Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования»
    учебно-методический материал по музыке на тему

    Наталия Юрьевна Лебедева

    Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elem_muz-e.docx21.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования»

    Как вы думаете: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он, непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

    Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм) .

    Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.

    В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

    Музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

    Особый акцент хочется сделать на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте так как игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

    Для полноценной работы по развитию элементарного музицирования в ДОУ должны быть созданы необходимые условия: музыкальные уголки в группах должны быть обеспечены достаточным количеством детских музыкальных инструментов разного вида, игрушек, пособий с учетом возрастных особенностей детей. Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными, побуждая детей к самостоятельной деятельности и вызывая интерес к элементарному музицированию.

    Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.

    «Заяц с барабаном».

    Цель: Развивать ритмический слух детей.

    Ход игры: Педагог читает стихотворение: Барабан зайчишка взял,

    Лапкой звуки издавал.

    Он по-разному играл,

    Зайчихе-маме подражал.

    Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют. (см. нотное приложение) .

    «Кто пришел в гости».

    Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

    Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:

    У зайчонка День рождения,

    Получил он поздравленья.

    Кто пришел, отгадай?

    Вова, быстро называй.

    Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .

    «Тихо вокруг».

    Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

    Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг,

    Слышен где-то слабый звук.

    Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

    Бубен песенку пропел – тихо все играли.

    «Мышки».

    Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:

    Мышки, мышки тихо вы сидите!

    По порядку буду звать.

    Осторожно выходите,

    В колокольчик позвените.

    «Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.

    Импровизация на детских музыкальных инструментах под музыку Э.Грига “Утро”

    Вот проснулся ветерок / дудочки

    Закружился листок / шуршунчики

    Зажурчал ручеек / глиссандо на металлофоне

    И забегал паучок / ксилофон

    Зашумели поля / шумелки

    И проснулась вся земля / все инструменты

    Под музыку П.И.Чайковского “Жаворонок” проводится речевое упражнение “Жаворонок”, модель М.Ю.Картушиной.

    В небе жаворонок пел, /Взмахивают руками, как крыльями.

    Колокольчиком звенел. /Взмахивают кистями рук.

    Порезвился в вышине, /Через стороны поднимают и опускают руки, вращая кистями.

    Спрятал песенку в траве. /Приседают, руками обхватывая колени

    Тот, кто песенку найдет,

    Будет весел целый год. /Хлопают в ладоши.

    Музыкально-дидактическая игра “Чья музыка играет?”

    1 вариант:

    Дети делятся на 3 подгруппы: медведи, зайцы и белки. Каждая подгруппа танцует под свою музыку.

    2 вариант:

    Дети отстукивают ритм соответствующими игрушками

    Озвучивание стихотворения « Осень» 
    Тихо бродит по дорожке,            Тихо бьют ладошками по барабану. 
    Осень в золотой одежке. 
    Где листочком зашуршит,           Маракасы. 
    Где дождинкой зазвенит.            Колокольчики. 
    Раздается громкий стук:             Деревянные ложки 
    Это дятел – тук да тук! 
    Дятел делает дупло                                   
    Белке будет там тепло. 
    Ветерок вдруг налетел ,              Румбы. 
    По деревьям пошумел, 
    Громче завывает,                        Тремоло бубнов. 
    Тучки собирает. 
    Дождик-динь, дождик-дон!          Колокольчики, металлофоны. 
    Капель бойкий перезвон. 
    Все звенит, стучит, поет -           Все инструменты 
    Осень яркая идет!    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

    Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

    СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬВИДЫРЕПЕРТУАРЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНО-  ВОСПИТАНИЯТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Музыкальные1. СлушаниеПредложить детям узнать назв...

    Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах (старший возраст 5-6 лет)

    СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческойдеятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание музыки    «Кукушка» Л. Дакен...

    Перспективный план работы по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в средней группе

    СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуарЗадачи воспитанияСредства воплощения1. Музыкальные занятия1. Слушание: Л. Дакен «Кукушка» (грамзапись)2. Песня Р. Леденев «Д...

    Консультация для педагогов: «Развитие элементарного музицирования»

           Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, уд...

    консультация для педагогов "Развитие интереса к музицированию у детей 2-3- лет"

    Музыка, оказывает положительное влияние на ребенка и это необходимо использовать как средство педагогического воздействия. Кроме этого музыка дает богатые возможности общения взрослого с ребенком....

    Консультация для педагогов «Развитие элементарных математических представлений»

    Консультация для педагогов «Развитие элементарных математических представлений»...