АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
статья по музыке (подготовительная группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ « ОКТЯБРЬ».
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ.
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят...
Гр. А. К. Толстой
Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой!» (И. Бунин).
«Осенняя песня» - одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном.
Название пьесы не следует понимать буквально - это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это, скорее, песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот лишь несколько строк, помимо тех, что взяты эпиграфом к этой пьесе:
А. Пушкин. Из стихотворения «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
И. Тургенев:
ОСЕНЬ
Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
1842
***
В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто из художников до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы. Чайковский лучше, чем кто бы то ни было другой в музыке, выразил это состояние грусти и меланхолии.
Если попытаться сформулировать, какими средствами это достигнуто в «Осенней песни», то в первую очередь нужно сказать об особенности мелодии этой пьесы. Ее главный элемент «мотива вздоха» - два нисходящих ближайших друг к другу по высоте звука, действительно выражающие вздох сожаления, грусти, может быть даже скорби. Этот мотив сам по себе тысячи раз встречался в музыке, и требуется гениальная одаренность, чтобы в 1001-й выразить им какой-то новый оттенок чувств. Чайковскому это удалось.
Мелодия «Осенней песни» начинается на слабую долю, что усиливает выразительность фразы. Она, эта фраза, ступает как бы с усилием, превозмогая душевную боль, синкопировано (иными словами, звуки возникают на слабую долю, длятся, пока проходит пульс сильной доли, и дальше опять звучат на слабую). Кстати, слабые (четные – вторая и четвертая) доли в четырехдольном размере, в котором написана пьеса, прочно ассоциируются с выдохом, тогда как сильные – со вздохом.
. Композитор дает в начале пьесы ремарку: Andante doloroso e molto cantabile (итал. – в темпе спокойного шага, печально и очень певуче). Все внимание слушателя сосредоточено именно на мелодии, ничто не отвлекает от нее, она покоится на бархатных аккордах аккомпанемента. И пьеса эта являет собой чистейший образец мелодии с аккомпанементом. Причем, эту истинно фортепианную пьесу легко можно представить себе в качестве соло скрипки с аккомпанементом, тоже струнных инструментов Пока мелодия не покинула верхний регистр, не перешла к мужскому голосу, она создает изумительный мелодический рисунок, абсолютно точно совпадающий с линией, которую рисует в воздухе падающий лист, несомый легким дуновением осеннего ветерка. Соедините мысленно ноты мелодии в тактах 7 – 8, где она начинается с верхнего своего звука и далее ниспадает в мягком триольном ритме (и опять с синкопами!), «захватывая» по пути все звуки хроматической гаммы. Это абсолютно точное музыкальное выражение фразы: «Листья пожелтевшие по ветру летят…».
С переходом мелодии в теноровый регистр, то есть с того момента, когда монолог сопрано превращается в диалог этих голосов, ритмические комбинации становятся более разнообразными, появляется большая драматическая напряженность. Инструментальная пьеса превращается в оперную сцену. Отдельные хроматические ходы нисколько не нарушают ладовой основы минора, но, как это часто бывает у Чайковского, свидетельствуют о полноте раскрытия всех внутренних возможностей лада.
Эта пьеса, хотя и написана в трехчастной форме, как и все остальные в этом цикле, но отличается от большинства тем, что средняя часть не несет контраста, в ней нет новых музыкальных идей, но она доводит конфликт голосов – и, следовательно, персонажей (Чайковский - мастер драматических сцен) – до кульминации. После дважды повторенной страстной фразы, состоящей из трех звеньев секвенции (по одному такту каждое) и заключительного такта с молящей интонацией – эпизода, в котором господствует верхний голос (женское начало) - звучит ответ нижнего голоса: усталый, как бы эмоционально исчерпанный, «израненный». Это сольный речитатив - несколько интонаций вздоха, тех, с которых началась пьеса, и они же через секунду вновь возникнут в репризе, к которой этот речитатив ведет. Речитатив с усилием взбирается к своей высшей мелодической точке и оттуда спускается - устало и как бы прихрамывая: каждый звук его звук возникает на слабую долю (синкопированно).
