Чудесная шкатулочка
методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДБОУ №18
с использованием современных технологий
Музыкальный руководитель I категории
Степанченко С С
Цель: Расширять представление детей о многообразии звуков природы: голоса диких животных; звук дождя, шуршание листьев. Развитие музыкальных способностей через игру на детских музыкальных, шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческого воображения и активности детей; расширению музыкального кругозора; пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.
Ход занятия
Слайд № 1 презентация
Под фонограмму песни «Осень» Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости! Давайте поздороваемся – вот так (поёт «здравствуйте» - «ля», дети повторяют). Молодцы! А теперь поздороваемся звучащими жестами, вот так:
Приветствие
Музыкальный руководитель: “Здравствуйте, друзья! ” (По слогам Здрав-ствуй-те – 3 хлопка, друзь-я – 2 щелчка).
(Дети повторяют движения всей группой; по подгруппам (мальчики, девочки) .)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Ребята, сегодня рано утром в детский сад пришел почтальон и принес необычное письмо (показывает конверт, украшенный по-осеннему, как вы думаете, что в этом конверте? (ответы детей). Сейчас проверим. (достает кленовый листок) :
От кого письмо, ребятки,
Отгадайте-ка загадку:
Загадка: Пришла девица красная,
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (осень). Молодцы!
Музыкальный руководитель: Здесь еще что-то написано:
К вам прийти не успеваю, К себе в гости приглашаю
Осторожно в лес шагайте, И зверушек не пугайте.
Не нарушайте лесной тишины- и…
Звуки природы услышите вы!
Музыкальный руководитель: Хотите отправиться в осенний лес и послушать звуки природы? Осень в письме просила идти осторожно, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к зиме. Кто живет в лесу? (дети называют). Правильно! Как еще можно назвать осторожный шаг?
Дети: «таинственный», «крадущийся».
Музыкальный руководитель: правильно, как нужно идти крадущимся шагом?
Дети: слегка наклониться вперед и согнуть колени.
Музыкально-ритмическое упражнение «Таинственный шаг»
Слайд № 2 «Осенние лес»
Воспитатель: вот мы и пришли. Тихо в осеннем лесу. Только слышно как ветерок шумит, да листочки шуршат.
Слайд № 3 "Осенние листья" (фонограмма звук падающей листвы)
Упражнение на дыхание "Осенние листья"
(дети дуют на листочки, прикрепленные за нитки к ветке)
Дует легкий ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а!
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!
Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас я исполню песню «Танец осенних листочков», а вы будете слушать и танцевать с листочками (движения по показу воспитателя)
Воспитатель: (обращает внимание на листочки на полу) Смотрите, настоящий осенний ковёр.
Мы листочки соберём
С ними танцевать пойдём!
Активное слушание «Танец Осенних листочков», А. Филиппенко
Музыкальный руководитель: Красивый получился танец, все старались. Как называется песня, под которую вы танцевали?
Воспитатель: (показывая на экран) Смотрите, какие красивые осенние листочки.
Ребенок. Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг
Воспитатель: про осень мы знаем песню, споём?
Музыкальный руководитель: Сначала нужно подготовить голосок, исполним
Распевка «Листики». Подойдите поближе, встаньте рядом с пианино.
Листики летят (поступенное движение минорной гаммы вверх: ре-ля.,
Это листопад (поступенное движение минорной гаммы вниз: ля-ре) .
Мы их соберём,
Маме отнесём.
Музыкальный руководитель: Голосок ваш готов. Вставайте врассыпную на осенней полянке.
Дети исполняют песню с движениями «Осень», муз. А. Петренко
Воспитатель: (обращает внимание детей, что под деревом что-то лежит, достает шкатулку) Какая красивая шкатулка – это Осень нам сюрприз приготовила, посмотрим, что же в осенней шкатулке (достает палочки)
Что это? (палочки). Из чего они сделаны? (ответы детей – из дерева)
Музыкальный руководитель: Это не простые палочки, это палочки – игралочки, они умеют шагать, скакать и бегать. Давайте превратим, наши палочки в ножки и поиграем с ними.
Сядем в кружок, ножки вперед – в стороны.
Ритмическая игра “Ножки”
(дети выполняют действия по показу муз. руководителя)
Ножки-ножки, вы шагали?
Мы шагали – 2 раза (шагают палочками)
Ножки-ножки вы бежали?
Мы бежали – 2 раза (палочки бегут)
Ножки-ножки вы плясали?
Мы плясали – 2 раза (движения крест на крест палочками)
Ножки - ножки вы устали?
