Проект "Мини - музей музыкальных инструментов"
проект по музыке на тему

Сердюк Лариса Николаевна

Организация мини-музея в «центре музыкального творчества», расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, столов позволяют эффективно строить работу, осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей и преподавателей  время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_muzykalnyh_instrumentov.doc651 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские народные музыкальные инструменты

Мини-музей

музыкальных  инструментов.

        

                                                                                Руководитель:

  Сердюк Лариса Николаевна.

Наименование мини-музея:

«Мини-музей музыкальных  инструментов».

Профиль музея:

познавательно – развивающий.

Цель организации  музея:

Создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами  и потребности в инструментальном музицировании.

Идея создания музея:

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России,(внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных,  и шумовых инструментах.

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

                        Формы деятельности:

-поисковая,

-экспозиционная,        

-познавательная.

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на ширме и на столах находятся доступные для детей экспонаты. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в НОД.

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

·  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

·  учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

·  системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

·  интеграции разных видов музыкально-творческой деятельности воспитанников;

·  ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Проект «Мини-музей музыкальных инструментов» - долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год, участниками которого являются дети предшкольного возраста, их родители и педагогический коллектив дошкольного учреждения. Проект рассчитан на 18 экскурсий.

Организация мини-музея в «центре музыкального творчества», расположение всех экспонатов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, использование ширм, столов позволяют эффективно строить работу, осуществлять постоянный доступ к музею в любое удобное для детей и преподавателей  время.

Новизной проекта является знакомство с инструментами не только народов России, но и всего мира.

Технология проекта предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспонатами мини-музея, но и пробуждения творческой активности у детей – желания импровизировать на музыкальных инструментах, создавать музыку самим. Поэтому образовательная роль мини-музея значительна: это не только рассматривание музыкальных инструментов, но и занимательные рассказы и театральные миниатюры об истории их происхождения;  игра на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле; проведение разнообразных развивающих и малоподвижных игр (игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений), которые позволяют выполнять задания, посвященные экспозициям. Чаще всего в роли экскурсовода выступает взрослый, но иногда эту роль могут взять на себя дети подготовительной к школе группы. Для того, чтобы у детей на долго сохранилась память о том или ином музыкальном инструменте, в нашем музее можно сделать фото на память,  а также изготовить музыкальный инструмент своими руками. После каждой экскурсии у детей есть возможность задать свои вопросы педагогу, самостоятельно рассмотреть экспонаты.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, тематических вечеров, музыкальных викторин; театрализованных представлений, семейных конкурсов и концертов, совместные концерты детей детского сада .

В рамках музейной педагогики используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

·  проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты)

·  участие в благотворительных концертах, конкурсах, выставках;

·  «познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею);

·  «аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование);

·  «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).

Мини-музей музыкальных инструментов – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива детского сада и родителей.

План работы по созданию мини-музея .

подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

ответственные

1

проведение консультации для родителей «мини-музей в детском саду»

сентябрь

руководитель мини-музея

2

проведение бесед о создании м/м в музыкальном зале с родителями

сентябрь-октябрь

3

информационный блок (наглядная информация)

в течение года

4

определение темы, названия м/м, выбор места для размещения

октябрь

Практический этап

(этап реализации проекта)

Содержание работы

Сроки исполнения

ответственные

1

создание м/м в музыкальном. зале

октябрь

руководитель м/м

2

сбор экспонатов для музея

октябрь-ноябрь

воспитатели, родители, дети

3

пополнение музея экспонатами

в течение года

родители, дети

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

ответственные

1

открытие м/м в музыкальном  зале

ноябрь

руководитель м/м

2

3

4

экскурсия в м/м

приглашение гостей

проведение образовательной деятельности в м/м

В течении года

дети

воспитатели

5

оформление м/м:

альбома, презентации, паспорта, картотеки  экспонатов.

В течение года

руководитель м/м, дети, родители

Характеристика мини-музея.

  1. Экспонаты мини-музея:

Ударные инструменты.

