музыкальные игры - пособия
учебно-методическое пособие по музыке на тему

интересные пособия  для музыкальных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno.docx21.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – дидактическое пособие

«Веселые нотки»

Введение:

В дошкольной музыкальной педагогике много лет не прекращаются споры о том, следует ли дошкольников обучать музыкальной грамоте, нужно ли детям знать нотные знаки, использовать в речи музыкальные понятия, музицировать, используя нотную запись? Целесообразно ли способствовать развитию у ребенка интереса к импровизации, музыкальному сочинению, знакомить его с элементами теории музыки или это — прерогатива специальных музыкальных образовательных учреждений?

Диапазон споров и, соответственно, предлагаемых методик довольно широк: одни специалисты твердо убеждены, что единственно верный и эффективный путь — это музицировать только на слуховой основе, через показ педагогом (т. е. делай как я), другие считают, что музыкальная грамота детям дошкольникам нужна, но в какой форме, в каком объеме и как преподносить — здесь много разночтений. И еще. Дошкольное музыкальное воспитание — это прежде всего групповая работа, где в качестве основной формы выступает подгрупповое или фронтальное музыкальное занятие, а музыкальный руководитель — безусловно организует, обучает, дозирует, репетирует, планирует процесс и ориентирует его на определенный результат.

Музыкальная грамота – развивает музыкальную культуру, воспитывает эстетический вкус и потребность в общении с музыкой. На занятиях у детей развивается: звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, формируется певческий голос. Ребенок познакомится с музыкальными понятиями, нотной грамотой, творчеством русских и зарубежных композиторов, попробует себя в роли музыканта, играя на детских музыкальных инструментах и певца – обучаясь пению индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.

«Ноты ведут к музыке только в том случае, если они “звучат”, если ребенок их “слышит” внутренним слухом», — говорил П. Ф. Вейс. Мой опыт работы с детьми показал, как избежать простого заучивания расположения нот на линейках нотного стана. Все сведения по определению высоты, силы, тембра и длительности звука легко воспринимаются детьми в игровой форме с помощью слуховых и практических навыков. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста. Яркое пособие привлекает детей своей красочностью, помогает детям лучше понять и усвоить данный материал: как выглядят ноты, как они располагаются и записываются на нотоносце. Каждое вхожнение в тему «Знакомство с элементами музыкальной грамоты детей старшего дошкольного возраста», перед детьми раскрывается как увлекательная история, сказка или ряд веселых заданий, игр.

Использую в своей работе иллюстрированный способ записи нот и обозначения ступеней условными знаками, который позволяет: быстро и качественно обучить всех детей раннего возраста игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамоты; обеспечить единство зрительной, слуховой и двигательной сфер, осмысленное осознание нотного текста; следить глазами за «живыми персонажами нотного текста»; овладеть навыками сольфеджирования, пения нот «с листа»; обеспечить возможность успешного развития музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей; проводить обучение в интересной, увлекательной и игровой форме, способствовать эстетическому воспитанию ребенка и развитию самостоятельности в работе над разучиванием музыкального произведения Для того чтобы решить все эти задачи, я использую картинки — «веселые нотки», в названиях которых заложены названия музыкальных звуков. Ребята учатся подбирать песенки по слуху, создают аккомпанементы, самостоятельно разучивают музыкальные произведения по нотной записи, изучают элементарную музыкальную грамоту.

Дидактические пособия, вызывая интерес, дают детям возможность лучше проявлять себя, музицируя в часы игр, участвуя в оркестре, и стать активнее на музыкальных занятиях

Музыкально - дидактическое пособие «Веселые нотки»

Тема:

«Знакомство с элементами музыкальной грамоты детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

Дать понятие об основных элементах нотной грамоты

Задачи:

Вызвать интерес к изучению музыкальной грамоты

Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты: нота, ключ, нотный стан

Разучить названия нот

Развивать творческие способности, расширять кругозор детей

Наглядность:

Демонстрационный альбом «Весёлые нотки»

Альбом для практических заданий «Веселые нотки»

Музыкальный кубик

Звучащие перчатки

Диск с м/ф «До, ре, ми»

Слайды «Музыка» (ноты. гамма)

Возрастная группа:

Воспитанники подготовительной к школе группы

Формы проведения

Традиционные занятия

как, прием, при разучивании песни,

выработке навыка правильного пения).

Музыкально – дидактические игры

Блочные занятия

Совместная деятельность

Творческая деятельность

1 тема

«Знакомство со звуками. Звуки-шумы».

На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.

Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.

Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит?

Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.

Есть еще звуки речи из которых складываются слова.

Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ

Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними, подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну большой Музыки!

Все на свете дети знают

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий рокот.

Гул машины во дворе

Лай собаки в конуре

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки - шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршание, не стуки -

Музыкальные есть звуки.

Задание

Теперь посмотрим, кто внимательный тот сразу найдет музыкальные и шумовые звуки.

2 тема

«Где живут звуки?»

Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

"Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут

А по другому этот дом называется "Нотный стан" и живет в нем много жителей, живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ

Ноты - живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.

