Интегрированное занятие " Осенний дождь"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

МЕЖОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Интегрированное занятие " Осенний дождь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_zanyatie_osenniy_dozhd.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Осенний дождь

Задачи: Сформировать у детей представление об осеннем дожде как характерном погодном явлении; способствовать развитию музыкальной памяти, ритма интонационного и тембрового слуха, созданию условий для звуко-творчества, развитие звуковысотной фантазии; совершенствовать умение сравнивать и обобщать.

Развивать представление детей о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение.

Закреплять умение изображать дождь (ливень) сильный, мелкий, моросящий, прямой, косой и т.д. с помощью штрихов разной длины.

Предварительная работа: 

Рассматривание иллюстраций, репродукций с осенними пейзажами; наблюдения в природе; заучивание стихов об осени; рисование на темы: «Золотая осень», «Осенний ковер», «Пасмурный осенний день».

Подбор звучащих жестов к речевому упражнению «Мелкий дождик моросит». Подбор музыкальных инструментов к пьесе А. Александрова «Дождик накрапывает» и музыцирование на них, с соблюдением мерической пульсации.

Материал: альбомные листы серого цвета с полосой земли, затонированной детьми заранее; восковые цветные мелки, цветные карандаши (на выбор).

Стихи Плещеева «Осенью», «Скучная картина»; картины об осени из пособия «Времена года».

Музыкальный материал: М. Парцхаладзе «Осенний дождик»; М. Осокин «Серое облако»; А. Александров «Дождик накрапывает»; Д. Кабалевский «Грустный дождик»; Речевое упражнение «Мелкий дождик моросит»; Игра-забава «Лужа»; музыкальные инструменты, карточки к музыкально-дидактической игре «Солнышко и тучка».

Ход занятия

Дети входят в зал, садятся на стулья.

Муз. рук.: Дети послушайте музыку и подумайте, какое настроение она передает. (Исполняет пьесу М. Парцхаладзе «Осенний дождик»).

Дети: Музыка грустная, тоскливая, скучная.

Муз. рук.: -Как можно назвать эту пьесу? (Варианты ответов детей)

- Почему вы дали ей такое название? (Ответы)

- Эта пьеса называется «Осенний дождик»

Дождик бывает разный: летний – сильный, теплый, быстрый, про него говорят ливень; и осенний – холодный, грустный, моросящий, затяжной. Он может идти долго – день, иногда и больше. А что такое дождик, откуда он берется? (Ответы)

Муз. рук: Дождик льет из облаков, из туч, которые ветер гонит над землей. Послушайте, как музыка изображает серые облака. (Звучит пьеса М. Осокина «Серое облако»)

Муз. рук: Возьмите карточки и покажите какая из них соответствует весеннему настроению от услышанной музыки. (Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка»)

Муз. рук.: Дети, какими звучащими жестами можно изобразить дождик (щелчками, если маленький, шлепками – сильный)

- Сейчас вы будете капельками: произносите только слова кап-кап-кап-кап, сопровождая их щелчками. (Речевое упражнение «Мелкий дождик моросит»)

Муз. рук: Мелкий дождик моросит

кап-кап-кап-кап (щелчки по очереди правой, левой рукой)

В листьях сада шелестит

кап-кап-кап-кап

Мокнет мяч у ворот

кап-кап-кап-кап

Мокнет поле, огород

кап-кап-кап-кап

Что шепчут листья – подождем и спросим. Листья отвечают: «Осень, осень, осень!» (шуршат ладошками)

И сползают тучи, птиц куда-то прячут. Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут. (Волнообразные движения руками)

(Это упражнение выполняется под фонограмму звуков дождя)

Текст произносится монотонным голосом.

Муз. рук: А, как вы думаете, какие инструменты хлопочут нам передать капельки дождя. (металлофон, колокольчик)

  • Возьмите инструменты, встаньте, где вам удобно. Будем играть по очереди, по два звука каждый, старайтесь не опаздывать, чтобы дождик был ровный, не прерывался, моросящий, мелкий. А дирижер (воспитатель) будет показывать, кому вступать. (Музыцирование на инструментах под пьесу А. Александрова «Дождик покрапывает»)

Муз. рук: После дождя на земле часто образуются лужи. Посмотрите у нас тоже получилась лужа. (Игра-забава «Лужа». Мелодия «Ой, лопнув обруч» кн. Н.А. Моревой «Музыкальные занятия и развлечения в ДУ» стр.25)

Муз. рук: О дождике могут рассказать не только композиторы своей музыкой, но и поэты стихами, а художники - картинами. Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осенью», «Скучная картина»...

