Главные вкладки

    Конспект занятия "Загадки тембра"
    план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

    Гуцало Галина Николаевна

    Конспект проведения занятия ансамблевого  инструментального музицирования  с дошкольниками 6-7 лет. Включает слушание музыкальных произведений,  игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные загадки и эксперименты.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zagadki_tembra.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

     «Загадки тембра»

    Программное содержание:

    • Учить детей определять тембр каждого из предлагаемых детских музыкальных инструментов: металлофона, маракаса, деревянных палочек, трещотки,  колокольчика и др.;
    • Развивать ассоциативные представления: что напоминает и на что похоже звучание;
    • Услышать и воспроизвести звуки, связанные с явлениями окружающего мира;
    • Дать детям представление о том, что отдельно сыгранные звуки какого-либо инструмента могут создать и передать настроение благодаря тембровым возможностям инструментов и способов звукоизвлечения;
    • Продолжать  развивать технические навыки игры на ДМИ;
    • Обогащать словарный запас детей;
    • Закрепить представления детей о многофункциональном использовании материалов, из которых сделаны инструменты (дерево, пластмасса, металл)

    Ход занятия

    Дети свободно входят в зал.

    Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие мы начнем с музыкальной игры.  Пропоем и сыграем свое имя просто,  ласково,  приветливо,  вопросительно и т.д. Выбирайте инструменты.

    Игра – приветствие  «Знакомство»

    Музыкальный руководитель: Сегодня мы отправимся в путешествие, в музыкальное королевство Тембра. Помогут нам волшебные слова. Только произнести их надо таинственно, сказочно, загадочно.

    Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя и говорят:

    Вправо, влево повернись,

    В царстве тембра окажись.

    В зале появляется указатель с текстом: «Направо пойдешь, этот звук найдешь (сигнал электровоза),  налево пойдешь,  этот звук найдешь (звук трубы).

    Музыкальный руководитель: Дети, чтобы попасть в царство Тембра, я думаю, нам надо определить какой из этих звуков музыкальный? Что это за звуки? И чем отличается звук трубы от сигнала электровоза? (звуковысотностью,  громкостью, длительностью, сигнал электровоза – это шум, а труба – это музыкальный звук...)

    Музыкальный руководитель: Проведем эксперимент. Прослушаем еще раз эти звуки на магнитофонной пленке. Если даже все перечисленные свойства звуков совпадают, все равно каждый из вас отличит трубу от электровоза. В чем же загадка? Загадка – в окраске звука, в его характере. У электровоза звук холодный, безликий и скучный. А у трубы звук яркий, решительный, звонкий… Любой звук, существующий в природе, обладает тембром. Слово timbre – французское, в переводе на русский звучит «колокольчик», или «метка», «отличительный знак». Тембр и есть отличительный знак  каждого звука, специфическая окраска, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Звучание разных инструментов не перепутаешь, даже если они вместе будут играть одну и ту же мелодию. Давайте поиграем в музыкальные прятки.

    Тест – игра «Тембровые прятки»

    (Педагог объясняет детям, что сейчас одну  и ту же мелодию будут исполнять разные инструменты. Нужно послушать и отгадать инструмент, который исполнял мелодию. Дети по одному отгадывают  инструменты и берут их.)

    Музыкальный руководитель: Музыкальные звуки, как краски имеют бесчисленное множество оттенков. Это качество и называется в музыке тембром. Послушайте музыкальное произведение и, подумайте, на каких музыкальных инструментах, подходящих по тембру мы  сейчас  сыграем.

    Игра на детских музыкальных инструментах «2 оркестра»

    В.А. Моцарт «Турецкий марш»

     С. Рахманинов «Итальянская полька»

    Озвучивание русской народной сказки  «Курочка Ряба»

    Звучит фонограмма голоса дятла.

    Музыкальный руководитель: Дети, я  слышу,  чей-то голос. Какой это звук? Как можно сказать? (ответы детей: звук сухой, трескучий, стучащий, рассыпающийся) Подумайте, на каком инструменте, мы могли бы изобразить звуки дятла? Палочками, трещоткой, коробочкой… Возьмите палочки и постучите ими друг о друга, по себе, по полу – разный звук звучит? Давайте разучим танец с палочками, я вам буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.                                      

    Танец с палочками

    «Кадриль», русская народная мелодия, обр. Е. Туманяна

    Музыкальный руководитель: Дети, как вы думаете, для чего нужны в царстве тембра эти коробочки от йогурта? (ответы детей) Верно, если по коробочке ударять легко и отрывисто получится звук, который напоминает звучание капельки. Теперь возьмем коробочки и сыграем под музыку так, чтобы капельки дождя заблестели и побежали веселыми струйками по тропинкам.

    Музыкальный руководитель: Нам пора возвращаться. Снова скажем волшебные слова и окажемся в детском саду.

    Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя и говорят:

    Вправо, влево повернись,

    В детский садик ты вернись.

    Музыкальный руководитель: Вам понравилось наше путешествие? Какие разные звуки вы услышали в царстве тембра? Если вам запомнилось наше путешествие, то, может быть, вы нарисуете свои впечатления и покажете всем ребятам.

    Курочка – Ряба[1]

    Жили-были дед да баба,

    У них была курочка ряба.

    Снесла курочка яичко:

    Пестро, востро, костяно, мудрено.

    Посадила яичко в осиное дупелко,

    В кут под лавку.

    Мышка бежала, хвостом вернула,

    Яичко преломала.

    Об этом яичке дед стал плакать,

    Бабка рыдать, вереи хохотать,

    Курицы летать, ворота скрипеть,

    Сор под ногами закурился,

    Двери побутусились, тын рассыпался,

    Верх на избе зашатался…

    А курочка ряба им говорит:

    - Дед, не плачь, бабка не рыдай,

    Куры, не летайте,

    Ворота не скрипите, сор под порогом

    Не закуривайся,

    Тын, не рассыпайся,

    Верх на избе, не шатайся,

    Снесу вам еще яичко:

    Песторо, востро, костяно, мудрено,

    Яичко не простое – золотое.

    Кут – угол

    Вереи – столбы у ворот

    Побутусились – выпятились, раздулись

    Список литературы

    Барышева Т. А.  Шекалов В.А.  Как воспитать творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224с.

    Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб.: РЖ  «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.

    Веселые уроки музыки в школе и дома   /Авт.-сост. З.Н. Бугаева. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2002. – 383 с., - (Учимся играя)

    Копилка народных премудростей   / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. – М.: Метафора, 2006. – 816 с.: ил.


    [1] Русская народная сказка для импровизации шумового и ритмического аккомпанемента в детском оркестре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Красивый голос * Тембр

    Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса....

    Восприятие высоты и тембра голоса.

    Игры для развития слухового внимания...

    Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра (высоты) голоса

    В представленной авторизованной картотеке содержатся дидактические игры и упражнения, направленные на развитие тембра (высоты) голооса....

    Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков

    Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков...

    Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "

    Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв...

    Консультация для воспитателей "Формирование фонематического восприятия на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз"

    Познакомить воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний сл...

    1. Конспект занятия по окружающему миру (11.01.2021) 2. Конспект занятия по математике (13.01.2021) 3. Конспект по развитию речи (15.01.2021) 4. Конспект по рисованию (19.01.2021)

    1. оркужающий мир Тема : Зимние виды спорта. 2. математика Считарики-Смешарики. тема  : счёт от 1 до 53. развитие речи беседа с кукольным театром по сказке Рукавичка.4. рисование тема : Зимн...