Ай, да малыши!
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему

Куприянова Татьяна Михайловна

Танцевальные упражнения,  начальные упражнения для освоения навыков игры на музыкальных инструментах, игры, сценки для детей младшего и среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ay_da_malyshi.docx28.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ай, да малыши!

Танцевальные упражнения,  начальные упражнения для освоения навыков игры на музыкальных инструментах, игры, сценки для детей младшего и среднего возраста.

 Автор Куприянова. Т. М.

                                   2016, Ярославль

                                                                                   

Танцевальные упражнения

  1. Покружись.

Программное содержание: вырабатывать навык кружения в паре «лодочкой», умение распределять движения по фразам.

Все стоят в кругу, музыкальный руководитель – в центре круга, идут и поют на мотив русской народной песни «Как у наших, у ворот»:

В хороводе мы идём,

Дружно песенку поём.

Муз. руководитель:                  А теперь я подойду,

                                                                 Покружиться приглашу.

Проигрыш:       1 фраза - муз. руководитель подходит к одному из детей,

                            2 фраза – подаёт руки «лодочкой»,

                            3 фраза – кружится в паре с ребёнком «лодочкой», все хлопают.

При повторении покружившиеся дети вместе с муз. руководителем идут и поют внутри круга:

                                                                Друг за другом мы идём,

                                                               Дружно песенку поём.

Упражнение продолжается до тех пор, пока ни покружатся все дети.

  1. Заинька, топни ножкой.

Программное содержание: вырабатывать навыки притопа на сильную долю, хлопков – метрической пульсации, топать и хлопать в ритме.

Дети стоят в кругу, в центре – муз. руководитель, который держит в руках зайку-игрушку. Муз. руководитель поёт и показывает движения, дети повторяют. Руки на поясе.

                                         Заинька, топни ножкой, (дети притопывают одной ногой)

                                         Серенький, топни ножкой.

                                         Ты потопай от души,

                                         Твои ножки хороши! (топают в ритме обеими ногами –                                                       «топотушки»)

                                               

Муз. руководитель говорит: Повесил зайка лапки (вешает) и захлопал ими.

Поёт:                               Заинька, хлопай с нами,

                                         Серенький, хлопай с нами! (хлопают четвертями)

                                          Ты потопай веселей

                                          И похлопай-ка дружней! (движения по тексту в ритме)

3. Вот пружинки хороши!

Программное содержание: нарабатывать «пружинки», «фонарики», «топотушки», притопы на сильную долю.

Муз. руководитель поёт на мотив р.н.песни «Полянка» и показывает движения, дети повторяют:

Вот пружинки хороши,                               «пружинки» на сильную долю

Приседают малыши.

Ножкой топ, ножкой топ,                             топают на сильную долю

Начинаем перетоп.                                       «топотушки»

Шарики – фонарики,                                     «фонарики»

Ручки наши пляшут,

А теперь похлопаем                                      хлопки четвертями с «пружинкой

В хороводе нашем.

4.Все ребята приседают.

Программное содержание: нарабатывать «пружинки», движение в круг - из круга,

отмечать сильную долю движениями рук, выполнять «пружинки» одновременно с хлопками.

Все ребята приседают                                  «пружинки», руки на поясе

Вниз-вверх, вниз-вверх,

Как пружинки приседают

Вниз-вверх, вниз-вверх.

Ручки в стороны открыли ,                            раскрывают руки

Улыбнуться не забыли.                                   улыбаются вправо, влево

Дружно в круг, дружно в круг.                      3шага к центру, 4-ый приставной

Ты – мой друг, и я – твой друг.                      протягивают правую руку, потом – левую

А теперь пойдём назад.                                  шаги назад

Это делать каждый рад!                                 три хлопка, руки выбросить вверх.

5. Здравствуйте, ручки!

Программное содержание: воспроизводить ритмический рисунок хлопками, притопами.

Муз. руководитель проговаривает текст и выполняет движения, дети сначала повторяют это как «эхо», потом делают вместе с муз. руководителем.

Здравствуйте, ручки!                                     прохлопывать ритм

Здравствуйте, ножки!                                    протопать ритм

Хлоп да хлоп!                                                   прохлопать ритм

Топ да топ!                                                        протопать ритм

Хлопай, хлопай веселей,                               хлопать ритм

Своих ручек не жалей!

Топай, топай веселей,                                    топать ритм

Своих ножек не жалей!

Топотушки, топотушки,                                «топотушки» вокруг себя

Завертелись как вертушки.

6.Наши ручки.

Программное содержание: учить соотносить движения с текстом.

