Музыкально-хореографические занятия, как средство всестороннего развития дошкольника.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Фролова Эльвира Владимировна

 Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души…» На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.

 Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка.

Занятия хореографией призваны:

·                    развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

·                     укреплять здоровье;

·                    способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;

·                    формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;

·                    избавлять от стеснительности, комплексов;

·                    учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.

В нашем детском саду  психолог на своих занятиях активно  применяет   музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на  развитие восприятия, внимания, мышления, умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимеке. Основной метод, на котором строятся занятия это психогимнастика, акцент  сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении.  Движения, мимика как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-психологическая коррекция предполагает индивидуальные и групповые занятия как с детками с особенностями в развитии, с поведенческими проблемами и эмоциональными расстройствами,  так и с детками, не имеющими подобных проблем. «Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.  Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу.

Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, а также музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии обращается внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В группе детского сада есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым я помогаю обрести чувство уверенности в своих силах. Главное в  работе – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включается в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбирается какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.

          Для танца в младших и старших группах используются игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.

          Вся  работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.

 

Таким образом, основываясь на всем выше сказанном можно сделать вывод музыка, танец, движения, мимика  неразрывно связаны между собой, в деятельности: педагога-психолога, хореографа, музыкального руководителя  и оказывают всестороннее развитие на детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_frolova.docx24.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыкально-хореографические занятия, как средство всестороннего развития дошкольника.

Хореограф - Фролова Эльвира Владимировна

Музыкальный руководитель - Тятюшева Вера Александровна

Педагог-психолог – Уткина А.Ю.

 Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души…» На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.

 Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка.

Занятия хореографией призваны:

  • развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;
  •  укреплять здоровье;
  • способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;
  • формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;
  • избавлять от стеснительности, комплексов;
  • учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.

В нашем детском саду  психолог на своих занятиях активно  применяет   музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на  развитие восприятия, внимания, мышления, умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимеке. Основной метод, на котором строятся занятия это психогимнастика, акцент  сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении.  Движения, мимика как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-психологическая коррекция предполагает индивидуальные и групповые занятия как с детками с особенностями в развитии, с поведенческими проблемами и эмоциональными расстройствами,  так и с детками, не имеющими подобных проблем. «Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.  Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу.

Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, а также музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии обращается внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В группе детского сада есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым я помогаю обрести чувство уверенности в своих силах. Главное в  работе – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включается в занятия музыкальные этюды и игры. В качестве музыкального оформления выбирается какое-нибудь предназначенное для детей сочинение. Это может быть «Детский альбом» П. Чайковского, миниатюры Д. Кабалевского, музыкальные пьесы А. Гречанинова, Т. Ломовой и других композиторов, современных и классиков.

          Для танца в младших и старших группах используются игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.

          Вся  работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.

Таким образом, основываясь на всем выше сказанном можно сделать вывод музыка, танец, движения, мимика  неразрывно связаны между собой, в деятельности: педагога-психолога, хореографа, музыкального руководителя  и оказывают всестороннее развитие на детей дошкольного возраста.

 Литература.

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Просвещение, 1998. – 268 с.
  2. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 298 с.
  3. Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 286 с.
  4. Алексеев, В.В. Эмоции и личность: учеб. для вузов / В.В. Алексеев. – М.: Академия, 2001. – 305 с.
  5. Астахов, К.Р. Практическое исследование эмоций: учеб. для вузов / К.Р. Астахов. – М.: Академия, 1999. – 256 с.
  6. Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. – Казань: Познание, 2007. – 184 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

статья "Хореография как средство всестороннего развития дошкольника"...

Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.

1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...

Хореография как средство всестороннего развития дошкольника

В данной публикации рассказывается о пользе музыки и хореографии в развитии ребенка. Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельно...

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...