Шумовые инструменты.

Русские народные инструменты.

                                                Экспонаты мини-музея.

      «Ударные  и детские шумовые инструменты».

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/временное хранение

Фамилия/имя, представившего экспонат

Маракасы

октябрь

постоянное

Сичинава  Милана

Деревянные ложки

октябрь

постоянное

Оборудование  детского сада

Бубен средний

октябрь

постоянное

Бубен малый

октябрь

постоянное

Рубель

октябрь

постоянное

Треугольник большой

октябрь

постоянное

Треугольник  средний

октябрь

постоянное

Треугольник  малый

октябрь

постоянное

Металлофон

октябрь

постоянное

Погремушки

октябрь

постоянное

Губная  гармошка

октябрь

постоянное

Барабан средний

октябрь

постоянное

Барабан  малый

октябрь

постоянное

Дудочка детская

октябрь

постоянное

Свистульки

октябрь

постоянное

Металлофон  диатонический

октябрь

постоянное

Детский  аккордеон

ноябрь

постоянное

«Русские народные  инструменты».

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/временное хранение

Фамилия, имя предоставившего экспонат

Домра малая

октябрь

постоянное

Колтунов  Н.А.

Домра  альтовая

Октябрь

постоянное

Балалайка  прима

Октябрь

постоянное

Баян

ноябрь

постоянное

Собственность детского  сада.

Аккордеон

ноябрь

постоянное

Гармошка

декабрь

постоянное

Ворсин  Н.В.

Перспективный план

Сентябрь

Экскурсия 1

  • Путешествие по музею. Звуки окружающего мира: музыкальные и немузыкальные.
  • Д/и «Найди похожий звук».
  • Д/и «Шумовые коробочки».
  • Педагог предлагает детям послушать звуки, которые окружают их дома и изобразить их в виде рисунков.
  • Анкетирование родителей.
  • «Музыкальное развитие в ДОУ».
  • Организация музыкального уголка в группе.
  • Выставка фотографий из семейного альбома «Посещение музея».

Экскурсия 2

  • История возникновения ударных инструментов.
  • Д/и «Музыкальные лоскутки».
  • Изготовление шумового инструмента «Барабан» (ручной труд).
  • Исполнение ритуального танца с барабана.

Октябрь

Экскурсия 3

  • «Деревянные истории» и «Металлические фантазии».
  • Д/и «Стучалки».
  • Разучивание ритмодекламаций «Прыг – скок» или «Веселый старичок» (развитие речи).
  • Выступление на родительском собрание «Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?».
  • Консультация для педагогов.
  • «К детским музыкальным инструментам».
  • Обучение педагогов правильному звукоизвлечению при игре на ДМИ.
  • Конкурс на лучшее изготовление шумового инструмента.
  • «Поющие овощи».

  Экскурсия 4

  • «Стеклянное королевство».
  • Д/и «Столовый музобоз», «Музыканты».
  • Ритмодекламация «Хрустальный колокольчик».
  • Игра на Д\И «Вальс – шутка», Д. Шостаковича.

Ноябрь

Экскурсия 5

  • Знакомство со струнной щипковой группой инструментов.
  • Изготовление струнного инструмента – домры.
  • Музыкальный киоск.
  • Просмотр с детьми видеофильма.
  • «Бременские музыканты».
  • Чтение с детьми рассказа В. Одоевского «Городок в табакерке».
  • Музыкально – игровая программа.
  • «Мама и я – музыкальные друзья».

Экскурсия 6

  • Знакомство со струнной смычковой группой инструментов.
  • Д/и «Определи низкий и высокий струнный инструмент».
  • Разучивание песни «Веселый музыкант», муз. А.Филиппенко.

                                 

Декабрь

Экскурсия 7

  • Знакомство с духовой группой инструментов.
  • Упражнение на дыхание «Легкий ветерок».
  • Дидактическая игра «Кто это был?», «Кукушка».
  • Раскрашивание струнных инструментов в раскраске «Музыкальные инструменты» (ИЗО).
  • Создание музыкальных книжек – малышек для музыкального уголка.