Мы устали – 2 раза (кладут палочки на колени) Повторить игру 2 раза.
Музыкальный руководитель: А теперь все дружно встали – друг за другом зашагали.
Бодро, весело шагайте
И на палочках играйте. Начинаем движение одновременно с музыкой.
Музыкально-ритмическая игра «Весело шагаем»
(дети маршируют, передавая ритм деревянными палочками)
Воспитатель: (достает листок из шкатулочки, читает) :
Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках – это… (ёжик) .
Слайд № 4 «Ёжик» (фонограмма)
Музыкальный руководитель: какой хорошенький ёжик спрятался под осенним листочком, приготовьте пальчики, порадуем маленького ёжика игрой.
Пальчикова игра «Ёжик»
Слайд № 5 «Белка» (фонограмма)
Воспитатель: Щелкает белка орешки
Прыгает ловко на ножках
А мы для белочки нашей
Сыграем все вместе на ложках (дети берут ложки)
Игра на ложках «Полянка», русская нар. мел.
Слайд№ 6 «Воробей» (фонограмма)
Воспитатель: Смотрите, кто это сидит на осеннем дереве? (воробей) хотите превратиться в птичек? Тогда откроем снова шкатулку и возьмем волшебный листочек (читает) :
Глазки все закройте, Медленно кружитесь,
В маленьких птичек, Ребятки, превратитесь!
Этюд «Птички» (под звук колокольчика, дети изображают птичек)
Музыкальный руководитель: Птички – воробушки, так легко летали, крылья расправляли! (садятся на стулья возле стены)
Музыкальный руководитель: Дети, внимательно прослушайте и узнайте песенку.
Играет на металлофоне попевку «Андрей-воробей». Ответы детей.
Музыкальный руководитель: (выставляет мольберт) Правильно, я выложу ритм песенки листочками. Как «зовут» маленькие листочки, большие? Проговариваем слова и прохлопываем ритм. А теперь все вместе поем на одном звуке и шлёпаем по коленочкам. Кто хочет сыграть на инструменте (по выбору? (2-3 ребенка)
Воспитатель: Встаньте, дети, и соединитесь в круг!
Сейчас ваши спинки, да ручки отдохнут.
Игровой самомассаж «Вот у нас игра какая»
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, Хлопки в ладоши.
Хлоп – другая!
Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти.
Мы пошлёпаем немножко. Шлепки по правой руке
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом Лёгкое похлопывание по щекам.
Даже щёчки мы побьём.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой.
По коленкам – шлёп, шлёп! Хлопки по коленям.
По плечикам теперь похлопай! Шлепки по плечам.
По бокам себя пошлёпай! Шлепки по бокам.
И погладим мы себя.
Вот какая красота! Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.
Музыкальный руководитель: Начинаю я считать, раз, два, три, четыре, пять
Нужно каждому стараться, чтоб зверушку показать.
Показ слайдов сопровождается короткой беседой
Слайд № 7 «Лиса» (фонограмма голос лисы)
Слайд № 8 «Медведь» (фонограмма голос медведя)
Слайд № 9 «Заяц» (фонограмма голос зайца)
(дети слушают голоса зверей, музыкальный руководитель предлагает выбрать кому-либо из детей музыкальный инструмент, соответствующий животному (бубенцы – лиса, барабан – медведь, ложки – заяц. Ребенок играет на инструменте – дети передают характерные движения)
Пластический этюд «Кто идет? »
Воспитатель:
А теперь, детвора,
Поиграть пришла пора (выбрать ведущих, надеть 3 шапочки: лиса, заяц, медведь)
Игра «Чей кружок скорее соберется? »
Итог занятия
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам, ребята, в осеннем лесу? А какие звуки природы вы слышали?
(ответы детей) .
Слайд № 10 «Осенний дождь» (фонограмма звук дождя)
Начинается осенний дождь и нам пора возвращаться в группу.
Давайте попрощаемся, используя уже знакомые нам звучащие жесты.
Прощание
Звучащие жесты “До свидания, друзья! ”
Под звуки музыки дети уходят в группу.
Конспект ООД во второй младшей группе на тему «В нашем саду растут витамины»
Цель: Познакомить детей с понятием «витамины», закрепить знания об овощах, фруктах, об их значении в питании. Развивать мышление, внимание. Воспитывать у детей культуру еды.
Оборудования: игрушка зайчик (Степашка, муляжи фруктов и овощей.
Ход занятия.
Воспитатель: Все друг к другу подошли
Ножками потопали: топ, топ, топ
Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп
А теперь мы повернемся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, слышите, кто-то стучится (заглядывает за дверь). Смотрите - зайчик.
