Опыт работы на тему "Развитие предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества"
материал по конструированию, ручному труду

Формирование инженерного мышления у дошкольников возможно посредством  конструктивной  деятельности и архитектурного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад компенсирующего вида № 32 «Сказка»                                          

г. Клинцы Брянской области

Опыт работы

Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в процессе архитектурного творчества

Картуха Олеся Михайловна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Клинцы, 2022 г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………… …….. 3

2. Теоретическая база опыта………………………………………… ……….  7

3. Практическая часть………………………………………………………… 16

4. Результативность опыта …………………………………………………… 19

5. Выводы и перспектива………………………………………………………29

6. Литература …………………………………………………………………..30

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению -  одна из важных задач образования. Развитию  у детей  умения мыслить творчески, исследовать, анализировать, высказывать оригинальные идеи, изобретать     что - то новое, предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой и предстоящей деятельности способствует   погружение их в мир архитектуры.

Архитектура – это не только искусство, это кропотливая и увлекательная деятельность многих людей, в процессе которой одни придумывают, другие строят, третьи украшают, а четвёртые проверяют. Архитектура  - идеальная почва для развития навыков креативного мышления ребёнка дошкольного возраста, благодаря наглядности и образности материалов. Детский мозг обладает высокой пластичностью в отсутствии рамок и стереотипов, это идеальная платформа для развития предпосылок инженерного мышления, способного отвечать вызовам современности и умению нестандартно решать задачи.

Изучение  и анализ опыта работы  педагогов дошкольных образовательных учреждений  по данному направлению натолкнуло нас на идею формирования собственного опыта.

Актуальность и педагогическая значимость нашего опыта работы состоит именно в том, чтобы воспитать новое поколение будущих творцов, способных компетентно и креативно преобразовывать окружающую среду, сохраняя архитектурное наследие и природную ценность её территорий. Именно так, помогая детям сознательно реализовывать себя в процессе архитектурного творчества, мы культивируем в них не только креативность, предпосылки инженерного мышления, но и тягу к знаниям, открытость к «новому», принятие «иного» мировосприятия, с точки зрения СОЗИДАНИЯ, а не ПОТРЕБЛЕНИЯ.

Проблема исследования заключается в следующем: с одной стороны архитектурное творчество, несомненно, оказывает влияние на развитие предпосылок инженерного мышления, но с другой стороны необходимо искать более эффективные  формы, средства, методы и приёмы  воспитательно - образовательной работы с детьми в данном направлении.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности  развития предпосылок инженерного творчества  посредством создания инновационных форм, средств, методов, приёмов архитектурного творчества.

Основные педагогические принципы и подходы, которые легли в основу нашего опыта:

*Принцип целенаправленности. Цели и задачи нашей работы строятся  на современных стандартах в области дошкольного образования.

*Принцип системно - деятельностного подхода. Главное место нами отводится активной  познавательной деятельности детей, акцент при этом делается на область их потенциальных возможностей. При этом для нас важен познавательный мотив детей (желание узнать, открыть, научиться, освоить).

*Принцип развивающего обучения. В процессе архитектурного творчества  мы опираемся  на то, что ребёнку интересно и актуально сейчас, а также на то, что находится в процессе становления, то есть «на завтрашний день»

*Принцип гуманизации. Обеспечиваем условия для полноценного развития детей;  уважаем личность каждого ребёнка, его интересы; создаём ситуации успешности для каждого из своих воспитанников.

*Принцип  организации пространства детской реализации. Опираясь на данный принцип, поддерживается инициатива ребёнка, предлагается помощь  в осознании и формулировании им своей идеи,  реализовываются  замыслы или проекты детей, создаются условия для представления ребёнком своих достижений социальному окружению.

*Принцип доступности. Нами учитываются возрастные и психологические особенности детей, уровень развития познавательной сферы ребёнка.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание инновационных форм работы с дошкольниками, способствующих более эффективному развитию предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

*определить сущность понятия «предпосылки инженерного мышления» и особенности их развития в дошкольном возрасте;

*рассмотреть особенности архитектурного творчества дошкольников;

*выявить и обосновать педагогические условия развития предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества;

*определить уровень развития предпосылок инженерного мышления и уровня знаний детей об архитектуре;

*разработать инновационные формы работы с дошкольниками, способствующие эффективному развитию предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества.

Новизной опыта является  создание и конструирование новой модели действий и отношений, системы закона трёх «Архитектурного три - З».

Адресная направленность  опыта - педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Объект исследования - процесс развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - эффективность архитектурного творчества в развитии предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Гипотеза - развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников  в процессе архитектурного творчества  будет успешно при создании нами эффективных инновационных форм, методов и приёмов работы.

2. Теоретическоая база опыта

Современное общество и технический мир  неразделимы  в своём совершенствовании и продвижении вперёд. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций а, наоборот, с каждой минутой стремительно развивается.

Готов ли к этому человек взрослый,  и готов ли к этому ребёнок?  Чаще мы замечаем, что дети стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому, и на это есть ряд причин. Современное направление развития окружающего мира требует от человека умения жить и трудиться в качественно новых условиях, умения  не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, а и самим их создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни, быть востребованным и полезным для общества. Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление  -  это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по себе. Вначале могут быть сформированы лишь предпосылки, и задача педагогов развивать эти предпосылки, формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы.

         «В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» (В.В. Путин)

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между её частями. Кроме того, инженерное мышления позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причём для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.

Важнейшей характеристикой творческого инженерного мышления  является его системность.

К особенностям  инженерного мышления  можно отнести:

 а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств;

 б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем;

в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.

Инженерное  мышление  объединяет в себе   различные виды мышления: логическое,  творческое, наглядно - образное, практическое, теоретическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

По мнению Т.В. Кудрявцева «инженерное мышление – вид технического мышления, которое развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлено на исследование, создание техники, технологии». На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в  воспитательно - образовательной работе:

* Инженерным мышлением обладает не каждый человек.

* Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.

* Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи.

* Создание предпосылок для развития различных видов  мышления.

* Развитие внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста.

* Выявление и развитие технических способностей у детей дошкольного возраста.

* Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности.

* Развитие представлений у ребёнка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности.

* Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности.

* Осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

* Построение образовательной деятельности с учётом принципов гумманизации и научности, системно – деятельностного подхода.

* Достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.

