Музыкальное занятие «МИР МУЗЫКИ ГЛИНКИ»
план-конспект занятия по музыке на тему

Еремеева Екатерина Сергеевна

Музыкальное занятие  «МИР МУЗЫКИ ГЛИНКИ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Музыкальное занятие  «МИР МУЗЫКИ ГЛИНКИ»
Цель: Воспитывать культуру восприятия музыкальной классики, эстетические чувства.
Закреплять знания детей о жанрах музыки, о её видах; вокальная, инструментальная.
Развивать творческие способности. Побуждать к двигательной импровизации.

Музыкальный руководитель (М.Р.). Сегодня мы отмечаем 200-летие со дня рождения, русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Я расскажу вам о его детстве.
Родился Глинка в самом конце весны, в ту пору, когда природа расцветает. Говорят, что в момент появления на свет ребёнка под окном громко запел соловей, как бы приветствуя рождение великого музыканта. Детство маленького Миши прошло в деревне, в помещичьей усадьбе. Так же, как и его великий современник А. С. Пушкин, он очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песне сохранилась у Глинки на всю жизнь.
В детстве Миша часто слышал колокольные звоны. Неподалёку находилась церковная колокольня с шестью колоколами. На них звонари умели вызванивать красивые мелодии. Миша пытался повторять их, играя на медных тазах для варенья. А когда он вырос и стал композитором, ввёл звучание колоколов в знаменитый хор «Славься» в опере «Иван Сусанин».
Ещё ребёнком он слушал концерты крепостного оркестра, зачастую и сам участвовал в них, подыгрывая на скрипке или флейте.
Через всю жизнь пронёс Глинка любовь к родной природе, которая окружала его с детства, и образы которой он воспевал в музыке. Так, в романсе «Жаворонок» передаётся ощущение русского раздолья, аромат лугов, звенящих птичьими трелями и щебетом. Широко льётся мелодия, словно из бездонной глубины неба слышится песня жаворонка. Музыка полна покоя, очарования, безмятежности. Мы с вами знаем эту песню. Давайте споём её вместе.

Исполняется песня «Жаворонок».

Глинка очень любил детей. У его сестры Людмилы Ивановны была маленькая дочка Оля. Глинка много занимался с ней, рисовал, рассказывал сказки, пел и играл. Однажды Оля опасно заболела. «Надо было видеть,- рассказывала Людмила Ивановна,- как он помогал мне ухаживать за девочкой. Он ходил чуть слышно, иногда ночами приходил сидеть со мною… Когда моя девочка поправилась, первое, что он сочинил, была (Детская полька) ей к ёлке». Сейчас прозвучит эта музыка, а вы можете потанцевать под неё.

Дети танцуют «Детскую польку» М.Глинки.

В своих произведениях Глинка чутко откликался на разные события, происходившие вокруг него. Однажды ему удалось побывать на открытии первой в России железной дороги. Это произвело на композитора такое сильное впечатление, что родилась песня. Он назвал её «Попутная», от слова «путь» или «путешествие». Как вы думаете, можно ли в музыке изобразить стоящий на месте паровоз? А быстро мчащийся поезд? Послушайте внимательно и расскажите, что вы услышите в музыке Глинки. Сколько в песне частей, все ли они одинаковые по своему характеру?

Исполняется «Попутная песня» М. Глинки.

Дети. Музыка сначала очень быстрая, отрывистая, чёткая. А в середине она становится немного грустной и напевной. Потом опять повторяется быстрая часть.

М.Р. Вы правильно определили трёхчастную структуру песни и её настроение. Первая часть рисует весёлую суету, радостный шум толпы, встречающей поезд, её «волненье, ожиданье, нетерпенье». Очень выразительно исполнение вокальной партии скороговоркой. Быстрый, непрерывный аккомпанемент создаёт впечатление безостановочного движения, стука колёс. Во второй части поётся о раздумье путника. Музыка становится пластичнее, мягче, задушевней.

Ребёнок. Мне показалось, что пели про пароход.

