Анализ современных форм взаимодействия в методической работе ДОО
методическая разработка

Карабанова Надежда Сергеевна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с инновационными изменениями в современном дошкольном учреждении, затрагивается тема роли методической работы в подготовке педагогов нового поколения, раскрываются вопросы педагогической компетентности воспитателей при решении задач области «Речевое развитие». В статье выделены характерные особенности методической службы образовательного учреждения в условиях модернизации образования в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_sovremennyh_form_metodicheskoy_raboty_v_doo.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

373.24

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрываются современные цели и задачи методической работы в дошкольной образовательной организации. Авторы дают определения основным формам методической работы: консультации, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, консультации и др. Статья содержит краткие требования к проведению основных форм методической работы.

Ключевые слова: методическая работа, формы методической работы в детском саду, профессиональная компетентность воспитателей.

ANALYSIS OF MODERN FORMS OF METHODOLOGICAL WORK

IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Annotation. The article reveals the modern goals and tasks of methodical work in the pre-school educational organization. Authors give definitions to the basic forms of methodical work: consultations, seminars, workshops, master classes, consultations, etc. The article contains brief requirements for conducting the basic forms of methodical work.

Key words: methodical work, forms of methodical work in kindergarten, professional competence of educators.

Обязательным условием качественного решения задач дошкольного образования являются эффективное кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО). От уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования будет зависеть успешность воспитания, обучения и развития воспитанников детского сада. В свою очередь, оптимальное и систематическое повышение профессиональной компетентности воспитателей и других специалистов зависит от методической работы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: «методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей», которые должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.  Методическая работа направлена на реализацию таких целей, как: овладение педагогами эффективными методами и приемами дошкольного воспитания; оптимизация профессиональной компетентности воспитателей в подготовке и проведении образовательного процесса в детском саду; взаимообогащение педагогическим опытом воспитателей; создание банка методических идей, аккумулирующего передовой педагогический опыт в сфере дошкольного образования.  

 В современных условиях, методическая служба должна не просто организовывать повышение профессионального уровня воспитателя, а выстроить систему работы в соответствии с целями, задачами, условиями организации образовательного процесса. Особенно важным становится момент выявления и дальнейшего развития индивидуально-творческой педагогической неповторимости каждого педагога, обеспечивающей высокую степень решения задач дошкольного образования.

Таким образом, методическая работа должна создавать условия для развития и роста индивидуального педагогического творчества воспитателей, а также развития творческого потенциала педагогического коллектива в целом.

Ведущие исследователи в области методической работы с педагогами К. Ю. Белая и П.И. Третьяков отмечают, что методист должен непрерывно и систематически содействовать профессиональному совершенствованию коллектива, своевременно поддерживать и оказывать методическую помощь для преодоления возникающих профессиональных трудностей.

Конструируя оптимальную систему методической работы, старший воспитатель должен выбирать наиболее эффективные формы методической работы, при этом необходимо их разумное сочетание, что будет способствовать повышению профессионализма и качества работы каждого воспитателя.

Традиционно формы методической работы классифицируются в зависимости от количества педагогов, с которыми работает старший воспитатель [4]. Исходя из этого, они бывают индивидуальные, групповые и фронтальные.

К индивидуальным формам методической работы относят консультации, наставничество, портфолио педагога, программа самообразования, ведение блога в сети Интернет, тестирование, анкетирование, аттестация и др.

К групповым формам методической работы относят: семинары, семинары – практикумы, творческая группа, тренинг, деловая игра, открытый показ, методическая секция, мастер – класс, педагогическая студия, мозговой штурм, дискуссия, анализ конкретных ситуаций и др.

К фронтальным формам методической работы относят: педагогический совет, конкурс профессионального мастерства, выставка, КВН, ведение сайта в сети Интернет, педагогический форум в сети Интернет и др.

Проанализируем наиболее распространённые формы методической работы.

Консультация (от фр. «consultation» - совещаться, советоваться, заботиться) – это квалифицированное профессиональное разъяснение или советы методиста по вопросам образовательной деятельности ДОО и повышения профессиональной компетентности.

Любая консультация требует от старшего воспитателя профессиональной компетентности. Предварительно необходима тщательная подготовка. Эффективность метода будет достигнута при соблюдении следующих условий:

- выбрано актуальное направление педагогической и психологической науки;

- учтены заявки воспитателей, рассмотрен практически значимый актуальный вопрос, требующий всестороннего рассмотрения;

- сформулированы вопросы, помогающие следовать за логикой изложения, осмыслить свой опыт, высказать соображения, сформулировать выводы;

- при проблемном изложении сформулирована задача и указывается путь её решения;

- при поисковом методе воспитатели сами выдвигают гипотезы, составляют план, ищут пути решения;

- метод объяснения предполагает конкретность фактов, научность трактовок рассматриваемых явлений;

- эвристическая беседа используется при обмене опытом, чередуя выступления опытных и начинающих воспитателей;

- при проведении дискуссии необходима борьба мнений и постановка спорных вопросов, ведущий должен обладать высоким уровнем культуры и чувством такта, умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия, быть компетентным в выбранном вопросе;

- воспитатели должны обладать достаточным запасом теоретических знаний и желанием совершенствовать свою деятельность.

