Статья "Театрализация на музыкальных занятиях" (из опыта работы)
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Юдина Оксана Геннадьевна

Театрализациюна музыкальных занятиях можно  использоваться как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. С точки зрения ее педагогической привлекательности нужно говорить об ее универсальности. игровой и педагогической напрвленности. Она помогает развитию у детей эмпатии. Позволяет фомировать опыт социального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_teatralizovannoy_deya-ti_2015.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 комбинированного вида»

Республика Мордовия,  город Саранск

 

Театрализация на музыкальных занятиях

                                                      Подготовила:

                                                                               Музыкальный руководитель

                                                                               Юдина Оксана Геннадьевна

                                 

г. Саранск – 2015г

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. А она, как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения, является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже  давно. Вспомнить хотя бы гениального чеха – Яна Амоса Каменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам. Но, несмотря на известную «обкатанность», театрализованная деятельность и сегодня остается не до конца раскрытой. И далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и на практике, до конца не разобралась в подходах к организации театральной деятельности в детском саду. Однако, несмотря на многие проблемы, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.

Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность?

С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра. К сожалению, часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированного представления. Но тут возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен – детям или взрослым, которые манипулируют дошкольниками как куклами – марионетками? А можно ли работать иначе?

Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия. Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Дети, которые принимают активное участие в театральной деятельности, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, учат сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» - утверждал Б. М. Теплов [5, с. 41].

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театральные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому, не случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел: «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что музыкальный руководитель обязан:

        создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество;

        развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.;

        приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с различными видами кукольных театров);

        обеспечить взаимосвязь театральной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

        создавать условия  для  совместной  театральной  деятельности  детей  и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание в детском саду определенных условий и соответствующей организации работы всего педагогического коллектива. Я уже 12 лет  углубленно занимаюсь вопросом организации театральной деятельности в детском саду, являясь руководителем театрального кружка «Теремок». Опираясь на методику ведущих в этой области специалистов, таких как Э. Г. Чурилова, М. Д. Маханева, А.И.Буренина, Т.И.Петрова и др., не ограничиваюсь  сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми. А через всю жизнь детского сада, через все виды деятельности провожу  решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала. Организую консультации и беседы для родителей детей, посещающих кружок, и воспитателей детского сада. Работа кружка, которая охватывает лишь небольшую группу детей старшего и подготовительного к школе возраста, не проводится в изоляции от всей воспитательно-образовательной деятельности детского сада.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке различное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Дети слушают музыку к определенному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, занимаются упражнениями по ритмопластике, разучивают игры на развитие дыхания, голосового аппарата, на артикуляцию и т.д.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказок или ее персонажей.

Особое содержание приобретает вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности.

Дети играют в «театр». Они выступают в роли  то актеров, то зрителей, то контролеров, то билетеров и т.д. Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставки своих работ. В театральном кружке средствами театрализованных игр, упражнений, этюдов создаются условия для индивидуального подхода к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Занятия кружка «Теремок» проводятся во второй половине дня с группой детей старшего и подготовительного к школе возраста по 30 минут в музыкальном зале. Дети не специально отобраны, а посещают кружок по желанию. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик, они представляют собой систему творческих игр и этюдов. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Театральные занятия строятся на таких видах детской деятельности, как

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры.

Результатом занятий «Школы театра» становятся музыкально-театрализованные представления в виде спектаклей, сказок-опер, театрализованных сценок к музыкальным развлечениям, игр – драматизаций. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе работы обязательно  соблюдаются следующие необходимые правила:

        не перегружать детей;

        не навязывать своего мнения;

        не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

На основе своего опыта организации театральной деятельности в детском саду я разработала методические рекомендации для воспитателей: «Организация работы «Школы театра» в детском саду». Я тесно сотрудничаю с родителями по данному направлению: провожу консультации,  привлекаю их для изготовления атрибутов и декораций к спектаклям. Благодаря совместной работе были подготовлены такие театральные постановки, как «Заячья избушка», «Теремок», «Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Кот Федот и кошка Матрешка», «Снежная королева», мюзикл «Бременские музыканты», спектакль – опера «Гуси-лебеди» и др.

Результаты мониторинга проводимой в детском саду работы по театрализованной деятельности показали, что уровень развития у детей творческой активности и театральной грамотности стал выше, чем за предыдущие годы. Надо отметить  и тот факт, что дети, принимающие активное  участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.

Список использованной литературы

  1. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н.Н. Алпарова // М.: Просвещение, 2000. – С. 1-45.
  2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : методические рекомендации / Е. А. Антипина // М.: Сфера, 2009. – С. 1-34.
  3. Маханева, Д. М. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / Д. М. Маханева // М.: Сфера, 2001. – С. 1-44.
  4. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду : разработки занятий для всех возрастных групп / Т. И. Петрова, Е. Г. Сергеева // М.: Школьная Пресса, 2000. – С. 1-60.
  5. Мерзлякова, С. И. Фольклор – музыка – театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования / С.И. Мерзлякова // М.: Просвещение, 2001. – С. 37-69.
  6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова // М.: Владос, 2001. – С. 1-74.
  7. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин // М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С. 3-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Говорим, поём, играем и здоровье сберегаем (здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях) (из опыта работы)

Главный принцип проведения  музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.Данные занятия включают в себя:коммуникативные игры и упражн...

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

ВИДЫ И ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Виды и типы музыкальных занятий (из опыта работы)...

Поддержка детской инициативы на музыкальном занятии. Из опыта работы.

Что такое деткая инициатива? Как поддержать ее на музыкальном занятии? В статье раскрывается один из способов поддержки детской инициативы.  Проект по созданию самодельных музыкальных инструменто...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...