Формировать предпосылки  инженерного мышления нужно начинать еще в детском саду. С дошкольного возраста  ребёнок начинает моделировать, исследовать, конструировать и самое главное, что он это делает не по нужде, а увлеченно.

В развитии инженерного мышления особую роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели являются средствами развития способностей ребенка и условием развития мыслительной деятельности.  Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие отношения и взаимосвязи вещей и явлений, которые они не в состоянии освоить ни на основе словесных инструкций, ни при действии с реальными предметами.  

Модель формирования предпосылок инженерного мышления  в процессе архитектурного творчества включает в себя следующие этапы становления:

*   Я – исследователь. На данном этапе ребёнок исследует продукт, у него формируется восприятие формы, размера, свойства объекта или пространства. Юный исследователь изучает и в дальнейшем использует  различные символы, знаки, учится устанавливать причинно-следственные связи.  На данном этапе создаётся центр  по развитию предпосылок инженерного мышления - «Архитектурное бюро».

 *   Я – архитектор. В архитектурном бюро продукт усовершенствуется, ребёнок делает его уникальным, фирменным. Инициативность, пытливость, творческий потенциал и воображение помогает ему найти положительные свойства предметов, применение которых улучшит объект. Особое значение здесь следует уделить понятиям синтеза и анализа.

*   Я – мастер. В мастерской ребёнок формирует свой мастер-кейс и наполняет его необходимым материалом: бросовым, природным и др.

*   Я – творец. На данном этапе  ребёнок достигает вершины мастерства - он созидатель. В его кейсе – навыки конструирования, результаты исследовательской деятельности, креативность, творческий, уникальный подчерк.

Продукт его деятельности – часть окружающей жизни, это может быть герой сказки, может быть инструмент или приспособление, его творение, нуждающееся в поддержке и одобрении окружающих.

Чтобы ребенок достигал высоких результатов на этапах своего взросления, начинать развивать его нужно как можно раньше, от уровня и качества базового мышления ребёнка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем. Для развития ребёнка необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, наша задача состоит в организации условий, побуждающих к детской деятельности.

Условия формирования предпосылок инженерного мышления:  

‒ детям должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

Развитие у детей интереса к архитектуре, к окружающему их миру формируется в дошкольном возрасте. У них проявляется интерес к устройству вещей, к их практическому применению. Дети начинают интересоваться изменчивостью и устройством вещей, их практическим применением. В этот период создаются предпосылки, благодаря которым происходит развитие интереса к объектам, обладающим как историческими, так и культурными ценностями.

Архитектура родного города, несомненно, относится к таким объектам. Для настоящего исследования следует рассмотреть некоторые подходы к понятиям «познание», «интерес», «познавательный интерес».

В психолого-педагогической литературе понятие «познание» трактуется разными авторами по-разному. Ю.Б. Зотов рассматривает это понятие «как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации». И.Н. Казанцева считает, «что познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире». А.Ю. Дейкина трактует это понятие как «процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающий воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире».

Познание развёртывается в совместной и индивидуальной деятельности людей, «опирается» на различные исторические и культурные формы, осуществляется в разных сочетаниях живого и накопленного опыта. Понятие «интерес» в психолого-педагогической литературе трактуется                    по-разному. Например, Ю.Б. Зотова утверждает, что «интерес – это эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности». А.Ю. Дейкина считает, что «интерес – это пай, доля, привлечение к                  чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо («проявлять интерес»); ценность и значение вещей, которые занимают мысли и чувства человека».

С материальной точки зрения: интерес – это польза, выгода, корысть («иметь свой интерес»). Рассмотрев понятия «интерес» и «познание», можно сделать вывод, что познавательный интерес – это более узкое понятие, целенаправленное стремление воспитанников к овладению знаниями, активный поиск новых способов углубления познания.

Г.И. Щукина считает, что «познавательный интерес – это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности. Познавательный интерес выражается в своем развитии различными состояниями».

         Условно можно различить последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Они позволяют более или менее точно определить состояние избирательного отношения ребёнка к предмету. Через интерес у детей будет устанавливаться связь с окружающим их миром, из которого они будут черпать нечто значимое и ценное для себя. Духовное богатство и широта общего кругозора определяются содержанием и разнообразием личности. Интерес развивается в деятельности. Объективная деятельность - есть основной источник развития интереса.

Изменение интереса происходит по основным параметрам:

– широта;

– направленность;

– действенность;

– осознанность;

– устойчивость;

– глубина.

Интерес, проявляющийся и развивающийся в деятельности, позволяет

раскрыться склонностям и способностям ребенка, диапазон которых  очень

широкий  в дошкольном возрасте. Если деятельность совершается под влиянием интереса, то это может принести дошкольнику эмоциональное удовлетворение. У него создается ощущение успеха, он уверен в своих силах. Дошкольник становится доверчивым и открытым к окружающему миру.

В исследованиях Г.И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса:

– Эмоциональный  компонент  (характеризуется положительным отношением к деятельности, наиболее ярко проявляется во время взаимодействия с другим человеком, сверстником или воспитателем).

– Интеллектуальный компонент (связан с развитием операций мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации).

– Регулятивный компонент (включает устремления, целенаправленность, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей).

– Творческий компонент (выражается в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию; комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности  к оригинальной мыслительной деятельности).   Творчество  в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

Для того,  чтобы познавательный интерес правильно формировался и

развивался, необходимо:

– укреплять в детях веру в свои силы, поощрять их, не ослаблять их интересы недоверием;

– развивать у детей чувство собственного достоинства;

– развивать творческие силы детей;

– использовать приёмы, которые будут способствовать выходу двигательной энергии.

Теоретический анализ психолого - педагогических исследований позволяет утверждать, что познавательный интерес – это обширное и многогранное понятие, благодаря чему человек оказывается способен  к длительному волевому усилию при решении   разнообразных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, интересы побуждают его к новому поиску.

Формирование и развитие познавательного интереса  - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного  интереса в  жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

Познавательный интерес к архитектурному творчеству – это расширение кругозора дошкольников, обогащение эмоциональными впечатлениями, проявление активного, эмоционально-положительного отношения к городу и его архитектурным ансамблям. Познавательный интерес к архитектурным строениям – необходимый механизм первоначальной ориентировки дошкольника в гуманистических ценностях, фактор становления его субъектной позиции и творческой индивидуальности в процессе освоения культурного наследия родного города. Познавательный интерес является важным источником формирования обобщенного представления о своеобразии города и ценностного отношения  к его культурному наследию.