Тучи без конца

Дождик так и льется

Лужи у крыльца

Преподаватель рисования: - Дети вы слушали музыку, стихи про (осенний дождик) осень. А сейчас посмотрите, какие разные картины создали художники-пейзажисты про осень. (Рассматривание)

- Какой осенний день изобразил художник на этой картине? (Указать) Какой на другой? Обратить внимание на дождливый день. Отметить, что осенью часто бывают дожди. Какие дожди бывают. (Ответы детей).

Мы с вами тоже рисовали осенние пейзажи «Золотая осень», «Пасмурный осенний день». Сегодня продолжим рисование на картинках (предыдущего занятия) с пасмурным осенним днем, превратим его в дождливый день.

Сейчас вы подойдете к своим рисункам, подумаете какой дождь у вас будет, возьмете карандаш или мелок и изобразите дождь. А помогать вам будет муз. Кабалевского «Грустный дождик».

Дети рисуют.

По окончании спросить 2-3х детей какой дождь они изобразили.

Муз. рук: Сегодня на занятии мы поговорили об осеннем дожде, увидели и услышали его с помощью музыки и красок.

Осенний дождик – это полезное природное явление, потому что, чем больше влаги накопится в земле, тем лучше растения перенесут зимние морозы и тем больше урожая будет на следующий год.

После занятия свободное рассматривание рисунков.

Занятие № 2

Здравствуй, Зимушка-Зима

Цели и задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников, привлекая их внимание к красоте зимней природы, зимних звуков. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным творческим импровизациям. Обогащать зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения детей в процессе музицирования. Формировать умение высказывать свои мысли связно. Воспитывать художественный вкус на примере музыкальных произведений и произведений живописи.

Развивать эстетическое восприятие. Вызывать у детей трепетное отношение к природе желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.

Программное содержание: Учить видеть прекрасное в обыденном через восприятие произведений искусства: поэзии, живописи, музыки.

Передавать впечатления о зиме в рисунках, движениях, игре на музыкальных инструментах, пении, художественном слове.

Развивать способность к образному восприятию зимней красоты природы и ее передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Упражнять детей в рисовании способом тычка или мазком (снег на деревьях), а также концом мягкой кисти (снегопад); заполнять изображением весь лист бумаги.

Материал и оборудование: целлофановые пакетики с крахмалом, колокольчики, бумажные снежинки; музыкальные инструменты. Фонограммы зимней вьюги, Вивальди «Зима II часть».

Картины о зиме с солнечным и пасмурным днем из серии «Времена года»; рисунки с изображением деревьев (нарисованные детьми на предыдущем занятии), гуашь, кисти щетинные и мягкие.

Подготовительная работа: Разучивание песни Г. Гладкова «Новогодняя песенка»; попевки «Снежный ком», стихов о зиме; движений к игре «Льдинки и снежинки»; ритмических партий к пьесе «Фея Серебра» (Чайковский: фрагмент из балета «Спящая красавица»).

Рассматривание иллюстраций, картин о зиме, наблюдения за явлениями в природе, за деревьями, рисование деревьев на снежной полянке угольными карандашами, акварельными красками.

Ход занятия

(Дети сидят на стульях)

М.р.: Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовем ...

(Зима)

Закройте глаза и послушайте. (Фонограмма зимней вьюги) Что это? Может быть легкий летний ветерок? (ответы) Это завывает зимняя вьюга:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Пусть каждый из вас сейчас подует на свою ладошку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похоже на завывание метели. (Дети выполняют)

А теперь давайте представим, как хрустит под ногами снег. (Читает стихотворение и озвучивает его, хрустя крахмальным мешочком):

Как под горой – снег, снег

и на горе – снег, снег

и на елке – снег, снег

и под елкой – снег, снег.

Хотите сами попробовать? Достаньте мешочки из ваших кармашков. Все вместе на слове «снег, снег» похрустим мешочком.

(Дети озвучивают стихотворение еще раз).

М.р.: Снег устилает землю, дует холодный ветер, солнце выглядывает редко. Но как мы радуемся морозным денькам, когда снег хрустит под ногами и искрится на солнце.

А вам, дети, нравится зима? (ответ)

Давайте споем веселую песню про зиму.

«Новогодняя песенка» Г. Гладкова

М.р.: А теперь я приглашаю вас слепить большой снежный ком.