Семинар – (от лат. «seminarium» - рассадник, теплица) – форма методической работы, построенная на самостоятельном изучении воспитателями по заданию методиста проблем и вопросов дошкольного образования, с оформлением результатов изучения в виде докладов, рефератов, презентаций для дальнейшего совместного их обсуждения.

Семинар практикум - (от лат. «seminarium» - рассадник, теплица, от греч. «practicos» - деятельный) - форма методической работы, построенная на самостоятельном изучении воспитателями по заданию методиста прикладных проблем и вопросов дошкольного образования, с поиском конкретных путей их решения (средств, условий, методов, приемов, техник, технологий) для дальнейшего их демонстрирования коллегам и совместного обсуждения.

Данный вид методической деятельности можно считать эффективным, если будут соблюдаться следующие условия:

- сочетание обсуждений вопросов теории, проблем практики, ознакомление с новинками литературы, передовым опытом;

- вопросы для обсуждения должны быть предложены воспитателям заранее;

- необходимо предусматривать возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссий, создания проблемных ситуаций;

- в итоге вырабатывается единая позиция по рассматриваемому вопросу;

- итоги оформляются в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций под контролем руководителя;

- место проведения выбирается в зависимости от поставленных задач;

- при организации цикла занятий составляется памятка для участников.

Открытый показ педагога - форма методической работы по распространению передового педагогического опыта, предусматривающая просмотр воспитателями ДОО какого – либо педагогического мероприятия для последующего совместного обсуждения.

Может быть важной формой методической работы, если:

- главная цель научить педагогов конкретному методу, приёму или новой форме организации работы с детьми;

- показ проводит воспитатель, имеющий хороший уровень профессиональной подготовки;

- продуманы задания для тех, кто будет наблюдать показ;

- сформулированы вопросы к обсуждению по завершении открытого показа;

- предусмотрено консультирование присутствующих.

Мастер – класс - форма методической работы, заключающаяся в передачи профессионального опыта (оригинальная методика, инновационная технология, авторский дидактический материал и т.п.) от одного педагога (мастера) другим.

Данную форму работы необходимо организовать в виде дискуссии, круглого стола, соблюдая следующие принципы:

- рассказ должен опираться на методическую, научную литературу;

- освещены методы и приемы, при помощи которых были достигнуты результаты;

- показ должен сочетаться с дальнейшей работой с педагогами с целью трансляции опыта;

- педагогическое мастерство предполагает не только педагогические способности, но и общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.

Деловые игры – имитация воспитателями совместно с методистом конкретной профессиональной ситуации с детьми, родителями, коллегами в целях выработки практико – ориентированных умений и навыков.

Могут занять одно из приоритетных мест в методической работе при соблюдении того, что:

- игры будут являться частью единой системы;

- соблюдение деловой, эмоциональной обстановки поспособствует более глубокому, детальному ознакомлению присутствующих с представленным опытом;

- система вопросов и ответов поможет оценить участникам сильные и слабые стороны;

- отрабатывается игровая модель действий участников;

- разработаны материалы деловой игры (создание проекта, описание последовательности действий, организация проведения, составление заданий участникам, подготовка оборудования).

Конкурс (от лат. «сoncursus» - соревнование) профессионального мастерства – соревнование воспитателей в области дошкольной педагогики с целью определить победителя (победителей), которое можно организовывать на разных уровнях: внутреннее (в рамках одного ДОО), районное, региональное, всероссийское, международное.

Алгоритм проведения и подготовки конкурса предполагает:

- активное включение педагогов в творческую деятельность, направленную на выявление профессиональных знаний, умений, творчества, фантазии;

- соответствие годовым задачам учреждения;

- выбор и четкое формулирование темы;

- разработку положения о конкурсе;

- определение состава жюри, поощрительных наград;

- рекомендации участникам конкурса;

- подведение итогов;

Конкурс должен способствовать самореализации, профессиональному росту педагога, давать толчок к развитию, создавать условия для повышения квалификации работников ДОО.

Анализ существующих форм методической работы показывает наличие широких возможностей для повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОО. Однако, проведение интерактивных форм работы способствует формированию у педагогов готовности к реализации нововведений, познанию себя как творческой личности, повышению их профессионального уровня.

Список литературы

1. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2.12.2012 г. №273 – ФЗ в редакции от 01.09.2015 г. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Правовая библиотека образования)

3. Красильникова, Л.В. Мониторинг развития осознанной речевой активности детей 6-7 лет./ Красильникова Л.В., Лунина Е.Е.// Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 4. С. 70-73.

4. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей: учебно – методическое пособие/ Л. В. Красильникова. И. Н. Бушуева, Т. А. Галочкина и др. – Нижний Новгород: Гладкова О. В., 2017. – 107 с.

5. Сафонова, О.А. Информационно-управленческая среда дошкольного образовательного учреждения./ Сафонова О.А., Красильникова Л.В. Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 28-34.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников"

В предложенном материале рассматриваются  актуальные формы работы с родителями в ДОУ...

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Районное методическое объединение старших воспитателей.  Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...

Анализ современных форм взаимодействия в методической работе ДОО

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с инновационными изменениями в современном дошкольном учреждении, затрагивается тема роли методической работы в подготовке педагогов ново...

Семинар районного методического объединения воспитателей ДОО по теме: «Современные формы взаимодействия ДОО и семьи в образовательном процессе»

Цель семинара - практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...