Консультация для педагогов ДОУ «Элементы театрализованной деятельности На музыкальных занятиях (из опыта работы)»
методическая разработка

Тельнова Вера Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_teatr.d-ti.docx46.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ (Из опыта работы)»

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Все они направлены на формирование личности ребенка, на его целостное развитие, однако именно театрализованная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творчески направленной личности. Поэтому использование театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников актуально на сегодняшний день.

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей является одним из перспективных направлений педагогической работы. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра.

Цель: формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности

Задачи:

1.        Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

2.        Использовать в музыкальной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки и их фрагменты;

3.        Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

В своей практике мы используем элементы театрализованной деятельности как на музыкальных занятиях, так и при проведении развлекательных мероприятий и праздников.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, которое способствует развитию навыков выразительной речи, пластики движений, пения, игры на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской сюжетно-ролевой игре, игре-драматизации, как объединению музыкального движения, пения, игры на детских музыкальных инструментах, художественного слова, мимики и пантомимы как комплексное, совместное со взрослыми игровое действие детей. Работа в этом направлении с детьми начинается с принятия на себя игрового образа.

Элементы театрализованной деятельности в работе с детьми мы используем во всех возрастных группах, начиная с младшей. В гости к малышам часто приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка Жучка, Петушок, Лошадка, Чебурашка и др. Обязательно приветствуем его, учимся звукоподражанию с различной интонацией, имитируем голоса. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения и повадки лесных и сказочных животных). Дети с радостью изображают, как птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут, медведь топает и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете.

В отражении сказочных образов животных анализируем характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, у зайчика грустное настроение, листочки кружатся, падают на землю. Такие действия сопровождаются изобразительной музыкой, песенками, стихотворениями.

Обращаем внимание на то, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др. В танцевальном творчестве воспитывается интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Используем на занятиях различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, шарики др.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения. Например, танцы лебедей, Бабы-Яги, разбойников.

Одним из приемов по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.

Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером музыкального произведения. Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Если дети услышали музыку, вслушались в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.

В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.

Дети старшего возраста с желанием участвуют в небольших двигательных этюдах: "изобразить" распускающийся цветок, тающую сосульку, прыгающую лягушку, качающееся на ветру дерево и т.д.

Особое внимание мы уделяем выразительности движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.

В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций важно передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые на музыкальных занятиях, направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогает детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б. Савельева, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится танцевать, то всегда можно ожидать хороших результатов. Некоторые музыкально-ритмические композиции используются не только на занятиях, но и входят в сценарии утренников.

Ритмодекламация или выразительное чтение стихов – один из способов ввести элементы театрализованной деятельности в план занятия. На занятиях используются речевые упражнения, базой для которых являются считалки, потешки, прибаутки. Полезными считаем элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики, пальчиковые игры.

Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого использую песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Чтобы песня понравилась детям, стараюсь преподнести ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.

Много времени уделяю вокальной подготовке детей. Детям очень нравится инсценировать песни «Серенькая кошечка» (младшая группа), «Жил в лесу колючий ёжик» (средняя группа), «Серенький козлик» и «Урожай собирай» (старшая группа).

Перед инсценировкой песни провожу беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа. Так в песне «Про козлика» слова «гав-гав-гав, тётенька с клыками» пропеваются с сердитым лицом, «ме-ме-ме, ласковая мама» - с ласковым, радостным выражением лица.

Иногда в песнях или играх дети имитируют игру на музыкальных инструментах: балалайке, дудочке, барабанах, пианино. Во время пения песни «С барабаном ходит ёжик» дети изображают игру на барабане, в игре «Дед Мороз, угадай, что мы делаем сейчас» - используется сразу несколько двигательных имитаций игры на инструментах.

Также считаю важным поддерживать детскую инициативу импровизации на музыкальных инструментах при озвучивании сказок-шумелок: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках и др.

Особое место в использовании в работе с детьми театрализованной деятельности занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Музыкальные игры-драматизации подбираю доступные детям по образам и содержанию деятельности.

Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

Дети средней группы уже способны следить за сюжетом, включаться в действие, воплощаться в образ, у них активно проявляется воображение и творчество, что дает возможность от игры-драматизации перейти к театрализованному представлению. Развивать творческие способности удобно на хорошо знакомых сказках, известных детям, в том числе и русских народных. Это «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко» и др.

Работая с детьми старшего возраста, мы отметили, что они проявляют большой интерес к театрализованной деятельности, с радостью примеряют на себя всевозможные роли, активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Некоторые дети сами могут найти выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты. Другим на помощь приходит педагог. С детьми можно поставить музыкальные сказки, небольшие спектакли («Путешествие капельки, «Дорога на мельницу» и т. д.).