Можно сказать, что архитектура имеет высокий педагогический потенциал для становления определенных направленностей детской личности, например:

– познавательной;

– эстетической;

– нравственной;

– творческой.

Дошкольный возраст – это такой период в жизни человека, когда у него начинает формироваться самосознание, человек начинает вливаться в социальный мир, приобщаться к культуре. Старший дошкольный возраст имеет особое значение для ребёнка при вхождении в сложный для него мир культуры. Это тот период, когда у детей активно формируются познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности.

Архитектура – это средство, открывающее большие возможности в воспитании и развитии ребенка. Для старших дошкольников архитектура является одним из доступных видов искусств. Познавательный интерес формируется при приобщении к произведениям архитектуры.

При знакомстве с архитектурой, у ребёнка развивается чувство прекрасного, он начинает бережно относиться к культурному наследию страны. Видя архитектурные образы, дети учатся выражать свои впечатления в разных видах конструктивно - модельной деятельности. Также происходит толчок к самостоятельной творческой деятельности. У детей возникают разнообразные эмоциональные переживания при восприятии произведений архитектуры. При этом дошкольники последовательно включаются в процесс познания.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес ко всему, что

может вызывать у него эмоции, ко всему, что может содержать загадку. По

мнению В.А. Сухомлинского, «в период детства ребенок постоянно открывает для себя мир, его красоту и величие».

Архитектура вызывает эмоциональный отклик, что побуждает ребенка

к определенной деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной). Это способствует развитию компонентов познавательного интереса (эмоционального, познавательного,   деятельностно  - творческого). Также знакомство детей с архитектурой развивает не только интерес, но и позволяет развить познавательную активность, сформировать представления о форме объектов, воспитать эстетические чувства.

Содержание детских работ также обогащается по мере ознакомления

дошкольников с архитектурными строениями. Теоретическое обоснование позволило нам перейти к практической части опыта работы.

3. Практическая часть

Для решения поставленных задач нами была создана соответствующая развивающая предметно - пространственная среда, включающая в себя разнообразный строительный материал:

*Геометрический  − наборы пластмассовых или деревянных геометрических объёмных форм. Это наиболее востребованные дошкольниками материалы, т.к. позволяют создавать множество вариантов конструктивных решений.

*Тематический − наборы деталей, оформленных в соответствии с конкретными архитектурными стилями (русское деревянное зодчество – «Теремок», «Сказка»; элементы барокко – «Юный архитектор», современный городской стиль – «Наша улица» и пр.).

        Нами было организовано архитекторское бюро, идеей работы которого является «Умная среда – умные дети» и определены ведущие задачи, которые помогают  организовать его функционирование:

1.Ознакомление детей с основными памятниками искусства, архитектуры и скульптуры Брянской области.

2.Формирование первоначальных знаний по составлению моделей, схем, таблиц для отображения и анализа архитектурных конструкций.

3.Преодоление стереотипности в архитектурно – инженерной деятельности ребёнка, разрушение застывших шаблонов, умение анализировать и мыслить самостоятельно.

4.Раскрытие детям основ архитектуры, несущих в себе  не только художественную ценность, но и социально – целевую основу  (масштабность, пропорциональность, фактура, цвет, освещённость).

Чтобы помочь дошкольникам овладеть архитектурной грамотностью, нами была разработана и выстроена определённая система работы, включающая в себя три блока:

1.Архитектура зданий. Освоение архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Для того,  чтобы ребятам было интереснее изучать и исследовать качества и свойства архитектурных зданий  разработаны авторские методические пособия «Кубик – класификатор», «Архитектурный круг», «Эволюция обычных вещей», которые были изготовлены  совместно с родителями воспитанников. Дошкольники не остались в стороне, и предложили создать собственную азбуку архитектора, все иллюстрации ребята нарисовали сами. Так у нас появилась уникальная азбука «Я – Архитектор» и дидактические куклы «Помощники архитектора», которых тоже придумали ребята.

2. Архитектура инженерных построек. В этом блоке мы познакомились с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объёма,  научились возводить мосты и проверять их на прочность.

3. Садово – парковая архитектура (благоустройство площадей, парков, улиц). При подборе содержания материала мы всегда учитываем его доступность детскому пониманию и развивающий характер обучения. Нашими главными помощниками в данном блоке выступили такие методы и приёмы как: «Бином фантазии», «Морфологический ящик», методы «образного видения и ассоциаций», с помощью которых в процессе ознакомления с окружающим, ребёнок может отразить свои впечатления в изобразительной и конструктивно - модельной  деятельности.

Сооружая свои архитектурные постройки (дома, мосты, улицы, города, ландшафтные макеты), на основе разработанных авторских технологических карт с образцами моделей как простых, так и сложных, дети имеют возможность придумывать и создавать что – то новое, стать автором, архитектором и инженером. Они экспериментируют (проверяют на прочность, определяют положительные и отрицательные свойства), изобретают (фантастические здания и города будущего), фантазируют и обыгрывают свои архитектурные шедевры. Юные архитекторы свободно передвигаются по пространству бюро, создают схемы будущих построек в трёх проекциях и их чертежи, работают на координационной сетке и проводят научные эксперименты, результаты которых фиксируют с помощью зарисовок и символов в индивидуальные «Блокноты архитекторов», а мы со слов детей наполняем их личными высказываниями, рассуждениями и пояснениями. Дома каждый родитель может познакомиться с открытиями ребёнка, дополнить их или усовершенствовать,  и продолжить архитектурное творчество в домашних условиях. И опять ребёнок  - активный соавтор.

Совместная архитектурная деятельность с детьми не ограничивается рамками занятий, во время тематических недель, увлекательных проектов («Солнечный город», «Круглый дом», «Замок мечты», «Радужные мосты» и  других), образовательных событий происходит погружение всех участников образовательного процесса в удивительный мир архитектуры.

