Импровизация в музыкальных этюдах как способ развития творческих способностей детей
статья по музыке (старшая группа) на тему

Даны рекомендации по применению музыкальных этюдов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ИМПРОВИЗАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭТЮДАХ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

                                                                Ивашкина Вера Анатольевна,

                                                                музыкальный руководитель,

                                                     МБДОУ «ДСКВ № 120»

                                                              Иркутская область, г. Братск

        У детей дошкольного возраста способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.

     Известно, что дети с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому, вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через мимику и  пластику своего тела.    

     Именно в музыкальных этюдах можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности.

      Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. Важно, чтобы все дети увлеклись ощущением творческого процесса.

      Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью музыкальных этюдов, которые развивают у детей воображение, гибкость и умение владеть своим телом. Проводя музыкальные этюды, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривая зажатых и скованных детей, не акцентируя внимание на ошибках. Также важно давать детям возможность оценивать действия своих товарищей.

     Успех импровизации порой зависит от настроения  каждого ребенка, поэтому целесообразно проводить музыкальные этюды не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.

     В музыкальных этюдах самое главное – что чувствует ребенок, может ли он выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Многие задания выполняются так, что «кто-то делает, а кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом решается еще одна главная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации.

     Конечно, на первых порах дети часто заимствуют исполнительскую манеру взрослого, но с каждым занятием появляется уверенность в своих силах.

     Среди любимых дошкольниками  музыкальных  этюдах, где ребенок легко идет на импровизацию можно назвать такие этюды: «Веселые зайчата», «В лесу», «Замри», «Лесной концерт», «Гномы», «Лисичка поранила лапку».

«ЛЕСНОЙ КОНЦЕРТ»

Цель: Развивать творческое воображение, фантазию.        

Музыкальное сопровождение: количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей.

Перед началом музыкального этюда дети выбирают маски: зайца, козлят, медведя, лисы, белки. Чья тема звучит, те дети в масках импровизируют        

«В  ЛЕСУ»

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве, придумывать образ,  не подражая друг другу, проявлять творческое воображение.

 Прочитать стихотворение: Добрый лес, старый лес, полон сказочных чудес!

                                                   Мы идем гулять сейчас и зовем с собою вас!

                                                   Ждут вас на лесной опушке разные зверюшки!

Предложить детям  показать, кого они встретили в лесу ( зайца, ежа, лису, медведя, волка, мышку)

«ВЕСЕЛЫЕ  ЗАЙЧАТА»

Цель: Развивать внимание, воображение, умение создавать образ с помощью мимики, пластики.

Музыкальное сопровождение: Ю. Рожавская

Прочитать стихотворение: Веселые зайчата, длинноухие ребята,

                                                   Прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок.

Предложить детям  изобразить веселых зайчат.

«ЕЖИК»

Цель: Развивать фантазию, способность представлять себя другим существом.

Музыкальное сопровождение: Д.Кабалевский

Прочитать стихотворение: Ой ты, дедушка Ежок, не ходи на бережок!

                                                   Там промочишь ножки, теплые сапожки!

Придумать вместе с детьми небольшой рассказ о том, как Ежик пошел на бережок и промочил ножки. Как он возвращался домой, какое у него было настроение. Предложить изобразить ежа.

«МЕДВЕЖАТА»

Цель: Развивать воображение, образное мышление, умение согласовывать движения с музыкой.

Музыкальное сопровождение: Е. Каменоградского, Е. Ребикова

Прочитать стихотворение: Ищут маму медвежата, толстопятые ребята,

                                                   Неуклюжие, смешные, все забавные такие!

Предложить детям изобразить веселых, играющих медвежат. Показать мимикой, жестами настроение медвежат, когда они поняли, что потеряли маму.

«ЛЯГУШКА»

Цель: Развивать умение выразительно передавать образ лягушки, развивать творчество в движении, проявлять фантазию.

Музыкальное сопровождение: М. Сатулина

Предложить детям показать под музыку как прыгает, танцует, передвигается, плавает лягушка.

«МЫШОНОК»

Цель: Развивать умение создавать образы с помощью выразительных движений, умение действовать с партнером.

Музыкальное сопровождение: Т. Ломовой

Прочитать стихотворение: Тихо, тихо, мышь идет, потому что рядом кот!

Дети выбирают кота, а сами «превращаются» в мышей и мягким пружинящим шагом проходят мимо кота, чтобы его не разбудить.

«ЛИСИЧКА ПОРАНИЛА ЛАПУ»

Цель: эмоционально отзываться на характер музыки, развивать пластику, образное мышление, фантазию.

Музыкальное сопровождение: В. Гаврилина

Вызвать желание у детей передать в движении то, о чем рассказывает музыка, Двигаться неторопливо, тихо, прихрамывая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Художественный труд- как способ развития творческих способностей детей"

« В одном мгновенье  видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка». Уильям Блейк....

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Импровизация как способ развития творческих способностей детей в ДОУ

Конспект выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

Опыт работы по теме: «Музыкально-ритмические движения — способ развития творческих способностей дошкольников»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни - это свободное движение под музыку.А. И. Буренина.ВведениеБольшое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному...

Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Интегрированные музыкальные занятия как способ развития творчесих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»...