Совместное творчество в процессе обучения музыкальной деятельности на основе педагогической концепции К.Орфа
статья по музыке на тему

Родионова Татьяна Владимировна

В извечной педагогической дилемме «чему учить и как учить?» на первый план Орфом было выведено «как». Главной задачей стало создание «ситуации творчества», которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру. Иные, чем в авторитарной системе взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца. То, что чувствуется и не поддается описанию словами – в этом и заключается истинный смысл, ради чего люди собираются и музицируют .В процессе воспитания личности на основе триединства музыки, движения и речи. К.Орф стремился к синтезу культур, к выявлению общего в них (все народы топают, хлопают, кружатся, выполняют шаги и т. п., у всех есть колыбельные).Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в «Шульверке» создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки, как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа: воспитать «открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего «Шульверка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О педагогической системе К. Орфа20.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Совместное творчество в процессе обучения музыкальной деятельности на основе педагогической концепции Карла Орфа

Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа.

Исходной мыслью Орфа было понимание того, что предпосылки воспитания через творчество создаются самой системой обучения. В извечной педагогической дилемме «чему учить и как учить?» на первый план Орфом было выведено «как». Главной задачей стало создание «ситуации творчества», которая для детей, в принципе, не может быть реализована иначе, чем через игру. Иные, чем в авторитарной системе взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца. То, что чувствуется и не поддается описанию словами – в этом и заключается истинный смысл, ради чего люди собираются и музицируют.

Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно является им и сейчас. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчками пальцев и др. Звучащие жесты непосредственно воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их педагогическая незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучение музыке происходит непосредственно через тело ребенка. Это одно из самых эффективных средств формирования чувства метра и ритма у детей.

Главный принцип орф-педагогики – «учимся, делая и творя» - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не теоретизирования.

Приобщение к музыке должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения, где основное внимание уделяется творческому процессу – поэтому главным становится атмосфера урока, увлеченность детей, их внутренняя свобода, желание быть активным, услышанным, понятым, успешным. В такой атмосфере можно решать любые педагогические задачи.

На занятиях дети играют на разнообразных детских музыкальных инструментах, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцуют легкие детские танцы, превращают стихи в музыкальные пьесы, сочиняют музыку к сказкам, сами делают шумовые инструменты и играют в детском оркестре.

Метод Орфа основывается на связи слова, звука и движения. Где слово – это рифмы, пословицы, дразнилки, считалки – которые могут являться основой для метро-ритмической работы, также интонационной, (песенной), танцевальной, и в процессе воспитания личности на основе триединства музыки, движения и речи. К.Орф стремился к синтезу культур, к выявлению общего в них (все народы топают, хлопают, кружатся, выполняют шаги и т. п., у всех есть колыбельные).

В результате педагогической работы Орфом было создано уникальное пособие по музыкальному развитию «Шульверк» - это 5-ти томная антология музыки для детей.

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. Пьесы «Шульверка» рассчитаны не на особо одаренных, а на всех детей. Сам Орф в несколько томов «Шульверка» включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии.

Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в «Шульверке» создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки, как прошлого, так и настоящего. Это было главной заботой Орфа: воспитать «открытый миру» слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психологии ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего «Шульверка».

Одним из принципов Орф-педагогики является принцип лёгкости, доступности, элементарности. Каждый ученик может почувствовать себя музыкантом, ему не будет трудно, а значит, он получит удовольствие и постепенно войдёт в мир музыки и полюбит её.

Музицирование с инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами. Поскольку на начальном этапе музыкальный ритм выступает как фундаментальная основа музыкальности то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всем их богатстве и разнообразии. Такие игры помогают приобрести многообразный опыт звуковых ощущений, исследовать различные способы получения звука и приобретения навыков игры на музыкальных инструментах

Элементарное музицирование – работа с музыкальными инструментами. Такого разнообразия приёмов, способов, вариантов как у Орфа, нет больше ни у кого. Партитуры создаются на импровизационной, творческой основе. Огромный простор для развития творческой фантазии. Здесь каждый может всё. Каждый может внести свою лепту, своё творчество – отсюда ещё один важный принцип – идти от ребёнка, ловить импульсы, детские идеи, фантазии и вместе реализовывать.