Муз. руководитель проговаривает текст и показывает движения, дети копируют движения:

Наши ручки – вот какие!                                  выбрасывают вперёд руки

Наши ручки озорные!                                       качают руками над головой –                                 «обезьянки, пальцы растопырены

Пальчики шевелятся,                                        шевелят пальцами, руки вперёд

Сжали в кулачок.                                               сжали пальцы

Пальчики шевелятся,

А теперь – тс! Молчок!                                     палец поднести к губам.

7. Упражнение с листочками.

Программное содержание: менять движение согласно двухчастной форме музыки,фразам,  отрабатывать лёгкий бег, движение к центру круга – из центра, отмечать движениями сильную долю, «держать» круг и расстояния между собой.

1 часть – Жилинский. Латышская народная полька.

Дети легко бегут по кругу, руки с листочками вниз «ёлочкой».

2 часть – М.Глинка. Детская полька.

Остановка. На сильную долю дети протягивают листочки вперёд, а потом прячут за спину.

1часть – повторение.

2 часть – четыре шага к центру, встряхивают листочками над головой, четыре шага назад, покружиться и присесть – «листочки упали».

8. Упражнение «Хлопушки-топотушки».

Программное содержание: развивать чувство ритма, координацию, зрительное и слуховое внимание, выполняется, сидя на стуле, можно использовать как физкультминутку во время просмотра спектакля.

Мотив – р.н. песня «Как у наших, у ворот».

Наши ручки хлоп, хлоп, хлоп.                Хлопать ритм

Наши ножки топ, топ, топ                       Топать ритм поочерёдно ногами

Наши ручки хлоп, хлоп, хлоп.                Хлопать ритм вверху.

Наши пятки топ-топ-топ.                         Топать пятками ритм.

Наши ручки хлоп-хлоп-хлоп.                   Хлопать ритм у правого уха, потом у левого.

Побежали пяточки.                                    Притопывать пятками в ритме.

Хлоп и стоп, хлоп и стоп.                          Хлопнуть и «упереть» руками вперёд – пауза.

Шлёп и стоп, шлёп и стоп!                       Шлёпнуть по коленям – пауза.

Все похлопаем, друзья,                             Хлопать ритм.

Станцевали мы не зря.

Начальные навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Упражнение «Кулачки»

Программное содержание: развивать подвижность кистевого сустава.

Муз. руководитель: «Кулачки здороваются. Это Ванечка с Манечкой, вертят «головой», здороваются с детьми. Дети отвечают им, выполняют аналогичные движения.

Кулачками завертели,                                 вращают кулачками навстречу друг другу

Покружиться захотели.

Раз, два, три, раз, два, три !                стучат как молотком, за 2ым разом меняя их местами

Как стучим мы – посмотри.

Поклонились кулачки,                          кивают кулачками

Их похвалим – молодцы!                     руки вверх, выбросив пальцы.

Игра с маракасами.

1 часть – лёгкий бег, муз.Б.Можжевелова (С.И.Бекина, Т.П.Ломова. Музыка и движение)

2 часть – отбивают на маракасах метрический пульс, муз. р.н.песня «Ах, вы, сени».

Игра «Нам не страшен серый волк», музыка Ф.Черчилля.

1 часть – «Нам не страшен…», лёгкий бег.

2 часть – остановка, отбивают пульс или ритм «Волк, уходи»-2раза, «Уходи, серый волк»-2 раза, проговаривая одновременно.

Упражнение с ложками «Тук, тук, застучали».

Программное содержание: прививать начальные навыки игры на ложках, отмечать основные музыкальные длительности.

Загадка:                                        Расписные деревянные

                                                        И для нас они желанные.

                                                       Ими щи хлебают,

                                                       А ещё на них играют.     Ложки.

Тук, тук, застучали,             Стучат ложками одновременно по коленям четвертями.

А теперь мы побежали.    Стучать по коленям в ритме поочерёдно правой рукой, левой.

Зашагали, зашагали.             Стучат ложкой об ложку четвертями.

Весело все застучали.           Стучат ложкой об ложку восьмыми.

Стоп!                                          Ударить по коленям.

Игра «Мишки громко в бубен бьют».

Программное содержание: знакомить детей с музыкальными инструментами, приёмами игры на них.

Мишки громко в бубен бьют                                Ударять на бубне четвертями.

Бум-бум, бум-бум!

Спать зверушкам не дают.

Бум-бум, бум-бум!

Зайки весело играют,                                              Отбивать ритм маракасами.

Маракасы сотрясают.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча,

Будет пляска горяча!

А лисичка в треугольник                                        Отбивать сильную долю на треугольнике.

Дзинь-ля-ля,  дзинь-ля-ля!

Нежно, нежно ударяет

Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!

Стихи про музыкальные инструменты.

Дили-дон, дили-дон!

Что за чудный перезвон?

Колокольчик зазвенел,

Песню чудную запел.

Вот они какие – ложки расписные!

Ими щи хлебают, а ещё на них играют.

