Музыкально-игровое занятие "Ярмарка"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Задачи.

  • Развивать у детей чувство ритма при игре на ложках и в музыкаль­но-дидактической игре. Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением
  • Обобщить у детей знания о народных промыслах; закрепить представления о видах устного народного творчества
  • Воспитывать уважение к труду народных умельцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-igrovoe_zanyatie_yarmarka.docx28.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровое занятие «Ярмарка»

Дидактический материал:

Демонстрационный

Изделия народных промыслов Дымки, Хохломы, Гжели, Павлова Посада, Жостова, Семенова; бумажные тарелки с гжельским узором; фонограммы русских народных мелодий в исполнении оркестра народных инструментов.

Раздаточный

Деревянные ложки, матрешки, бумажные силуэты посуды.

Ход занятия.

Дети в русских костюмах входят в зал под звучание русской народной песни «Ты, береза» и здороваются.

 На середину зала выходит мальчик в русском костюме — Иванушка.

Ведущий. Ребята, сегодня у нас в гостях Иванушка. Давайте спросим его, где же он сегодня побывал?

Инсценируется русская народная песня «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?» (см. сб. «Учите детей петь», вып. 2, с. 139).

Музыкальный руководитель. Давайте и мы отправимся все вместе на ярмарку.

Проводится коммуникативная игра «ХОРОВОД» М. Картушиной. Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»:

При наличии педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности целесообразно его участие в занятии при рассматривании предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Мы заводим, мы заводим,

Мы заводим хоровод.

Поздороваться желаем,

Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. И фа повторяется 2—3 раза. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому.

Педагог. Вот мы и на ярмарке.

Дети подходят к лоткам и рассматривают товар.

А на ярмарке товары:

Посмотрите влево, вправо.

Есть сапожки и подушки,

И, конечно же, игрушки.

Педагог показывает дымковскую игрушку. Ребята, что это за игрушки? Где они сделаны? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Все узнали дымковскую игрушку. Посмотрите, каким ярким, красочным орнаментом украшены глиняные фигурки людей, птиц и животных. Вот какая дымковская барышня пошла за водой! (Показывает дымковскую девицу-водоноску.)

Ребенок.        

За студеною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса!

Дети поют русскую народную песню «ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ» (см. сб. «Музыка в детском саду. Старшая группа», с. 95). Одна пара под нее танцует.

Дети переходят к следующему прилавку, на котором расставлены матрешки.

Педагог.        

Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица-девица,

У нее сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница (Матрешка).

Матрешка появилась на Руси совсем недавно, чуть больше 100 лет назад. Рассказывают, что однажды русский художник Сергей Васильевич Малютин

увидел необычную японскую деревянную игрушку, в голове у которой помещалась вся семья. Художник решил создать новую русскую игрушку. Игрушечный мастер В. Звездочкин вырезал из дерева куклу, а Сергей Васильевич ее раскрасил в истинно крестьянском духе. Вот так и появилась Матрешка.

Поставим мы матрешек в ряд,

Они ведь танцевать хотят.

Проводится музыкально-дидактическая игра «НАУЧИМ МАТРЕШЕК ТАНЦЕВАТЬ». Дети берут матрешек. Музыкальный руководитель отстукивает ритм большой матрешкой по столу, дети его повторяют, ударяя своими матрешками («учат матрешек танцевать»).

Дети подходят и рассматривают хохломские изделия.

Педагог. Ребята, как называется роспись, которой украшены эти предметы? (Ответы детей.) Правильно, это хохломская роспись. Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, поэтому художники из деревни Хохлома украшали даже деревянную посуду. Посмотрите, как ярко раскрашены солонка и ковш. Давайте вспомним, чем отличается хохломская роспись от других.

Дети называют основные элементы хохломской росписи: изгибающаяся веточка, ягоды, листочки, цветы, завитки; сочетание золотого, красного и черного цветов.

Музыкальный руководитель.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

(П. Синявский)

Дети поют «ЧАСТУШКИ О ХОХЛОМЕ»:

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой!

Хохлома да хохлома —

Разукрашу все дома,

А потом всю улицу,

Петуха да курицу.

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать —

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

Музыкальный руководитель.

Золотая хохлома!

Лучше нет подарка.

Хохломские ложечки Звонкие да яркие.

Ложка о ложку Звонко ударяет,

Ложки деревянные Весело играют.

Дети играют на ложках русскую народную мелодию «ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я», используя различные приемы игры на ложках (по показу педагога).

Дети подходят к прилавку с гжельской посудой, рассматривают ее.

Ребенок.        

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее названье - Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

       (П. Синявский)

Музыкальный руководитель показывает на бумажных тарелках элементы узоров гжели.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, какие красивые узоры. Оказывается, мы их можем даже станцевать. (Комментирует узор.) Вот здесь мы пойдем по кругу, здесь сойдемся в центр круга, а здесь отойдем обратно, здесь покружимся.

Музыкальный руководитель предлагает станцевать «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД», который нарисован на бумажных тарелочках-кругах.

Дети берутся за руки и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на тарелочках, которые по очереди показывает педагог. Музыкальное сопровождение - любая спокойная народная мелодия.

Педагог обращает внимание на бумажные силуэты посуды и предлагает украсить ее голубыми узорами гжели, напоминает элементы узора, колорит, композиционные особенности их изображения, оказывает помощь при затруднении, во время работы детей оказывает помощь, проговаривает пословицы:

  •  Не будет скуки, когда заняты руки.
  •  Каков мастер, такова и работа.
  •  Делаешь наспех — делаешь на смех.
  •  Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит.
  •  Хорошая работа два века живет.

Музыкальный руководитель. Вот и побывали мы с вами на ярмарке, полюбовались красивыми вещами, которые делают золотые  руки русских мастеров.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город» Материал опубликован 16.11.2016 г.

Увлекательный квест  в музыкальную сказку, с использованием инновационных методов и технологий, новых музыкальных логических игр и разработок. Занятие проводится в игровой форме, что дает возможн...

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

Открытое музыкально-игровое спортивное занятие для детей раннего возраста "Весёлые встречи с любимыми игрушками"

Цели:Вызвать положительный отклик на игрушку, чувство радости, хорошее настроение, установление эмоционального контакта с детьми и воспитателями.  "Расплясались наши детки! Хлопают в ла...

Музыкально – игровое занятие «Мир музыкально искусства – мир сказки»

Цель:  Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Обучающие:  Продолжать приобщать детей к традициям русской народной культ...

Консультация для воспитателей: «Организация музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне музыкальных занятий»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нр...

Мастер-класс для воспитателей-«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей, способов активизации у детей интереса к музыкальному...