Повышение педагогической компетентности родителей - ещё одна важная задача любого педагога. Доверие к нам, как профессионалам, позволяет заинтересовать наших родителей архитектурным творчеством и сотворчеством. А совместные мероприятия и продолжение общения через вебинары или сайты приводит к пониманию важности роли семьи в поддержке детской инициативы и архитектурно – инженерной самореализации.Все вместе мы создаём и конструируем новую модель действий и отношений, свой уникальный «Архитектурный три – З», систему закона трёх, в которой, опираясь на знания цивилизации, мы формируем значимые умения, а в дальнейшем отрабатываем прочные навыки. Атмосфера сотворчества мотивирует нас на новые достижения. Расширяя архитектурный кругозор, с помощью научных экспериментов мы совершаем свои первые архитектурные открытия. Зная основной принцип архитектуры  - «Польза, прочность, красота»,  мы создали свою формулу успеха «Закона трёх» «Увидел – восхитился – создал» главной педагогической находкой которой стало авто – дидактическое пособие «Smarthouse» или «Умный дом». «Smarthouse»  - это уникальное пособие, архитектурная постройка – состоящая из трёх многофункциональных комнат, наполненных авторским дидактическим материалом и играми («Архитектуры – из фигуры», «Сотовая архитектура», «Шифровки архитектора», «Колесо времени» и др.) Путешествуя по комнатам «Умного дома» ребёнок может почувствовать себя настоящим мастером, творцом и конструктором.

4. Результативность

Для проведения диагностики нами была использована методика  Шиповской С.В. и  Миназовой Л.И.

  1. Диагностический инструментарий для проведения педагогического эксперимента

Показатели

Дидактические игры, вопросы, упражнения

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности;

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

1 балл: Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не выбирает;

2 балла: Редко проявляет интерес к конструированию,  присоединяется к играющему взрослому или детям;

3 балла: Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности

4 балла: Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности;

Положительное отношение к процессу  деятельности и к ее результату.

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

1 балл: Не проявляет интерес к деятельности;

2 балла:Выражает свое отношение только к полученному результату;

3 балла:Проявляет интерес не только к результату, но и к самому процессу конструирования, сопровождает его эмоциональными речевыми высказываниями;

4 балла:  Сопровождает свою деятельность яркой эмоциональной инициативной речью, выражающей отношение к ней;

Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом;

Дидактическая игра

«Собери модель по ориентирам»

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

1 балл: Не избирателен в подборе конструктивного материала;

2 балла:Стремится к передаче выразительности поделок, изменению их внешнего вида путем использования дополнительных деталей,  комбинирования их друг с другом, изменения их пространственного расположения, величины, цвета;

3 балла:Избирателен в подборе величины, фактуры, цвета конструктивного материала в плане их соответствия функции и характеру конструкции;

4 балла:Тщательно подбирает цвет, величину, фактуру конструктивного материала для передачи характерных особенностей поделки;

Создавать замысел (образ будущей постройки)

Упражнение

«Построй, что хочешь»

Предложить детям построить то, что они хотят. Перед выполнением задания обязательно спросить, что каждый планирует построить. Дети рассказывают, из каких деталей будет состоять их конструкция. В процессе конструктивной деятельности педагог помогает детям осуществить свой замысел. После выполнения постройки

обращается внимание на то, насколько результат соответствует замыслу. Дети рассказывают, как они строили, из каких частей состоит постройка. Педагог добивается того, чтобы дети указывали, из каких строительных деталей построена каждая часть, какого они цвета, формы, величины, каким образом пространственно расположены. По окончании работы дети обыгрывают свои постройки.

1 балл: Организует деятельность только с помощью взрослого. Проявляет либо полное отсутствие определенного замысла, либо привязанность к созданию знакомых конструкций, как по теме, так и по структуре;

2 балла:Развертывает деятельность после уточняющих вопросов взрослого;

3 балла:Целенаправленно создает как знакомые, так и новые конструкции;

4 балла:Преднамеренно создает новые по теме конструкции как отдельные, так и связанные общим сюжетом;

Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы  конструирования)

Подвижная игра

«Кто быстрее»

Дети делятся на две команды, задача каждой команды построить замок по образцу. Каждый ребенок из команды может взять только одну деталь, подбежав к столу, который находится в другой части комнаты. На этом столе выложены детали различных конструкторов, они лежат вперемешку. Выиграет та команда, которая правильно определит вид конструктора, форму и цвет необходимых деталей, и построит замок быстрее второй команды.
(Для образца можно так же использовать и другие постройки)

1 балл: Слабо владеет конструктивно-техническими умениями;

2 балла:Создает лишь знакомые конструкции. Использует известные способы конструирования;

3 балла:Использует для реализации задуманного знакомые способы конструирования и разные их комбинации;

4 балла:Проектирует новые, либо комбинирует или видоизменяет известные способы конструирования, что приводит к новым оригинальным решениям;

Намечать последовательность практических действий

Дидактичес-кая игра

«Составь план»

Воспитатель  демонстрирует ребёнку  модель   машины, игрушки и просит рассказать,  из каких деталей она состоит,  а далее предположить пояснить,   как он её будет делать. Если ребёнок  затрудняется рассказать, воспитатель  предлагает  ему выложить  последовательность действий по  выполнению данной модели из схем,  в которых этапы перепутались.

1 балл: Затрудняется в определении последовательности практических действий. В отдельных случаях может производить практические действия непреднамеренного характера, не приводящие к получению практического результата.

2 балла:Не всегда выбирает целесообразную последовательность практических действий и может допускать ошибки в их выполнении.

3 балла:Намечает рациональную последовательность практических действий и качественно выполняет их.

4 балла: Определяет целесообразную последовательность практических действий, уверенно и качественно их  выполняет.

1. Диагностика на начальном этапе  развития предпосылок инженерного мышления у детей

Таблица 1.  Результаты  диагностики на начальном этапе

Список детей

Интерес и желание конструировать

Способности и умение конструировать

Баллы

Уровень

Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности

Положительное отношение к процессу  деятельности и к ее результату

Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом

Создавать замысел (образ будущей постройки)

Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы  конструирования)

Намечать последовательность практических действий

Респондент 1

4

4

3

2

4

3

20

О

Респондент 2

3

3

2

4

2

1

15

С

Респондент 3

1

2

3

2

1

2

11

Н

Респондент 4

3

1

2

2

2

2

12

Н

Респондент 5

3

3

3

1

2

4

16

С

Респондент 6

4

2

4

3

3

3

19

О

Респондент 7

2

2

4

3

1

2

14

С

Респондент 7

3

4

3

2

4

4

20

О

Респондент 8

4

3

2

2

3

4

16

С

Респондент 9

2

2

1

2

2

1

10

Н

Респондент 10

4

3

2

4

4

4

21

В

Респондент 11

3

2

2

4

3

3

17

О

Респондент 12

4

4

1

4

4

3

20

О

Респондент 13

2

2

2

2

2

2

12

Н

Респондент 14

4

1

3

2

3

3

16

С

Респондент 15

3

3

1

3

3

3

16

С

Респондент 15

2

3

2

2

3

2

14

С

Респондент 16

2

1

2

3

1

2

11

Н

Респондент 17

2,9

2,5

2,3

2,6

2,6

2,6

В ходе анализа данных диагностики   удалось выявить уровень развития  предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Анализ результатов развития прединженерного мышления по уровням (рисунок 1):

