Импровизация как способ развития творческих способностей детей в ДОУ
консультация

Гильванова Ирина Витальевна

Конспект выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 555»

Импровизация

Как способ развития творческого потенциала детей в ДОУ

Составитель:

Музыкальный руководитель

Стельникова И.В.

Новосибирск 2018

ИМПРОВИЗАЦИЯ на занятиях как средство развития творческих способностей ребенка

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы поговорить об импровизации как о факторе развития творческого потенциала ребенка.

Импровизация (от лат. improvisus —(импровизация стихов, песен, танца, сцен в театре, музыкальная импровизация и пр.)  «неожиданный», создание произведения одновременно с его исполнением

Сама по себе импровизация как процесс это творчество в чистом виде, так как ребенок, импровизируя, творит в реальном времени, создает что-то новое.

Поэтому я очень люблю этот вид деятельности на занятиях.

И сейчас хочу поделиться некоторыми выводами, трудностями, с которыми сталкивалась.

УСЛОВИЯ  Во первых, необходимо воздать условия, чтобы побудить ребенка к импровизации, к творчеству: разнообразная предметно-развивающая среда, различные музыкальные и шумовые инструменты,

ПОДБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ТЕМЫ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ, текста Материал должен быть адаптирован под возрастные особенности детей. Опыт показал, что импровизация получается у детей только в совокупности речевых, музыкальных и двигательных элементов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ

ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ ДРУГ ДРУГА

Все эти условия должны быть соблюдены для создания благоприятной атмосферы для акта импровизации. Ведь для человека это очень сложно – преодолеть стеснение, заявить о себе, сотворить что-то и показать это миру. Согласитесь, это как открыть другим частичку своей души, что не каждому удается.

Поэтому я считаю, что в игровой форме необходимо применять этот метод с детьми, начиная с самого раннего возраста.

На своих занятиях совсем недавно я начала применять методику Карла Орфа, которая вбирает многие методики, и схожа со многими другими методиками. Не умаляя их значения, скажу, что меня она очень вдохновила, так как имеет очень благодатное поле для деятельности.

Суть методики Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Основная идея– самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие, сделанные руками из природных материалов( изначально именно самодельные мумелках и стучалках из дерева, ореховой скорлупы использовал сам Орф,, и далеко на сразу у него появились настоящие инструменты (бубен))

Идея «Шульверка» - система воспитания личности. И импровизация – королева этой системы.

Дети здесь как хозяева, они сами творят музыку. Любая идея (как бы задача) преподносится в качестве эксперимента-действия, то есть это творческий процесс в самом прямом смысле. Система направляет ребенка искать пути решения в данный момент, творя сейчас, искать пути решения в себе. Это очень важное качество человека в современном мире, где все так быстро меняется.

 Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми, которые совместно с Гендель Китман собрал в монументальный пятитомник

«Шульверк» (перевод дословно обозначает «обучение в действии») это собрание музыкальных примеров для занятий, своего рода хрестоматия.

Так же основой для музицирования может служить фольклор разных стран и народов. Каждый педагог должен обогащать свой арсенал лучшими музыкальными образцами фольклора своей страны.

Это тоже удобно так как импровизация как процесс корнями уходит в народное творчество, ритуалы, обряды, что служит толчком к творчеству на интуитивном, подсознательном уровне. Музыка народная сама по себе импровизационна, как и народное творчество.

Система «Музыка для детей» имеет неоспоримые преимущества:

 • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности,

- позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

•  учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

 • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

 - Не требует специалного образования!

На музыкальных занятиях  создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

Говоря об импровизации, следует отметить что импровизировать ребенок может во всех элементах шульверка по отдельности и в совокупности:

Речевые упражнения: когда дети фантазируют как сбея например представить, или как изобразить какой-либо предмет или животное итд. (Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Могут придумывать мотив и ритмический рисунок либо наоборот, додумывать стихотворение в нужном ритмической рисунке.

Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Здесь наиболее баогдатное поле для импровизации. Дети по очереди импровизируют на мотив песенки или стихотворение, самостоятельно выбирая звучащие жесты и ритмический рисунок итд.

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

 

 Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

 

Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

  Как видите, поле для импровизации очень широкое.

В заключении хочу сказать, что эта методика меня лично вдохновляет, искать что-то новое, придумывать, переводить песни, потому что на каждом занятии я вижу как дети в это втягиваются, как им нравится импровизировать, создавать музыку самим. Так как мы работает по программе вдохновения, это очень важно, так как необходимо успевать за интересами детей, которые меняются постоянно. Ребенок, с самого раннего детства умеющий высказаться, не боясь свое творчество показать поделиться, думаю, таким себя будет проявлять и во всех сферах своего жизненного пути.

Т.Э. Тютюнникова сказала, что открыла для себя идею того, что из любой безвыходной ситуации оказывается есть 144 выхода из положения. Методы Орф-системы помогают ребенку с самого детства это понять и этому научиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Художественный труд- как способ развития творческих способностей детей"

« В одном мгновенье  видеть вечность Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка». Уильям Блейк....

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Значение танцевальной  деятельности в эстетическом развитии ребйнка...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Детское изобразительное творчество - это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством ...

"Коллаж - как способ развития творческих способностей детей"

Консультация предназначена для воспитателей детского сада. В ней описаны формы и методы работы по организации художественно-творческой деятельности, для лучшего усвоения учебного материала детьми дошк...

Использование приёмов ТРИЗ, как способ развития творческих способностей детей

Мастер класс для педагогов "Использование приёмов ТРИЗ, как способ развития творческих способностей детей"...