        

Экскурсия 8

  • Знакомство с духовой группой инструментов.
  • Д/и «Назови инструмент».
  • Просмотр симфонической сказки «Петя и Волк».

Январь

Экскурсия 9

  • Знакомство с ударной группой музыкальных инструментов.
  • Д/и «Музыкальный инструмент».
  • Разучивается песня «Вовин барабан», муз В. Герчик.
  • Отгадываем вместе с детьми «Музыкальные головоломки».
  • Изготовление в совместной деятельности ударного инструмента.
  • Выставка детских работ.
  • «Мой самый любимый инструмент.
  • «Я так хочу на нем научиться играть».

Экскурсия 10

  • Д/и «Барабанщик».
  • «Игра с жестами».
  • Игра на детских ударных инструментах «Турецкий марш», муз. А.Моцарта.

Февраль

Экскурсия 11

  • Знакомство с клавишной группой музыкальных инструментов.
  • Д/и «Веселый оркестр».
  • Мультимедийное представление.
  • «Из истории клавишных».
  • «Музыкальный киоск». Компьютерная музыкальная игра «Щелкунчик».
  • Провести с детьми музыкальную игру «Веселый оркестр».


Экскурсия 12

  • Знакомство с симфоническим оркестром.
  • Д/и «Собери оркестр», «Дирижер».
  • Выступление детей ДМШ (струнные, клавишные).

Март

Экскурсия 13

  • Оркестр русских народных инструментов.
  • Д/и «Работа и забава».
  • Игра на русских народных инструментах. РНП «Калинка».
  • Семейный праздник для старших дошкольников и их родителей.
  • «Веселые ложкари».
  • Организация и проведение праздника, участие педагогов в театрализованных постановках.
  • Конкурс на лучшую книжку – малышку «Мой музыкальный инструмент».

Экскурсия 14

  • Знакомство с русскими народными инструментами.
  • Д/и «Угадай-ка» (диск «Голоса музыкальных инструментов».
  • Разучивание русского народного танца с ложками «Коробейники».

Апрель

Экскурсия 15

  • Знакомство с инструментами Хакасии.
  • Д/и «Угадай, на чем играю», «Вспомни название инструмента».
  • Игра на хакасских  народных инструментах «Хыныстын- ыры», CД «Хакасские напевы».
  • Папка – передвижка «Шумный концерт с Тигрулей».
  • Рассматривание иллюстраций природы  Хакасии.

Экскурсия 16

  • Упражнение на дыхание «Ветерок», Д/и «А+Б».
  • Мультимедийное представление «Хакасия – жемчужина России.

Май

Экскурсия 17

  • Знакомство с инструментами народов мира.
  • Д/и «Лото», «Карнавал».
  • Разучивание песни «Костаньетки».
  • Разучивание танца с музыкальными инструментами (румба, маракасы, кастаньеты).
  • Семейная викторина.
  • «Мы музей наш посещали, очень много узнали».

Экскурсия 18

  • Благотворительный концерт «Инструментальный калейдоскоп»

     детского оркестра «Капельки».

  • Познавательно-развивающие экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в музей музыкальных инструментов

Конспект НОД с детьми, образовательная область "музыка"  "Путешествие в музей музыкальных инструментов". Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Музыкальное занятие "Музей музыкальных инструментов. Баян. Гармонь"

На занятии дети глубже знакомятся с историей гармошки и её разновидностью....

«В музее музыкальных инструментов» занятие

Цель занятия:Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучаниемРасширить  музыкальный  кругозорРазвитиь познавательный  интерес к музыкеРазвить слуховое  и зрительное...

Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ.

На протяжении нескольких лет в музыкальном зале нашего детского сада работает "Мини-музей музыкальных инструментов". Это новая форма работы по ознакомлением детей с музыкальными инструментами, жизнью ...

Экскурсия в мини - музей музыкальных инструментов

В НОД  формируем у дошкольников первичное представление о музее, знакомим детей с экспонатами музея,правилах поведения в мини - музее детского сада....