельных песен.

Малыши с удовольствием их слушают, а воспитатели убеждаются в том, что такой прием способствует не только быстрому засыпанию детей, но и лучшему и более качественному восприятию музыки.  

Чем чаще дети слушают музыку, тем быстрее начинают замечать новые оттенки, силу звучания, тембр инструментов.

     Подводя итог хочу выделить еще некоторые приемы работы по слушанию музыки, которые я использую в своей работе для наилучшего восприятия детьми музыкального произведения:

   1. Контрастное сопоставление музыкальных произведений (сравнение

симфонической и фортепианной музыки, а музыку тревожного характера сравниваю с более спокойной музыкой.

  2. Оркестровка.

Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используется четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника.

        Часто в своей работе использую сказки-шумелки. Детям старшего возраста предлагаю  самим определить какой инструмент будет играть ту или иную роль, их ответы при необходимости корректирую.

   Прием оркестровки применяется после того, как дети познакомятся с музыкальным произведением. В последствии дети начинают активно играть на разных инструментах экспериментируя со звуком. 

  3.Использование информационно-коммуникационных технологий . Это просмотр видеороликов, применение интерактивных игр.

Этот прием позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывает желание неоднократно слушать музыкальное произведение и помогает их надолго запомнить. ИКТ незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную активность.

Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников в дошкольном возрасте.  А успех формирования музыкального восприятия ребенка зависит от продуманности и последовательности действий музыкального руководителя.

И свое выступление хочу завершить словами немецкого композитора Карла Орфа: 

 «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Это высказывание– стало девизом моей работы. 

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

                                               «Малыш» Зерноградского района

                         Опыт работы на тему:

«Развитие предпосылок восприятия и понимания

       музыкального искусства через слушание

                музыкальных произведений»

  (заслушан 11.04.2023г. на РМО музыкальных  руководителей)                                          

                                                       

                                                                                                    Составила: А.Н. Гуряшина,

                                                                                музыкальный руководитель

                                                 Ст. Мечетинская

                                                      2023г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "...

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Опыт работы на тему "Развитие предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества"

Формирование инженерного мышления у дошкольников возможно посредством  конструктивной  деятельности и архитектурного творчества....