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. Дети подготовительных групп уже способны разыгрывать спектакли. Так, например, «Репка и спор овощей», «Дочь и падчерица», «Муха-Цокотуха», «Красная шапочка», и др.

В таких постановках используются все виды детской музыкально-художественной деятельности: дети исполняют ансамблевые, сольные и хоровые песни, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Все эти элементы, объединенные единым сюжетом, позволяют детям осознать, что театральное искусство способно соединить разные жанры в единое целое.

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большой роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, педагоги, иногда младшие воспитатели. Воспитатели активно включаются в процесс подготовки и проведения театрализованных занятий, играют роли на занятиях, на праздниках и развлечениях. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.

Стараюсь составить сценарий праздника так, чтобы в нем присутствовала театрализация с участием и детей и взрослых. Например, в этом году в новогоднем утреннике в средней группе «Снеговик-почтовик» небольшую сценку лесных зверят разыграли дети, а основные роли исполнили взрослые. В такой ситуации дети чувствуют себя «на сцене» увереннее, свободнее. В подготовительной группе в празднике «Лебединое озеро» все роли в сказке играли дети, а взрослые Дед Мороз и Снегурочка пришли уже ко второй части праздника. Ребята справились с изображением образов сказочных героев, получили удовольствие от совместного творчества.

У детей, активно включающихся в театрализованную деятельность на музыкальных занятиях исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр мы стараемся предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияет на развитие детской активности.

Нами было отмечено, что театрализация помогает раскрыть индивидуальные особенности ребенка, его способности, интеллект, развить эмоциональную сферу, его талант, это и оказывает большое влияние на формирование творческой личности дошкольника.

Театрализованная деятельность способствует повышению самооценки детей, их уверенности в своих силах, развитию образного мышления, фантазии и воображения, а так же умения передавать характеры персонажей в пластике движений, в словесном творчестве, элементарном музицировании.

Таким образом, мы на практике еще раз убедились в том, что использование различных видов театрализованной деятельности и на сегодняшний день актуально, необходимо в работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию и оказывает особое влияние на познание ребенком окружающего мира.

Стараюсь использовать в педагогическом процессе современные технологии, которые обеспечивают не только запоминание того или иного материала, но и помогут выразительно воспроизвести и исполнить его. В этом я опираюсь на специально подобранную систему пальчиковых игр, упражнений, этюдов на расслабление мышц, выразительность жестов, умение владеть своим телом (аудио-пособия С. и Е. Железновых «Аэробика для малышей», «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой.). Выполняя эти задания, дети учатся исполнять их выразительно, эмоционально, двигаются в играх, танцах более раскованно, естественно. Вся моя работа строится на трех китах: интонация (искусство выразительного чтения и пения), мимика (выразительность мышц лица), пантомима (сценическое движение).

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Считаю, что каждый ребенок талантлив и чем раньше начать развивать его творческие способности средствами театрального искусства, тем больше результатов можно достичь в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Цель, которую мы ставим перед собой, занимаясь с детьми театральным искусством, - делать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Планируя занятия, составляя праздники, развлечения, театрализованные представления, учитываю индивидуальные особенности детей, особенности каждой группы. Стараюсь вызвать у своих воспитанников отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Оценивая свою деятельность, учитываю следующие критерии: уровень исполнения музыкального репертуара; качество пояснения музыки; умение увлечь детей; умение находить индивидуальный подход к ребёнку; умение использовать вариативность структуры занятия; контакт с воспитателем.

Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная задача музыкального руководителя. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Музыка важная составляющая театральной деятельности. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, подчеркивает ритмичность движений персонажей и их настроение. Музыка оформляет, дает объем. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах. С помощью музыкального фона дети слышат разные музыкальные инструменты. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры.

Список литературы

  1. Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  2. О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей»; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
  4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.
  5. А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
  6. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
  7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...

Говорим, поём, играем и здоровье сберегаем (здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях) (из опыта работы)

Главный принцип проведения  музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.Данные занятия включают в себя:коммуникативные игры и упражн...

Статья "Театрализация на музыкальных занятиях" (из опыта работы)

Театрализациюна музыкальных занятиях можно  использоваться как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. С точки зрения ее педагогической привлекательности нужно говори...

Театрализованная деятельность в детском саду (из опыта работы)

В данном материале я делюсь опытом работы по театрализованной деятельности в детском саду....

Фотоотчет театрализованной деятельности в детском саду (из опыта работы)

Размещены фотографии театрализованной деятельности в старшей группе детского сада....

Консультация для воспитателей: «Организация музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне музыкальных занятий»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нр...