Обучение детей по системе Орфа превращается в интерактивный процесс – коммуникативные игры и задания, «обратная связь» - Урок по Орфу – это творческая лаборатория, где раскрываются детские таланты, складываются необычные взаимоотношения – творческое сотрудничество.Педагог устанавливает правила – ведь без правил игра не интересна! Таким образом, без нотаций и нравоучений педагог добивается выполнения своих требований. Дети учатся вежливому общению в процессе занятия, Педагог обращает их внимание на то, что нужно всегда дослушать собеседника, не перебивать. Дети учатся договариваться, когда выполняют презентации или другие групповые творческие задания. Здесь нет неудачников. И если сравнить эмоциональный фон на этих занятиях и на обычных, то большой перевес опять же в пользу Орфа.

В основе речевого музицирования лежит идея общности выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная инструментами речь является чудесной музыкой. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остенато.

Фольклорный танец на музыкальных занятиях обогащает слух детей разнообразием интонаций музыки народов мира, способствует развитию культуры движений и просто доставляет детям ни с чем несравнимую радость. Импровизация в движении, применяемая на уроках с разными целями формирует способность творческого восприятия музыки. Каждый может внести свою лепту, своё творчество – отсюда ещё один важный принцип – идти от ребёнка, ловить импульсы, детские идеи, фантазии и вместе реализовывать.

Обучение детей по системе Орфа превращается в интерактивный процесс – коммуникативные игры и задания, «обратная связь» - Урок по Орфу – это творческая лаборатория, где раскрываются детские таланты, складываются необычные взаимоотношения – творческое сотрудничество.Педагог устанавливает правила – ведь без правил игра не интересна! Таким образом, без нотаций и нравоучений педагог добивается выполнения своих требований.Дети учатся вежливому общению в процессе занятия, Педагог обращает их внимание на то, что нужно всегда дослушать собеседника, не перебивать. Дети учатся договариваться, когда выполняют презентации или другие групповые творческие задания. Здесь нет неудачников. И если сравнить эмоциональный фон на этих занятиях и на обычных, то большой перевес опять же в пользу Орфа.

В основе речевого музицирования лежит идея общности выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритмизованная инструментами речь является чудесной музыкой. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остенато.

Фольклорный танец на музыкальных занятиях обогащает слух детей разнообразием интонаций музыки народов мира, способствует развитию культуры движений и просто доставляет детям ни с чем несравнимую радость. Импровизация в движении, применяемая на уроках с разными целями формирует способность творческого восприятия музыки.

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал.

Занимаясь с детьми по системе К. Орфа легко поддерживать и развивать их интерес к музыкальной деятельности – потому, что для этого ничего собственно делать не надо – всё уже сделано самим Орфом, а нам только нести всё это в жизнь наших учеников, погружая их в необыкновенный, волшебный мир, мир музыки.

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно.

Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал.

Занимаясь с детьми по системе К. Орфа легко поддерживать и развивать их интерес к музыкальной деятельности – потому, что для этого ничего собственно делать не надо – всё уже сделано самим Орфом, а нам только нести всё это в жизнь наших учеников, погружая их в необыкновенный, волшебный мир, мир музыки.

Музыкальный руководитель ГДОУ№62 с осуществлением приоритетного художественно –эстетического развития воспитанников Т.В.Родионова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ"

В  статье освещаются вариативные программы, используемые мной при перспективном планировании музыкальной деятельности в ДОУ (с опорой на музыкально-ритмическую деятельность)....

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...

Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...

Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок

Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказокРебёнок дошкольного возраста очень чуток к слову. Об этом говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, пси...

«Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа»

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способ...