Игра «Снежный ком»

М.р.: Любят зимушку все люди. Недаром, художники рисуют зимние пейзажи, композиторы сочиняют музыку о зиме, а поэты посвящают ей стихи. Послушайте, как говорит о зиме А.С. Пушкин:

Вот север, тучи погоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Зима предстает перед нами торжественной, величавой. Только волшебница могла так изменить природу. Кто из вас прочитает стихотворение о зиме. (Дети читают стихи о зиме)

М.р.: Вот так зима-волшебница изменила природу. Об этом нам сейчас расскажет и музыка А. Вивальди «Зима». Давайте закроем глаза и представим деревья запорошенные снегом, как тихо падают снежинки и переливаются на солнышке разноцветными огоньками, будто алмазы. Музыка наполнена спокойствием и красотой. Природа спит в своем волшебном сне.

Фонограмма А. Вивальди, концерт «Зима IIч»

М.р. спрашивает детей понравилась ли им музыка и какую картину зимы они представляли.

Видели ли вы, как переливается снег на солнце, словно драгоценные камни? Про него говорят, что снег сияет сотнями бриллиантов. Зима – это серебряная фея природы. Снег похож на серебро.

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром»

                                                           (С. Есенин)

Давайте поможем фее серебра украсить все серебром. Как вы думаете звук каких инструментов похож на серебряный или хрустальный звон. (Дети называют: колокольчик, треугольник, металлофон, бубен)

(М.р. предлагает детям взять нужные инструменты. Напоминает, что играть нужно легким звуком)

«Фея серебра». П.И. Чайковский «Фрагмент из балета

«Спящая красавица»

М.р.: Зимний пушистый снег – это бывшие дождинки, замерзшие сейчас на морозе.

«Из слезинки стал снежинкой

И упал на землю льдинкой.»

Давай поиграем: мальчики превратятся в льдинки и возьмут колокольчики, а девочки – возьмут снежинки.

Танец-игра «Льдинки и снежинки»

Преподаватель ИЗО: обращает внимание детей на картины с зимними пейзажами.

Дети, посмотрите на эти картины. Как они называются? (Пейзажи) Какое время года изображено на пейзажах? Как вы догадались, что это зима? (Ответы детей). Какое явление часто бывает в природе зимой? (Снегопад).

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами

И посыпались снежинки

На деревья, на дома...         З. Петрова

Мы с вами рисовали на прошлом занятии лесные пейзажи (Показать работы). Давайте нарисуем снегопад, «укроем» снегом деревья и кусты.

Уточнить способы рисования снегопада и снега на деревьях (снег рисовать или мазком, или способом тычка щетинной кистью, снегопад – концом мягкой кисти). Дети берут свои рисунки и дорисовывают их под музыку.

По окончании сказать детям о том, что рисунки должны высохнуть. Предложить из рисунков сделать выставку к Новому году, порадовать всех окружающих прекрасными зимними пейзажами.

Выбрать интересный рисунок.

Прочитать: Чародейкою зимою

Околдован лес стоит...

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

(Рассматривание работ в группе)

Итог:

М.р.: Сегодня на занятии мы говорили с вами о прекрасном времени года – зиме, о ее красоте, о том, что зима, как настоящая волшебница, может создать необыкновенную сказку; зима дарит нам много забав, радости и веселья. Зима еще только началась и у вас еще будет много времени, чтобы увидеть эту зимнюю сказку в природе и порадоваться зимним развлечениям.

Занятие № 4

Весенняя красота

Задачи: 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство.

2. Учить соотносить характерные признаки растения и характер музыки; развивать двигательную активность, творческие способности детей, умение высказывать свое мнение.

3. Продолжать знакомить детей с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, краски, музыка, пластика).

4. Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, картинок с весенними цветами, наблюдения в природе, заучивание стихов: «Подснежник» С. Маршака, «Одуванчик» Благининой, «Ландыш» Серовой, чтение произведений: Пришвин «Золотой луг», и др.

Рисование картинок о весне, о цветах.

Разучивание песни «Одуванчик» В. Герчик; хоровод «Во поле береза стояла».

Материал: Фонограмма, пособия к музыкам, дидактической игре, иллюстрации к музыкальным произведениям П.И. Чайковского, И.А. Кранца.

Иллюстрации с изображениями подснежника, одуванчика, ландыша, мать-и-мачехи, цветные восковые мелки, цветные карандаши, небольшие листочки бумаги, ватман-«поляна» для наклеивания всех детских рисунков, мольберт.

Ход занятия

Дети входят в зал, образуя круг.

Муз. рук. (читает стихи):

Идет матушка-весна, отворяй ворота.

Первый март пришел, всех детей привел;

А за ним апрель отворил окно и дверь;

А уж как пришел май, сколько хочешь гуляй.

Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла...», русская народная мелодия в обработке Римского-Корсакова.

Муз. рук. Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг.

Хорошо в эту пору там: солнышко ласковое светит, бабочки порхают, птицы заливаются звонкими голосами. Вот появились первые весенние цветы.