Задание

Изобразить нотки медленные, и быстрые.

3 тема

«Каким ключом открывается дом?»

Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется НОТНЫЙ СТАН

А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители. Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой.

-"Знаю о чем ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове. Слушай."

Сказка о мудрой сове.

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот...Как-то прилетела к ней птичка -

Серенькая синичка

Плакать, вздыхать начала

И речь такую повела:

Добрая сова, помоги,

От беды меня убереги.

Все знают, что я пою

Каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю

А сундуки те на замок закрыли

- Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку.

Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он СКРИПИЧНЫЙ

Бери птичка этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

Поблагодарила птичка - серенькая невеличка добрую сову и полетела за своими нотками.

Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку. А ноты были так благодарны птичке и сове за освобождение, что решили выстроиться в ряд и спеть свою песенку.

Задание

Спеть песенку нот.

В детских музыкальных альбомах обвести фломастером скрипичный ключ.

4 тема

«Домик"Нотоносец"

В домике "Нотоносце" как и в любом другом доме этажи начинаются с низу

. Все ноты - жильцы никогда не перепутают свое место в домике.

Нота ДО - ниже всех, у нее своя добавочная линеечка

Рядом с ДО живет нотка РЕ.

На первом этаже обитает нота МИ,

Между первым и вторым этажом устроилась нота ФА,

ее соседка нота СОЛЬ живет на втором этаже.

Этажом выше между второй и третьей линеечкой живет нота ЛЯ, она очень дружит со своей соседкой, которая живет на третьем этаже, нотой СИ.

И последняя нотка живет между 3 и 4 этажами - это тоже нота ДО

(родственница первой нотки ДО)

Звуки выстроились в ряд,

Получился звуков ряд (звукоряд)

. Музыкальная игра "Познакомимся!"

Знакомство предполагает быть необычным, т. к. каждый ребенок должен не назвать, а пропеть свое имя. Если "знакомиться" будут соседи постулу, тогда они встают, обращаясь друг к другу. Другой вариант - один ребенок называет себя всей группе. Педагог, обращаясь к каждому ученику, поет: "Девочка в синем, как тебя зовут?". При этом каждый раз он поет этот вопрос по-новому. Ребенок отвечает так же развернуто, например: "Мое имя Света", импровизируя мелодию ответа. Преподаватель, обращаясь к разнымдетям, поет свои вопросы, меняя интонацию, лад, размер, а ребенок сочиняет ответ в характере, который он ему задал.

Самое интересное задание, когда свое имя нужно не только пропеть, но изобразить мелодию нотами в своих музыкальных альбомах.

Отталкиваясь от речевой интонации, обычно в своем пении ребята произносят имя на низких звуках. Задачей педагога является помочь им спеть найденные интонации в их певческом диапазоне.

Музыкальная игра «Музыкальный кубик мой»

Если тихо – он молчит,

А под музыку звучит.

Нам сыграет ритм любой

Музыкальный кубик мой!

(дети стучат кубиком ритм по карточке или по примеру взрослого )

Мы в музыкальную игру

Сегодня поиграем,

Мы кубик разноцветный мой

Легонько вверх бросаем.

Ярким боком кубик ляжет,

Нотки цвет он нам покажет

К нужной нотке подойдем

И задание прочтем!

Дети песенки поют,

В гости музыку зовут!

Задание: угадать нотку, пропеть ритмический рисунок. Сочинить песенку

Игра «Звучащие перчатки»

Перчатки научатся звучать стоит пальцам встретится друг с другом или с твердой поверхностью. В нашем случае – с беззвуковой клавиатурой. «Звучащие перчатки» придают особую прелесть пальчиковой гимнастике на логоритмике, сопровождая приговорки и движения музыкальным сопровождением.

На беззвучной клавиатуре в детском музыкальном альбоме под музыку дети имитируют игру на инструменте, отстукивая пальцами ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Пособие "Музыкальные игры для дошкольников"

В пособии приводятся описания музыкальных игр (с нотами) , в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. Приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассч...

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Символические изображения музыкальных признаков (к музыкально-дидактическому пособию "Музыкальная лира"

В данной публикации представлены карточки с символическим изображением музыкальных признаков для музыкально-дидактического пособия "Музыкальная лира"...

Авторское пособие электронные музыкальные игры на Smart Notebook

В это пособие входят 4 музыкально-дидактичекие игры:  "Расскажи о музыке", "Музыкальная лесенка"...

Авторское дидактическое пособие музыкальная игра на развитие динамического слуха «Шумелки с микшером» (для детей старшего дошкольного возраста)

с помощью самодельных шумовых музыкальных инструментов и шкалы-микшера развивать динамический слух, исследовать различные способы получения шумовых звуков (сильнее-слабее, громче-тише); прислушиваться...

Авторское дидактическое пособие музыкальная игра на развитие динамического слуха «Шумелки с микшером» (для детей старшего дошкольного возраста) методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

с помощью самодельных шумовых музыкальных инструментов и шкалы-микшера развивать динамический слух, исследовать различные способы получения шумовых звуков (сильнее-слабее, громче-тише); прислуши...