Здравствуй, Степашка! А что ты такой невеселый?
Степашка: Здравствуйте, ребята! Все болит от ушей до самого хвоста. Не знаю, что делать.
Воспитатель: Надо тебе помочь. Мы с ребятами знаем, чем ты заболел. Когда весь организм болит – значит, он ослаб, и обязательно для поправки нужны таблетки, только не те, которые продают в аптеке, а те, которые растут на грядках.
Степашка: Ну, несите скорее мне такие таблетки. Я сейчас лечиться буду.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Степашке. Расскажем, какие же овощи и фрукты надо употреблять. (Ответы детей)
Правильно, во всех фруктах и овощах находятся много полезных …. Что?
(Витамины). Можно употреблять сколько хочешь, они заменят самые лучшие таблетки из аптеки.
Ребята, а для чего нужны витамины?
Дети: Чтобы укрепился наш организм, было крепкое здоровье.
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться со всеми болезнями.
Степашка: Как здорово, давай я сейчас съем все витамины и выздоровею.
Воспитатель: Степашка, ты спешишь, не думаешь, что делаешь. Ребята, напомните, Степашке, что надо сделать, прежде чем начать есть фрукты и овощи. (Ответы детей)
Дети: Мыть руки мылом.
Воспитатель: Правильно. Не только руки надо мыть, но и фрукты и овощи. Запомнил, Степашка!
Степашка: Спасибо, ребята. Вы мне помогли. Теперь я часто буду употреблять фрукты и овощи. А ребята, скажите, какие ваши любимые фрукты и овощи? (Ответы детей)
Степашка угощает детей кусочками морковки
22222бю. Программное содержание:
1. Расширять знания детей об особенностях строения и звучания музыкальных инструментов. Продолжать знакомить с творчеством зарубежных композиторов
2. Воспитывать интерес, желание слушать звучание скрипки.
З. Развивать творческое воображение, фантазию, умение входить в образ животных, птиц, изображая их характер, повадки, мимикой, движениями.
4. Продолжать учить детей выражению различных эмоциональных состояний человека (удивление, гнев, радость, печаль).
5. Продолжать развивать певческие навыки, четкость произношения, звуковысотный слух, продолжать учить подбирать на металлофоне простые попевки (перед этим анализируя ритмическую и звуковысотную структуру).
6. Доставить детям удовольствие и радость от получения новых знаний.
Пособия:
Скрипка в футляре (одна струна специально расстроена), бутафорский домик – теремок, запись Н.Паганини «Чудо Паганини» для скрипки соло, запись ансамбля «Виртуозы Москвы» Скрипичный концерт А.Вивальди «Времена года», видеопроектор, презентация «Ее величество скрипка»: слайды «скоморох», скрипка, скрипач, ансамбль скрипачей, А.Вивальди.
Предварительная работа:
На музыкальных занятиях дети должны прослушать и проанализировать скрипичный концерт А.Вивальди «Зима» (характер, изобразительная и выразительная сторона музыки). Воспитатель вспоминает с детьми сказку "Теремок", обыгрывает её в книжном варианте. На музыкальном занятии дети разыгрывают различные роли, поют песенку, входя в образ персонажа: "Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?". Дети просматривают сказку в исполнении детей подготовительной группы «Музыкальный магазинчик» (где упоминается о строении скрипки, смычка, способе игры на ней). Реализация проекта «Оркестр и его инструменты»
Ход занятия.
Дети заходят в зал выполняют обычный комплекс музыкально-ритмических движений, затем спокойно проходят на стульчики.
Педагог здоровается с детьми(поет в восходящем движении гаммы с тоники до доминанты).
П.: Здравствуйте ребята! (до мажор)
Дети отвечают (в нисходящем движении по мажорному трезвучию с пятой ступени к тонике).
Д.:Здравствуйте!
Педагог(шутит): а только ребята, на занятие пришли, может еще кто-то в музыкальном зале спрятался? Ну-ка, проверим, здравствуйте котята! (до-диез мажор)
Д.: Мяу-мяу-мяу!
П.: Может быть еще кто-то есть? Здравствуйте собачки! (ре мажор)
(далее педагог «здоровается с гусятками, цыплятками, мышатками».. повышая тональность до соль мажора, а затем наоборот понижает тональность от до мажора до ля мажора здороваясь с козлятками, барашками и коровками»…).
П.: Ну вот, кажется, со всеми поздоровались, давайте начнем заниматься!
(Показывает детям коробку)
П.: Посмотрите, что я вам сегодня принесла... Отгадайте, что там?