Покажем, как появляются цветы, выполняя следующее упражнение.

Психогимнастическое упражнение «Цветок»

(Описание. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за ним.

Движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Муз. рук. Дети, какой цветок появляется первым?

Дети. Подснежник.

Муз. рук. Послушайте сказку-легенду о подснежнике.

Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике и стал просить растения поделиться с ним своим одеянием. Из всех цветов один подснежник укрыл его. Танцуя, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день.

Расцветая в окружении снега, подснежник сам похож на снежинку.

Разные народы называют его то снежней каплей (англичане), то снегосверлителем (французы), то снежным колокольчиком (немцы), то задирой (болгары).

Поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы – музыку о нем.

Сейчас мы послушаем два музыкальных произведения, у которых одинаковое название. Слушайте внимательно и определите: чем похоже и чем различаются эти произведения?

(Исполняются «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и «Подснежник» муз. А. Кранца.          Ответы детей.)

Обобщение. Музыка П.И. Чайковского спокойная, нежная, изящная, светлая; Музыка А. Кранца тихая, грациозная.

Вы прослушали два произведения с одинаковыми названиями, но они разные по характеру, композиторы изобразили подснежники по своему настроению, представлению. Подснежник – нежный, изящный, а так же гордый, торжественный цветок.

Теперь я загадаю вам загадку:

Был он желтый молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.                    (одуванчик)

Споем песенку «Одуванчики» музыка В. Герчик, сл. Р. Горской.

Муз. рук. просит детей сказать, чем им нравится одуванчик и чем не нравится.

Возможные ответы: одуванчик похож на солнышко; он используется в лечебных целях; молочко одуванчика пачкает руки; одуванчик – это сорняк.

Показать иллюстрацию с изображением ландыша. Что за цветок? Сказать, что композитор П.И. Чайковский очень любил ландыш за его чистую, тихую красоту.

О, Ландыш, отчего так радуешь взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней, и ярче краски в них, и веселей узоры. Но прелести в них нет таинственной твоей.

Ландыш – гимн весне. Она наделила его любовью к жизни, цветок благодарит ее ласковым перезвоном маленьких кувшинчиков.

Песня «Ландыш» муз. М. Красева, сл. Н. Френкель

Дети, давайте поиграем в игру «Собери букет», но для этого вам нужно нарисовать картинки с весенними цветами: ландышем, одуванчиком, подснежником.

Преподаватель рисования. Обратить внимание детей на иллюстрации с изображением весенних цветов. Предложить посмотреть и подумать какой цветочек они нарисуют. Уточнить, будет ли трава рядом с подснежником, надо ли закрашивать цветки у ландыша, отметить строение листьев у одуванчика, сравнить листья у подснежника и ландыша (узкие – широкие), напомнить детям о разном нажиме на карандаш. Дети подходят к стульям и рисуют (карандаши, мелки выбирают по желанию).

По окончании рисования музыкально-дидактическая игра

«Собери букет»

Ход игры

Дети образуют 3 круга по рисункам с цветами

Муз. рук. Сейчас наши цветы будут узнавать свою музыку. Если звучит муз. одуванчиков, то танцуют они; если музыка подснежников, то исполняется их танец; если песенка ландышей – танец ландышей.

(В разной последовательности звучат отрывки музыкальных произведений. Дети двигаются согласно звучанию музыки).

Преподаватель рисования. А сейчас, дети мы составим весенний луг из цветов на мольберте.

(Прикрепляются рисунки к ватману)

Отметить, какая красивая весенняя лужайка.

Спросить, а мог бы кто из вас в одиночку создать такую картину?

Ответ детей.

Вывод: Одному человеку пришлось бы трудиться очень долго, а все вместе дружно справились с этой работой, а помогала нам музыка, цветные карандаши и стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Интегрированное занятие "Осенний дождь"

Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественный труд». Создание коллективной композиции....

Интегрированное занятие "Осеннее настроение"

занятие в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия "Осень: дары и приметы"

Конспект занятия, содержащего интегрированние нескольких областей: познание (сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), художетсвенное творчество (аппликация, разв...

Интегрированное занятие "Тайна дождя"

Прог-е содержание: Объяснить  причины возникновения  дождя._учить рисовать дождь, передавая его характер._учить прикладывать кисть концом ворса к бумаге._Закрепить  знания о цвете (сини...

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Фотоотчёт по интегрированному занятию «Осень» в рамках тематической недели ( 18.10.21 – 22.10.21) «Золотая осень»

Фотоотчёт по интегрированному занятию «Осень» в рамках  тематической недели ( 18.10.21 – 22.10.21) «Золотая осень»...