М. Р. Ты не ошибся. Первый русский паровоз называли пароходом, и путешествие на нём было незабываемым. Надо сказать, что Глинка любил путешествовать и побывал в разных странах. Особенно ему нравилась Испания. Он жил в этой стране несколько лет, изучал народную музыку, стараясь уловить её неповторимый, своеобразный колорит. Ему удалось воплотить в своих произведениях красочные картины народной испанской жизни и природы. «Арагонская хота» - так называется «испанская» увертюра для симфонического оркестра. Арагон – название области, местечка в Испании. Хота – название национального испанского танца, на мелодию которого Глинка создал свою композицию. В основе музыки – стремительный, жизнерадостный, огненный танец. В нём слышатся звучные переборы струн гитары и задорное щелканье кастаньет.
Сейчас пусть каждый выберет себе какой–либо музыкальный инструмент и попробует придумать с ним свой танец под названием «Хота».
Детям предлагают на выбор бубны, гитары, кастаньеты, треугольник. Звучит фрагмент «Арагонской хоты», дети импровизируют движения под музыку.

М. Р. Глинка умел тонко передавать национальный характер музыки разных народов. Восхищение красотой Италии он выразил в романсе «Венецианская ночь». Венеция – уникальный по красоте город, где вместо улиц – каналы, где почти нет пешеходных дорожек, а передвигаются все на гондолах – длинных узких лодках с загнутыми носами.
Музыка романса словно рисует картину: блеск луны, ароматный, прозрачный воздух, издали доносится песня венецианского гондольера – баркарола. Голос выводит красивую, плавную мелодию.
Дети слушают романс «Венецианская ночь».

Но какими бы яркими впечатлениями ни была полна жизнь Глинки за границей, он всё же остро переживал разлуку с родиной, скучал по родным местам. Свои чувства он выразил в фортепьянном ноктюрне «Разлука». Сейчас я вам его сыграю, а вы отметьте, какое настроение у этого произведения.
Исполняется ноктюрн «Разлука».

Дети. Музыка грустная, нежная, словно кто–то жалуется, тоскует.
М. Р. Верно. Эта проникновенная, просветлённо-печальная мелодия – своеобразное выражение тоски по родине. Лирические эмоции пронизывают и оркестровое произведение «Вальс-фантазию». Сколько поэтической красоты в этой прозрачной, вдохновенной музыке. Попробуйте передать в движении то нежно-мечтательное настроение, грацию, изящество, которым пронизана музыка Глинки.
Девочки берут прозрачные шарфы и танцуют под «Вальс-фантазию», импровизация.

Сейчас вы услышите музыку ещё к одному танцу, вернее пляске, уже совершенно другого характера. Прозвучит «Камаринская» Глинки. Это задорный, весёлый, даже озорной народный наигрыш, который переработан в оркестровую фантазию. В ней яркими, живыми красками передана картина народного веселья, разудалой русской пляски. Мотив «Камаринской» повторяется неоднократно, и каждый раз он звучит по-новому.

Дети слушают фрагмент «Камаринской».

Музыкальный руководитель предлагает детям взять народные инструменты: ложки, бубны, трещотки и подыграть звучащей музыке, передавая лёгкий, отрывистый, подвижный пульс темы. Если дети владеют навыком игры «ритмическое эхо», то можно провести своеобразную игру «в коленца», когда педагог в нечётных фразах задаёт тот или иной ритмический рисунок, а дети в чётных фразах его повторяют. Закончить можно общей импровизационной русской пляской.

М. Р. Михаил Иванович Глинка писал свои произведения много лет назад, но и по сей день, они нам особенно близки и дороги. Недаром Глинку называют отцом русской музыки.

Добавлено через 3 минуты
Девочки, может ещё кому пригодятся мои конспекты по слушанию.