Дети пробуют отгадать, что находится в коробке, если никто не
отгадывает, педагог помогает детям наводящими вопросами:
1. На нём можно играть нежную, прекрасную музыку. Это музыкальный инструмент. Он струнный.
2. Этот инструмент очень красивый, и звук тоже очень красивый, необычный, плавный, певучий.
З. Мы с вами его видели много раз, в сказке «Музыкальный магазинчик» на нем пытались играть Мухины дети. Дети отгадывают.
П.: Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Т.Линченко: Движенья плавные смычка приводят в трепет струны
Мотив журчит издалека, поет про вечер лунный
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив, его названье скрипка.
(Показ слайда «Гудошник»).Давным-давно на Руси с гуслями и трехструнной скрипкой – гудком ходили скоморохи, они потешали народ песнями, прибаутками. В это время слова «гудошник» и музыкант обозначали одно и то же. Музыканты не знали нот, они сами сочиняли мелодии. Играли на гудке - держа его на колене. Но так тяжело было играть, а на плече – удобнее, вот так, как держит его воспитатель нашего детского сада, которая училась играть на скрипке.
(Музыкант-скрипач выходит вперед). Посмотрите, как красива скрипка. У нее прекрасная «фигура» - корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается душкой. Это и есть душа скрипки. У скрипки четыре струны. Смычок изготавливается из лучшего дерева и конского хвоста. Затем педагог-скрипач пробует играть на скрипке.
П.: Почему не получилась песенка? Кто догадался (скрипка расстроена). Что я должна сделать, чтобы настроить скрипку? (показывает на колки, если дети не догадались) Молодцы ребята, конечно, нужно настроить скрипку: для этого нужны колки. Пальцы скрипача дрожат на струне и звук у скрипки дрожит, волнуется, поет.
Музыкант-скрипач (учащаяся муз.училища) настраивает скрипку и исполняет «Кошка» Т.Александровой на скрипке.
П.: Спасибо нашему музыканту. Ребята, как можно еще назвать человека, который играет на скрипке. (Дети отвечают). Правильно скрипач. Самый знаменитый скрипач - Николо Паганини. Скажите все вместе. (Николо Паганини) Он жил давно. У этого человека был необычайно развит слух, и были необыкновенно гибкие, музыкальные пальцы. В нашей стране тоже есть замечательные скрипачи (показывает слайд) Во всем мире известен ансамбль скрипачей «Виртуозы Москвы». Я приглашаю вас послушать в их исполнении отрывок из музыкального произведения и сказать его название и автора, только я прошу вас не забывать, что до конца звучания музыки говорить нельзя, можно только поднять руку.
Дети слушают отрывок из концерта А.Вивальди «Времена года».
(Слайд: портрет композитора А.Вивальди).
Далее педагог ведёт с детьми беседу:
П.: Молодцы ребята, конечно, вы вспомнили, это скрипичный концерт композитора Вивальди «Времена Года». Расскажите о музыке, которая сейчас звучала, какая она. Какое время года она изображает? Какие инструменты вы услышали? Как отличается музыка, исполняемая на скрипке? На какие инструменты похожа скрипка? ...
П.:А теперь давайте поиграем с пальчиками, читает стихотворение Эдди Огнецвета «Скрипка»:
Зеленый кузнечик (2,3 пальчики вверх, остальные в кулачок)
Играет на скрипке (показывают «игру на скрипке»)
Заслушались бабочки («ушки»),
Птицы («крылышки-ладошки») и рыбки («гибкая кисть»).
Я стану учиться и будущим летом (показывают «игру на скрипке»)
С кузнечиком вместе (2,3 пальчики вверх, остальные в кулачок)
Сыграю дуэтом (хлопают в ладоши)
Один раз дети играют медленно по показу. На второй раз педагог предлагает детям самим показать все движения(только подсказывает слова).
Давайте поиграем с голосом, вставайте ребята правильно спину держим прямо, правильно вдыхаем: распрямили, вдыхаем красиво
- Упражнение «Заведем моторы» (тренировка короткого правильного вдоха и долгого выдоха)
- Упражнение «Чайки» (развитие умения звукоизвлечения, самых коротких и высоких звуков).
- Упражнение «Руки учатся петь» (развитие грудного регистра)
- Упражнение «Волна» (умение по руке переходить от низких звуков к высоким)
Педагог исполняет вторую часть стихотворения «Скрипка» Эдди Огнецвета, пропевая ее на двух нотках в терцию с показом рукой повышение, понижение звука.