Высокий уровень – 1 (5%);

Оптимальный уровень – 5 (28%);                                                    

Средний уровень – 7 (39%);

Низкий уровень – 5 (28%)

                           Рисунок 1

Анализ результатов развития предпосылок инженерного мышления по показателям (Рисунок 2):

  • Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности – 2,9 (18%)
  • Положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату – 2,5 (16%)
  • Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом – 2,3 (15%)
  • Создавать замысел (образ будущей постройки) – 2,6 (17%)
  • Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы  конструирования) – 2,6 (17%)
  • Намечать последовательность практических действий – 2,6 (17%)

                                                                 Рисунок 2

На основе результатов диагностики нами были продуманы и проведены различные формы работы, направленные развитие предпосылок инженерного мышления  у детей в процессе архитектурного творчества.

  1. Итоговая диагностика уровня  сформированности предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Результаты итоговой диагностики  развития предпосылок инженерного мышления представлены  в Таблице 2

Таблица 2. Результаты итоговой  диагностики        

Список детей

Интерес и желание конструировать

Способности и умение конструировать

Баллы

Уровень

Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности

Положительное отношение к процессу  деятельности и к ее результату

Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом

Создавать замысел (образ будущей постройки)

Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы  конструирования)

Намечать последовательность практических действий

Респондент 1

4

4

3

4

4

3

22

В

Респондент 2

3

3

4

4

2

3

19

О

Респондент 3

3

2

3

2

3

2

15

С

Респондент 4

3

2

3

2

2

2

14

С

Респондент 5

3

4

3

2

2

4

18

О

Респондент 6

4

3

4

3

4

3

21

В

Респондент 7

3

2

4

3

2

3

27

О

Респондент 7

3

4

3

3

4

4

21

В

Респондент 8

4

3

3

2

3

4

19

О

Респондент 9

4

2

1

2

2

2

13

С

Респондент 10

4

3

4

4

3

4

22

В

Респондент 11

3

2

2

4

3

3

17

О

Респондент 12

4

4

2

4

4

3

20

О

Респондент 13

2

3

2

2

2

3

14

С

Респондент 14

4

1

3

4

3

3

18

О

Респондент 15

3

3

1

3

3

3

16

С

Респондент 15

2

3

4

2

3

3

17

О

Респондент 16

3

2

2

3

1

2

13

С

Респондент 17

3,2

2,7

2,8

2,9

2,7

3

16

С

Анализ результатов позволяет увидеть уровни развития предпосылок инженерного мышления (Рисунок 3):

Высокий уровень – 4 (22%);

Оптимальный уровень – 8 (45%);

Средний уровень – 6 (33%);

Низкий уровень – 0 (0%)

Рисунок 3

Анализ результатов развития предпосылок инженерного мышления по показателям (Рисунок 4):

  • Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности – 3,2 (18%)
  • Положительное отношение к процессу  деятельности и к ее результату – 2,7 (16%)
  • Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом – 2,8 (16%)
  • Создавать замысел (образ будущей постройки) – 2,9 (17%)
  • Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы  конструирования) – 2,7 (16%)
  • Намечать последовательность практических действий – 3 (17%)

Рисунок 4

После проведения итоговой диагностики было замечено, что произошла положительная динамика развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе архитектурного творчества.

Показатель - Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности детей повысился в среднем  на 0,3 балла.

Показатель  - Положительное отношение к процессу  деятельности и к ее результату детей повысился в среднем  на 0,2 балла.

Показатель - Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом детей повысился в среднем  на 0,5 балла.

Показатель - Создавать замысел (образ будущей постройки) детей повысился в среднем  на 0,3 балла.

Показатель - Определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы  конструирования) детей повысился в среднем  на 0,1 балла.

Показатель - Намечать последовательность практических действий детей повысился в среднем  на 0,4 балла.

Подводя итоги проведенной практической работы, можно отметить, что количество детей со средним баллом всех показателей вырос, особенно хочется отметить такие показатели как:

  • Отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом;
  • Намечать последовательность практических действий

Данные проявления улучшились более чем на 0,4 и 0,5 баллов.

Вывод:

Подводя итоги работы, так же можно отметить, что уровень развития предпосылок инженерного мышления у детей в процессе архитектурного творчества  в целом так же вырос. Детей с высоким и оптимальным уровнем стало больше, в то время как детей с низким уровнем совсем не осталось, так как их уровень повысился до среднего.

Таким образом, проведённая нами  практическая работа, дала положительную динамику в развитии предпосылок инженерного мышления у детей. Организованные нами формы работы стали условием эффективного развития предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста в процессе архитектурного творчества.

5. Выводы и перспектива

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к выводу, что развитие предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества - это поступательное, целенаправленное развитие  возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей при освоения техники, механизмов.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.  Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников  в процессе архитектурного творчества  при созданных нами инновационных формах, методах и приёмах работы стало эффективным и успешным.

Условия,   созданные  в нашем ДОУ,  способствуют организации творческой продуктивной  деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить  начальное инженерно - техническое образование  детей   дошкольного возраста.

Мы видим, как растёт и развивается ребёнок, подобно архитектурному строению, складывающемуся из маленьких кирпичиков, и день за днём преобразуется в красивое, архитектурное сооружение. Дети набираются конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои замыслы. Это и является началом развития предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества.

Всегда интересно идти с ребёнком по дороге творчества, а чтобы этот  путь был увлекательным и познавательным, мы будем искать всё новые и новые  эффективные формы, методы и приёмы взаимодействия с детьми в данном направлении.

         

6. Литература

1. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018 г. — №17. — С. 545-548.

2. Ознакомление дошкольников с архитектурой [Текст]: метод.пос. / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: Пед. об-во России. 2019 г.

3. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей; Феникс – Москва. 2018 г.

4. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение. 2018 г.

5. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -  № 11. – 2019 г.  С. 32-38.

6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО – М: Изд. центр «Маска» 2020 г.

7. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности – М: ТЦ Сфера, 2019 г.

8. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду (старшая группа) – М: Цветной мир, 2020 г.

9. Богуславская, З. М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Знание, - 177 с. 2020 г.

10. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников [Текст] : вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста // Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. - Л.: Издательство АПН РСФСР. 2018 г.



Предварительный просмотр:

Выдержка из

ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества»

            Каждый город по – своему уникален и неповторим. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая медленно открывается нашему взору по мере ознакомления с ней. А драгоценности  - это чудесные здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием, самобытностью и индивидуальностью.

           Архитектура – это не только искусство, это кропотливая и увлекательная деятельность многих людей, в процессе которой одни придумывают, другие строят, третьи украшают, а четвёртые проверяют. Архитектура - идеальная почва для развития навыков креативного мышления ребенка дошкольного возраста, благодаря наглядности и образности материалов. Детский мозг обладает высокой пластичностью в отсутствии рамок и стереотипов, это идеальная платформа для развития предпосылок инженерного мышления, способного отвечать вызовам современности и умению нестандартно решать задачи.

          Актуальность и педагогическая значимость моего опыта работы состоит именно в том, чтобы воспитать новое поколение будущих творцов, способных компетентно и креативно преобразовывать окружающую среду, сохраняя архитектурное наследие и природную ценность её территорий. Именно так, помогая детям сознательно реализовывать себя в процессе архитектурного творчества, мы культивируем в них не только креативность, предпосылки инженерного мышления, но и тягу к знаниям, открытость к «новому», принятие «иного» мировосприятия, с точки зрения СОЗИДАНИЯ, а не ПОТРЕБЛЕНИЯ. 

          Опираясь на свой опыт работы в данной теме, утверждаю, что детям очень нравится архитектурное творчество. У нас в саду  организовано архитекторское бюро, идеей работы которого  является «Умная среда – умные дети» и определены ведущие задачи, которые помогают  организовать его функционирование:

  1. Ознакомление детей с основными памятниками искусства, архитектуры и скульптуры Брянской области.
  2. Формирование первоначальных знаний по составлению моделей, схем, таблиц для отображения и анализа архитектурных конструкций.
  3. Преодоление стереотипности в архитектурно – инженерной деятельности ребёнка, разрушение застывших шаблонов, умение анализировать и мыслить самостоятельно.
  4.  Раскрыть детям архитектуру, несущую в своей основе не только художественную ценность, но и социально – целевую основу  (масштабность, пропорциональность, фактура, цвет, освещённость).

         Чтобы помочь дошкольникам овладеть архитектурной грамотностью, была разработана и выстроена определённая система работы, включающая в себя три блока:

1. Архитектура зданий. Освоение архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Для того, чтобы ребятам было интереснее изучать и исследовать качества и свойства архитектурных зданий  разработаны авторские методические пособия «Кубик – классификатор», «Архитектурный круг», «Эволюция обычных вещей», которые мы изготовили совместно с родителями воспитанников. Дошкольники не остались в стороне, и предложили создать собственную азбуку архитектора, все иллюстрации ребята нарисовали сами. Так у нас появилась уникальная азбука «Я – Архитектор» и дидактические куклы «Помощники архитектора», которых тоже придумали ребята.

2. Архитектура инженерных построек. В этом блоке мы познакомились с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объёма,  научились возводить мосты и проверять их на прочность.

3. Садово – парковая архитектура (благоустройство площадей, парков, улиц). При подборе содержания материала  всегда учитываю его доступность детскому пониманию и развивающий характер обучения. Моими главными помощниками в данном блоке выступили такие методы и приёмы как: «Бином фантазии», «Морфологический ящик», методы образного видения и ассоциаций» с помощью которых, в процессе ознакомления с окружающим, ребёнок может отразить свои впечатления в изобразительной и конструктивной деятельности.

            Сооружая свои архитектурные постройки (дома, мосты, улицы, города, ландшафтные макеты), на основе разработанных авторских технологических карт с образцами моделей как простых, так и сложных, дети имеют возможность придумывать и создавать что – то новое, стать автором, архитектором и инженером. Они экспериментируют (проверяют на прочность, определяют положительные и отрицательные свойства), изобретают (фантастические здания и города будущего), фантазируют и обыгрывают свои архитектурные шедевры. Юные архитекторы свободно передвигаются по пространству бюро, создают схемы будущих построек в трёх проекциях и их чертежи, работают на координационной сетке и проводят научные эксперименты, результаты которых фиксируют с помощью зарисовок и символов в индивидуальные «Блокноты архитекторов», а я со слов детей наполняю их личными высказываниями, рассуждениями и пояснениями. Дома каждый родитель может познакомиться с открытиями ребёнка, дополнить их или усовершенствовать,  и продолжить архитектурное творчество в домашних условиях. И опять ребёнок активный соавтор.  

          Совместная архитектурная деятельность с детьми не ограничивается рамками занятий, во время тематических недель, увлекательных проектов («Солнечный город», «Круглый дом», «Замок мечты», «Радужные мосты» и т.д.) образовательных событий происходит погружение всех участников образовательного процесса в удивительный мир архитектуры.

          Повышение педагогической компетентности родителей ещё одна важная задача любого педагога. Доверие ко мне как профессионалу позволяет заинтересовать наших родителей архитектурным творчеством и сотворчеством. А совместные мероприятия и продолжение общения через вебинары или сайты приводит к пониманию важности роли семьи в поддержке детской инициативы и архитектурно – инженерной самореализации.

              Все вместе мы создаём и конструируем новую модель действий и отношений, свой уникальный «Архитектурный три – З», систему закона трёх. В которой, опираясь на знания цивилизации, мы формируем значимые умения, а в дальнейшем отрабатываем прочные навыки. Атмосфера сотворчества мотивирует нас на новые достижения. Расширяя архитектурный кругозор, с помощью научных экспериментов мы совершаем свои первые архитектурные открытия. Зная основной принцип архитектуры «Польза, прочность, красота»,  мы создали свою формулу успеха «Закона трёх» «Увидел – восхитился – создал» главной педагогической находкой которой стало авто – дидактическое пособие «Smart house» или «Умный дом». «Smart house»  - это уникальное пособие, архитектурная постройка – состоящая из трёх многофункциональных комнат, наполненных авторским дидактическим материалом и играми («Архитектуры – из фигуры», «Сотовая архитектура», «Шифровки архитектора», «Колесо времени» и т.д.) Путешествуя по комнатам «Умного дома» ребёнок может почувствовать себя настоящим мастером, творцом и конструктором.