Р. Шуман «Смелый наездник»


М.р. Родился Р.Шуман в маленьком городке в Германии. Маленький Роберт был любознательным ребёнком, его всё интересовало. У Роберта было много друзей, много увлечений, он всё время что-то напевал. Когда ему было 6 лет, он стал сочинять стихи. Родители решили обучать его музыке. Маленький Роберт стал играть на фортепиано, а немного позже – сочинять музыку.
Когда Роберт вырос, он стал ездить по разным странам и городам. Однажды на концерте он услышал, как играет известный скрипач Паганини. И тогда Роберт решил, что будет заниматься музыкой всю жизнь.
Много музыкальных произведений Шуман написал для детей, с помощью музыки он показывал детские игры, детские огорчения и радости, детские мечты и сказки.
Сейчас мы с вами послушаем детскую пьесу Шумана , которая называется «Смелый наездник».
М.р. Дети, а кто такой наездник?
Дети. (Это человек, который скачет на лошади.)
М.р. А теперь послушайте музыкальную пьесу Шумана «Смелый наездник». (Слушают пьесу).
М.р. Что вы представили, когда слушали эту музыку?
(Верно, вы представили скачущего на лошади человека. У него важное поручение, он торопится).
А какая музыка по характеру?
Дети. Чёткая, решительная, быстрая.
М.р. Да, музыка передаёт стук копыт быстрого коня. Смелый наездник скачет вперёд, и его не остановят никакие трудности и преграды.

М.И. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

А наш несчастный Черномор,
Имея самый глупый рост,
Умён как бес и зол ужасно,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая
Доколе борода цела –
Изменник не страшится зла!
Это стихи о злом карлике Черноморе.
М.р. Композитора Михаила Ивановича Глинку давно привлекла сказка Пушкина «Руслан и Людмила». Он решил рассказать её музыкой. Так была написана опера «Руслан и Людмила». Опера – это представление, в котором все сказочные герои поют, где много красивой музыки и исполняет её оркестр. Сейчас я расскажу вам об авторе этой оперы композиторе М.И.Глинке. (показать портрет)
Родился он на Смоленщине. В семье Глинка слышал много музыки, и в душе у мальчика зарождалась любовь к ней. Став композитором, М.И.Глинка прославил русский народ, его величие, мужество, героизм. В своей опере «Руслан и Людмила» он рассказал о славном прошлом родной земли, о верной любви, которая побеждает зло, коварство и предательство. Сегодня мы послушаем отрывок из этой оперы, называется он « Марш Черномора» . Этой музыкой композитор описывает карлика Черномора. (Звучит «Марш Черномора»)
М.р. Скажите мне пожалуйста, а какая эта музыка по характеру?
Дети…………
М.р. Верно, музыка чёткая, бодрая, ритмичная. А к какому жанру относится эта музыка?
Дети. Марш.
М.р. Подумайте и скажите, везде ли музыка звучит одинаково? Давайте послушаем произведение ещё раз. (слушают)
Дети. (ответы)
М.р. Правильно, сначала музыка звучала бодрая, чёткая, громкая, а затем – тихая, нежная, волшебная.
Дети, если музыка была разной, то сколько частей в этом произведении?
Дети. Две.
М.р. Правильно - две.
1 часть – рисует нам торжественное шествие Черномора. Эта часть звучит бодро, громко, решительно. (послушайте)
2 часть – рисует нам образ волшебных садов Черномора, их красоту и богатство. Вот музыка нежная, спокойная, чарующая.(послушайте).
А сейчас ребята, мы станем музыкантами оркестра. Вы поможете мне изобразить мелодию «Марша Черномора». В 1 части – можно сделать музыку более чёткой и ритмичной, сыграв на барабане. А во 2 части – использовать колокольчики и треугольник. Исполняется произведение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Звуки музыка рождает, все болезни побеждает"

Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы. Формировать представления детей о благотворном влиянии музыки на настроение человека, на его физическое состояние. знакомиить с произведе...

Конспект музыкального занятия по музыке в средней группе

Конспект музыкального занятия по музыке в средней группе...

Конспект музыкального занятия "Краски музыки" .

Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов-стихи. У композитора – только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу... Ребята, как вы думаете, ...

Музыкальное занятие "Фея Музыки в гостях у ребят"

Музыкальное занятие "Фея Музыки в гостях у ребят"...

Конспект музыкального занятия "Звуки музыки"

Цель: Развивать умение выделять средства музыкальной выразительности с помощью знаков-символов  и определить ,что изображает музыка....

Конспект музыкального занятия "Почему музыка всегда разная? Знакомимся со средствами музыкальной выразительности."

Данный материал поможет систематизировать знания детьми средств музыкальной выразительности....