- Давайте споем все вместе (Я стану учиться и следующим летом
С кузнечиком вместе сыграю дуэтом)
- Споем эхом
- Я начинаю фразу – вы заканчиваете
- Давайте сначала будем петь громко потом тише, прячем концы фраз в кулачок
- Споем как будто мы чем-то расстроены
- Споем как будто мы удивлены
- Споем как будто рассердились
- Споем как будто обрадовались
- Пропоем шепотом (показ рукой звуковысотности)
- Пропоем как лисички (показ «лапкой» звуковысотности)
- Нарисуем на доске фразу (интонационное модулирование)
- Споем без слов, как будто это играет скрипочка на ти-ли-ли ( для закрепления мелодии попевки, показ движения «играем на скрипке»)
- Прохлопаем ритм
- Прохлопаем ритм с показом высоты звука (в ладоши, по коленям)
- Выложи на фланелеграфе ритмическую структуру фразы «Я стану учиться», «И будущим летом», «С кузнечиком вместе», «Сыграем дуэтом» (если ребенок затрудняется прохлопываем ритм – потом ребенок выкладывает.)
П. Кто хочет подобрать фразу на металлофоне: «Я стану учиться и будущим летом с кузнечиком вместе сыграю дуэтом». Вот молодец… Самый решительный. А мы ребята ему помогаем, поем и показываем высоту звуков рукой. Ребенок подбирает попевку на металлофоне.
А сейчас мы поиграем в концерт. Чтобы это сделать, нам нужен дирижер, который будет показывать вступление и темп исполнения. Ансамбль детей и инструментальный дуэт. Что такое дуэт? Правильно, когда играют два музыканта. Один будет играть на металлофоне, а другой музыкант-скрипач на скрипке. Исполняется концерт.
П.: Я сыграю мелодию, а вы угадайте, какая знакомая сказка пришла к вам сегодня. Педагог играет мелодию на фортепиано (Сказка "Теремок")
П.: Молодцы, правильно. Но у нас будет своя сказка, необычная. Какое сейчас время года? (зима)
Кто может осенью прийти к теремку? Ведь на улице холодно, многие животные спят, некоторые птицы улетели на юг.
Дети называют зверей, которые могут встретиться в лесу.
П.: Вот видите, как много лесных жителей и разных птиц можно увидеть в лесу. А теперь мы с вами попробуем превратиться в этих животных, каждый из вас, по желанию, выберет свой персонаж, вы подумайте немножко и скажите мне на ушко, чтобы другие ребята не знали, а потом все вместе будем отгадывать, кто пришёл в теремок.
Дети шёпотом называют педагогу свой персонаж, после чего
начинается обыгрывание сказки. Все поют песенку: "Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок... Как по полю - полю кто - то бежит, у дверей остановился и стучит...". Дети по одному подходят к теремку характерной походкой своего персонажа - и поют песенку на "своём языке" (например, белка, заяц, волк, медведь...). Музыкант-скрипач подыгрывает на скрипке, педагог на фортепиано. Дети отгадывают, кто подошёл к теремку, если отгадали, то персонаж садится около теремка. Когда все дети исполнили свои роли, педагог говорит о том, что все лесные жители должны жить дружно, никого не обижать, а веселиться и танцевать.
Все дети пляшут и поют песенку «Веселый музыкант» А.Филиппенко, Т.Волгиной (Я на скрипочке играю…) Детям аккомпанируют педагоги на фортепиано и скрипке.
П.: Вот как хорошо мы с вами сегодня позанимались. Ребята, с каким новым струнным музыкальным инструментом мы познакомились. А сейчас я проверю, что вы запомнили и кто у нас сегодня на занятии был самый внимательный. Музыку, какого композитора мы сегодня слушали, как она называлась? Кто самый знаменитый скрипач? Наше занятие закончено давайте прощаться. Педагог поет. До свидания ребята (дети отвечают - до свидания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое развлечение «Волшебная шкатулочка»
Математическое развлечение. Проверка элементарных математическиз знаний детей....
шкатулочка - Макарошка
материал - макароны, клей ПВА...
"Шкатулочка с секретом"
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности...
Хохломская шкатулочка
Мастер-класс по изготовлению подарка для мам к 8 марта....
Шкатулочка для украшений
Шкатулочка выполнена по технике квиллинг, с добавлением страз, ручная работа....
Конспект занятия по развитию музыкальности «Музыкальная шкатулочка» для детей 6-7 лет
«Музыкальная шкатулочка» для детей 6-7 лет...
НОД по ручному труду "В Царстве Шкатулочки"
Конспект НОД по ручному труду для тедей старшего дошкольного возраста....