Возвращается музыкальный материал первой части пьесы (реприза). И хотя формально ноты здесь те же, нельзя не почувствовать душевной усталости после драматических коллизий средней части. От исполнителя требуется эмоциональная чуткость, чтобы передать тончайшее различие в том, что формально выглядит идентичным.
Постепенно все успокаивается, звучание переходит в низкий регистр. В предпоследнем такте аккомпанемент (тонический аккорд) истаивает раньше, чем заканчивает свою фразу солирующий голос: на сей раз этот голос мужской, в отличие от женского, фразой которого пьеса начиналась. Здесь П. Чайковский воспользовался не часто встречающимся приемом: пьеса формально кончается не на тонике (главном звуке тональности), а на звуке V ступени гаммы – на доминанте. Так это выглядит для глаза (в нотах). Но на слух – чуткого слушателя, способного продлевать слышимое внутренним слухом, то есть в своем сознании – тоника еще жива, она ощущается… Чайковский замечательно создает впечатление вопроса, на который как бы нет ответа. И разве не бывает так в истинной драме, в сложных человеческих отношениях?
Итак, произведение по строению имеет простую трехчастную форму.
Простой трехчастной называется форма, состоящая из трех частей,
каждая из которых , не сложнее периода. Первая часть является изложением
темы, вторая часть называется - середина, а третья часть – реприза –
повторение первой части.
Первая часть - простой, однотональный , квадратный период, состоящий из двух предложений. ( 8 + 8 ).
. Тип изложения - экспозиционный.
Вторая часть - середина, секвенторное построение, не являющаяся периодом. Первое предложение которой излагается в параллельном мажоре ( 4 такта) + дополнение один такт, заканчивающийся на доминанте основной тональности. Второе предложение, изложенное в тональности соль минор имеет строение из секвенций: ( 4 + 5 + 3). Три последних такта – каденция.
Третья часть, которая, как и середина, не содержит более сложные структуры,
чем период, является репризой и повторяет музыкальный материал первой части.
При первичном прослушивании произведения с дошкольниками, мы определяем музыкальный жанр: ( марш, песня, танец). В данной пьесе дети могут спутать танец и песню. Тогда разбираем образы и танца и песни. Импровизируем танец ( полет листочков, паутинок и т. д.). Если останавливаемся на песне, то определяем количество голосов, которые ее поют: женский ( высокий) и мужской ( низкий). Можно голоса заменить инструментами симфонического оркестра ( что услышат дети?).
На последующих прослушиваниях обязательно охарактеризовать музыкальное произведение, выяснить, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор ( дети уже знакомы со средствами музыкальной выразительности) . Обратить внимание на аккомпанемент: бас и аккорд передают движение спокойного, медленного шага, наводит на мысли о созерцании, меланхоличности ( объяснить детям значение этого слова). Подобрать эпитеты, чтобы « окрасить» музыку. Вспомнить и назвать другие произведения П. И . Чайковского.
Для завершения образа прочитать стихотворения об осени , станцевать импровизацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ музыкального развлечения для младших дошкольников.
Тема «Снеговик в гостях у ребят»...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗМУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Р. Шумана «Смелый наездник»...
Аналитический отчёт анализа музыкальной деятельности музыкального руководителя Гончаровой Марии Владимировны за 2019-2020 учебный год.
аналитический отчёт...
Анализ современных форм взаимодействия в методической работе ДОО
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с инновационными изменениями в современном дошкольном учреждении, затрагивается тема роли методической работы в подготовке педагогов ново...
Анализ современных форм взаимодействия в методической работе ДОО
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с инновационными изменениями в современном дошкольном учреждении, затрагивается тема роли методической работы в подготовке педагогов ново...
Доклад для заключительного педагогического совета по анализу музыкального развития детей 4-7лет музыкального руководителя Суворов Д.И. за 2020-2021 учебный год
Анализ музыкального развития детей за 2020-2021 учебный год....
Практикум для воспитателей детского сада на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»
Как естественным образом решать вопросы духовно-нравственного воспитания, как создать доброжелательную атмосферу в детском саду и заложить основы нравственных ценностей у ребенка? Как привить бережное...