Ложки музыкальные:

Стук да стук, стук да стук!

Слышен чёткий, сильный звук.

Вот весёлые игрушки

Под названьем погремушки.

Зазвенели, заиграли,

Детвору плясать позвали.

Вот красивый звонкий бубен,

Помогает нам бежать,

Помогает нам шагать.

Барабан звучать начнёт,

Всех шагать он позовёт.

Раз, два, раз, два –

Вот шагает детвора!

Перезвоны, переклики,

Перестук да перебряк.

Бубен, бубен – превеликий

Ты шутник и весельчак!

Загадки про музыкальные инструменты.

Ты ударь – я рассержусь,

Потряси – я засмеюсь.  (бубен)

Погремушки с Кубы весело гремят.

Вы надули губы? Вас развеселят.  (маракасы)

Громкий голос у меня:                                Ударять в бубен четвертями.

Бум, бум, бум!

Ты ударь – я зазвучу:

Бум, бум, бум!

Я могу и посмеяться:                                     «Россыпь»

Ха-ха- ха, ха-ха-ха!

Только нужно постараться:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Образ Петушка (с элементами театрализации)

Программное содержание: в игровой форме дети осваивают образ Петушка: его внешний вид, манеру поведения, знакомятся с осенней историей; по ходу сценки развиваются ритмичность, координация движений, формируются певческие навыки, умение подражать движениям петушка.

  1. Муз. руководитель загадывает загадку:

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Утром рано встаёт, деткам спать не даёт.          Кто это?  (Петушок).

Появляется Петушок-игрушка, вместе с муз. руководителем дети рассматривают его:

Петушок-петушок – золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?           (грозят пальчиком)

Муз. руководитель:    Ребята, споём про Петушка песенку?

Исполняется р.н.потешка «Петушок».

  1. Муз.руководитель:    К нам в гости сегодня пришёл Петушок. Давайте  поздороваемся с ним:

 Здравствуй Петя-петушок, золотой гребешок! (муз. руководитель проговаривает текст и одновременно прохлопывает ритм, дети повторяют вместе с ним). Хотите, я вам расскажу одну историю про Петушка? (да).

Жил на свете Петушок, золотой гребешок. Ко-ко-ко…(важно)Петя раненько вставал, громко песню запевал: ку-ка-ре-ку! (дети кричат вместе с петушком).

Лето быстро пробежало,

Осень хмурая настала,

Дождик целый день идёт,

Петушок уж не поёт. Кхе-кхе-кхе…

Петушок:                                              Заболел я и охрип (кашляет),

                                                                У меня, наверно, грипп,

                                                               Не могу петь по утрам,

                                                               Обращусь я к докторам.

Исполняется песня «Заболел наш Петушок», муз. В.Витлина, сл. А. Пассовой.

Дети подпевают, «кукарекают».

  1. На последующих занятиях дети обращаются к Петушку с ритмизованной речью, одновременно прохлопывая ритм:

Варианты:                           Петя-петушок, с нами поиграй, дружок!

                                               Петушок, петушок! С нами становись в кружок!

                                               Здравствуй, Петушок! Ты поправился, дружок?

Петушок отвечает:

                                               Да, я горлышко лечил:

                                               Полоскал, таблетки пил,

                                               Могу снова звонко петь,

                                               С радостью по сторонам глядеть!

Музыкальный руководитель:  Мы рады, что ты поправился, Петушок.

Ребята, а вы знаете, Петушок дружит не только с нами, но и с солнышком.

Исполняется песня «Есть у солнышка дружок», М. Е Тиличеевой, сл. Е. Каргановой.

Песня исполняется как хоровод, инсценируется, в центре «ходит петушок».

Образ Лошадки.

Программное содержание: создать образ Лошадки и седока средствами речи и пластики.

Вместе с музыкальным руководителем дети стоят в кругу, проговаривая текст р. н. потешки «Ваня – простота» и сопровождая её движениями:

Ваня, Ваня – простота! Говорят с укоризной, протягивая руки к воображаемому Ване.

Сел на лошадь без хвоста.  «Берут удила», удивляются (поднимают плечи).

Сел он задом наперёд            Прыжок с двух ног назад.

И поехал в огород.                    Работают кулачками как копытцами, пружинят ногами, цокают, языком.

Цок, цок, цок!

Авторское:

А лошадка хороша,                     Идут по кругу высоким шагом.

Ножку тянет не спеша,

Так красиво выступает,

Никого не обгоняет.

А теперь быстрей в галоп:         Прямой галоп, «вожжи натянуть».

Гоп, гоп, гоп, гоп!

Я до дома доберусь,

У ворот остановлюсь.                  Замедляют движение, останавливаются.

И-го-го! Тпру!   Работают «копытцами», натягивают поводья, загребают ножкой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....