Я вижу, как растет и развивается ребёнок, подобно архитектурному строению, складывающемуся из маленьких кирпичиков, и день за днём преобразуется в красивое, архитектурное сооружение. Дети набираются конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои замыслы. Всё это и является началом развития предпосылок инженерного мышления в процессе архитектурного творчества.



Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА «Солнечный город»

Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный (1 марта –14 марта 2022г)

УЧАСТНИКИ: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ:

  • Кто такой архитектор?
  • Что такое архитектура?
  • Роль архитектуры в жизни человека.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • дети имеют представления об архитектуре;
  • знают и называют строительные профессии;
  • умеют создавать эскизы, чертежи будущей постройки, возводить по ним здания;
  • используют полученные знания об архитектуре в игровой и продуктивной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать представления о различных типах архитектурных строений (жилой дом, промышленные постройки, культурные учреждения, культовые постройки, детские сады, школы); о стилях архитектуры, их особенностях.
  • Познакомить со средствами выразительности архитектурного сооружения (форма, цвет, объем, декор, материал),
  • Познакомить с профессиями «архитектор», «дизайнер», «инженер», расширить представления о строительных профессиях.
  • Формировать представление о ландшафтной архитектуре (парки, скверы), малые архитектурные формы. Ввести понятие «ландшафтный дизайн».
  • Учить понимать и «читать» чертежи, схемы; возводить по ним постройки.
  • Учить отражать в рисунке, аппликации, конструировании современные, старинные, сказочные здания.
  • Развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение), конструктивные способности.
  • Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций), творчество и фантазию.
  • Воспитывать интерес к профессиям взрослых, окружающему миру.
  • Привлечение родителей к активному сотрудничеству.
  • Подбор наглядного материала.
  • Оформление презентаций для детей. Совместная деятельность родителей с детьми – изготовление построек, макетов домов, башен.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подготовительный:

  • определение проблемы, постановка цели, формулировка задач для всех участников проекта; изучение методической литературы по теме проекта; обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта;
  • подбор материала (дидактические игры, художественная литература, строительный материал, наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и др.);
  • составление плана проектной деятельности.

Основной

  • дидактические игры куб «Классификатор», «Фигуры для архитектуры», «Архитектурные трафареты», «Архитектурная грамота», «Климатические зоны», «Укрась постройку», «Архитектура города г. Клинцы» (квадрат Воскобовича);
  • сюжетно-ролевая игра «Построим замок»
  • познавательное развитие: рассматривание иллюстраций, альбомов, книга поп- ап «Стили архитектуры», «Ландшафтный дизайн», книга «Путешествие по реке времени»;
  • показ презентации «Что такое архитектура?»,
  • познавательное «Знакомство с архитектурой» речевое развитие
  • чтение художественной литературы: Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе», Шалаева Г.П. «Архитектор»; Емельянова О. «Новый город»; «Архитектор»; «Всех профессий очень много» - беседы: «Что такое профессия?», «Если бы я был архитектором…»,
  • художественно-эстетическое развитие - самостоятельная деятельность: конструирование из разных видов конструктора
  • аппликация «Терема и башни»
  • конструирование, ручной труд «Дома, замки,»
  • физическое развитие пальчиковые игры, физминутки

Итоговый

  • оформление выставки творческих работ по теме проекта



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Мага\Рабочий стол\картинки на шкафы\И.А\0_4c56c_8ed57fe9_L.png

Картотека строительно-конструктивных игр

1. «Построим дом»

2.«Собери и построй»

3.«Какая постройка рассыпалась?»

4.«Мастерская форм»

5.«Архитектор»

6.«Счастливый остров»

7.«Разные дома»

8.«Конструируем из палочек»

9.«Построй по схеме»

10.«Накладываем детали»

11.Игра «Строим забор»

12.«Выкладывание фигур»

13.«Сопоставь»

14.«Посчитай и сконструируй»

15.Игра «Построим башенку для принцессы»

16.«Построй по модели»

17.«Моделирование по схеме»

18.«Построим магазин для кукол»

19.«Зоопарк для диких животных».

20.«Зоопарк».

21.«Построим дом для животных».

22.«Гараж».

23.«Построим дом для зайчика».

24.«Построим дом для медведя».

25.«Терем для животных».

26.«По желанию детей».

27.«Гаражи для машин».

28.«Дом для гномиков».

29.«Мебель для куклы».

30.«Строительство домиков для котят разной величины».

 31.«Грузовые машины».

32.«Гаражи для транспорта».

33.«Осень в лесу».

34.«Дом для Дюймовочки».

35.«Подарки для малышей».

36.«В мире фантастики».

37.«Строители».

38.«По выбору детей»

39.«Красивые здания».

40.«Мой город».

41.«Гаражи и машины».

42.«Детский городок».

43.Построим домик в деревне».

Содержание

1. «Построим дом»

Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши, соответствующие величине данного дома.

Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.

2.«Собери и построй»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход:

Вариант 1.

Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

Вариант 2.

Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например: На верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.

3.«Какая постройка рассыпалась?»

Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.

4.«Мастерская форм»

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход:

Вариант 1.

Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

Вариант 2

Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.

5.«Архитектор»

Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Ход:

Вариант 1.

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

Вариант 2. 

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

6.«Счастливый остров»

Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.

Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части.

Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.

7.«Разные дома»

Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.

Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.

8.«Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

9.«Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

10.«Накладываем детали»

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

11.Игра «Строим забор»

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверушек.

Дом построен ,и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук – тук, перестук,

Доски обтесали,

Тук – тук, перестук

Крепко прибивали.

12.«Выкладывание фигур»

Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты ты? Сколько здесь одинаковых фигур?"

13.«Сопоставь»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.

Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

14.«Посчитай и сконструируй»

Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

15.Игра «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».

Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя

строительный набор и подручный материал. В конце

игры воспитатель показывает новый дом принцессе и

говорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольны принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».

16.«Построй по модели»

Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.

Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

17.«Моделирование по схеме»

Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.

Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.

18.«Построим магазин для кукол»

Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

19.«Зоопарк для диких животных».

Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

20.«Зоопарк».

Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.

21.«Построим дом для животных».

Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.

Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.

22.«Гараж».

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

23.«Построим дом для зайчика».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.

Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

24.«Построим дом для медведя».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

25.«Терем для животных».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.

Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

26.«По желанию детей».

Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.

27.«Гаражи для машин».

Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.

Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.

28. «Дом для гномиков».

Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.

Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.

29.«Мебель для куклы».

Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.

30.«Строительство домиков для котят разной величины».

Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.

Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.

31.«Грузовые машины».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.

32.«Гаражи для транспорта».

Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

33.«Осень в лесу».

Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.

Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.

34.«Дом для Дюймовочки».

Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.

Игра: Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.

35.«Подарки для малышей».

Цель: Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.

Игра: Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.

36.«В мире фантастики».

Цель: Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

37.«Строители».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.

38.«По выбору детей»

Цель: Учить детей строить постройки и объединяться в одну группу, вместе придумывать сюжет и обыгрывать его. Учить играть дружно, не ссориться, уступать друг другу.

39.«Красивые здания».

Цель: Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.

40.«Мой город».

Цель: Учить творчески реализовывать замысел, развивать фантазию, советоваться со сверстниками при выполнении работ, распределять обязанности.

41.«Гаражи и машины».

Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

42.«Детский городок».

Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.

Игра: детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.

43.Построим домик в деревне».

Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.

Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пешеходный мост

Слайд 3

Циркуль

Слайд 4

.

Слайд 5

. Железнодорожный мост

Слайд 8

Автодорожный мост



Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры

«Вопрос на засыпку»

Подготовительная группа

Ход игры:

Выходит педагог.

Ведущие: Доброе утро!

Ведущий: День необычный сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора

 Ее начинать нам настала пора!

Ведущий: Сегодня в игре «Вопрос на засыпку» принимают участие две команды, поприветствуем их аплодисментами. Команда «Архитекторы». И команда «Инженерики»

1 конкурс- Разминка « Вопрос - ответ»

Ведущий: Я буду задавать вопрос каждой команде по очереди, участники думают в течении 5 секунд и дают ответ. Если команда не знает, право на ответ переходит к команде сопернице. Внимание!

  1. Какой из литературных героев жил на крыше и считал себя самым лучшим в мире строителем

а. Щелкунчик

б. Барон Мюнхгаузен

в. Карлсон

  1. Как в архитектуре называют нулевой этаж здания?

а. Цоколь

б. Мансарда

в. Пентхаус

  1. Какие стены есть в здании?  

а. Слепая

б. Глухая

в. Немая

  1. Как называется деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных брёвен?

а. Спил

б. Скол

в. Сруб

  1.  Какие конструкции здания бывают натяжными?

а. Потолки

б. Стены

в. Полы

6) Как называется гребень крыши?

а. Щенок

б. Барашек

в. Конёк

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Конструирует  машины,

корабли, станки, игрушки,

небоскрёбов всех махины,

самолёты, краны, пушки.

И  решит любой пример!

Дети – это……. (инженер)

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

                                             (архитектор)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер-

Мастер он по стенам             (Маляр)

Подведение итогов   (Команда «Архитекторы» правильно ответила на …………вопросов, а команда «Инженерики»  правильно ответила на   …….вопросов. Мешочек с песком получает команда «…………………»)

2 конкурс «Конструкторское бюро»

На стройплощадку завезли строительные детали, которые используются при возведении развлекательного комплекса.

Перед вами на экране будут появляться схемы развертки разных строительных деталей.

Надо по изображению деталей в 3-х проекциях (вид спереди, вид сверху, вид сбоку) определить название этой детали.

Время на обдумывание 5 секунд.

Внимание на экран. Первое задание команде… Ваш ответ.

                                   Следующее задание команде…

Подведение итогов Ребята из команды…. (из обоих команд) дала ……. правильных ответов. (Дала одинаково количество ответов)

Каждая команда получает мешочек с песком.

3 конкурс «Ландшафтный дизайнер»

В детский сад привезли скульптуры для украшения территории, место их расположения указано на плане. Сравните свой план с макетом, и поставьте скульптуру на макет в указанные места.

Макет  в зал.

Вот ваши планы и скульптуры.

На обсуждение дается 1 минута.

Время истекло, капитаны расставьте скульптуры на макете.

Подведение итогов  

Капитан команды…. правильно разместил на макете игрушки.

Капитан команды …. тоже справился с заданием.

Обе команды получают мешочек с песком.

                                       4 конкурс «3D конструктор»

  Перед вами лежат деревянные палочки и пластилиновые шарики 3D.   Сконструируйте из них 3D фигуры.

Капитаны команд вытяните для себя задания (предлагается на выбор карточки с изображением четырёхугольной пирамиды и треугольной призмы).

Чья команда первая соберёт  3D фигуру и правильно её назовёт, получает мешочек с песком.  

5 конкурс- «Вопрос на засыпку».

Ведущий:  Настал самый ответственный и важный момент игры.            Сейчас мы подсчитаем мешочки с волшебным песком, и узнаем, сколько секунд заработала каждая команда на обдумывание финального задания - "ВОПРОСА НА ЗАСЫПКУ".                                                                      

Напоминаю, в каждом мешочке песка на 5 секунд.

У команды «Архитекторы» ……… мешочков.

У команды «Инженерики» ………. мешочков.

Развязываем мешочки, засыпаем в часы.

В игре победит та команда, которая справится с заданием, пока сыплется песок, часы мы перевернем 2 раза.

Ведущий:  Внимание творческое задание: пока сыплется песок в ваших часах,  придумайте и постройте здание театра юного зрителя (ВАРИАНТЫ: спортивного комплекса, замка, дворца, собора)  

Сейчас мы перевернем часы, и время пойдет.

Берегите каждое мгновение.

Переворачиваем часы.

Время пошло.

Время истекло! Вы готовы? Проверяем задание.

Подведение итогов.

С вопросом на засыпку справилась команда (Справились обе команды), а значит в нашей игре сегодня 2 победителя.

Ведущий: Команды приглашаются на построение для вручения диплома.

Ведущий: Это была напряженная интеллектуальная борьба в самой познавательной и развлекательной игре "Вопрос на засыпку"

Звучит финальная песня" Вопрос на засыпку" А. Киреева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»

Опыт работы«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Взаимодействие с семьями обучающихся по развитию предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на районном семинаре по теме: Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»по теме: «Взаимодействие с се...