«Организация полихудожественной деятельности дошкольников при знакомстве с образами сказочных литературных героев»
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Еремочкина Екатерина Олеговна

Хочу поделиться опытом работы в полихудожественном воспитании дошкольников на примере сказочных героев для детей разного дошкольного возраста.

Полихудожественная деятельность (“поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств) – это  организация  такого художественного образования детей, которое позволяет ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа.

Характерные признаки полихудожественной деятельности:

·           взаимосвязь искусств;

·           многообразие художественно-информационного пространства;

·           познание через переживание, творчество и сотворчество;

·           эмоционально обогащенная непосредственная образовательная деятельность;

·           успех, достижения, открытия детей;

·           индивидуальность ребенка как ценность и др.

Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития, к которым относятся:

·        развитие способности ребёнка к самостоятельному активному освоению мира,

·         стимулирование у него стремления к самореализации,

·        формирование творческой активности во всех сферах деятельности.

·        умение находить новые, нестандартные решения проблем

Данная работа является актуальной для  обеспечения необходимых условий целостного развития личности ребенка, развития мотивации личности к творчеству и познанию средствами искусства.

Таким образом, полихудожественная  деятельность  предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющую им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Художественно-эстетическое воспитание ребёнка - сложный, многогранный процесс и даёт большой простор деятельности взрослых и детей. Взрослый передаёт художественный опыт ребёнку, с помощью опытно-поисковой деятельности изучает его способности и открывает ребёнку дверь в мир прекрасного.

В образовательном процессе следует использовать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в образовательной программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия. Подбирая материал, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению.

С целью полихудожественного воспитания детей дошкольного возраста нами разработан цикл мультимедийных презентаций, раскрывающих литературные образы героев русских народных и авторских сказок на основе художественных и музыкальных произведений. Например, для раскрытия образа Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная» использованы музыкальные произведения Чайковского П.И. и Мусоргского М.П., иллюстрации Билибина И.Я. и Васнецова В.М. Тем самым, дети, сравнивая и выбирая образы сказочных персонажей в разных видах искусства, приобщаются к полихудожественной деятельности.

Цель данной работы - формирование представлений о художественных образах сказочных персонажей. В ходе данной работы решаются следующие задачи:

·          обогащение впечатлений детей о настроении и характере художественных образов сказочных героев посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

·          формирование умения  различать средства музыкальной и изобразительной выразительности сказочных образов; сравнивать музыкальные и изобразительные произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия; выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;

·          развитие мышления, воображения и творческих способностей.

Таким образом, специфические средства выразительности различных видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого и позволяют ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса.

Данный материал может быть использован не только педагогами по эстетическому воспитанию, но и воспитателями дошкольных учреждений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Гусей-лебедей через полихудожественное восприятие произведений искусства Выполнили: музыкальный руководитель: Рябова Т.В. воспитатель: Еремочкина Е.О. МБУ детский сад № 147 «Сосенка», г.о.Тольятти

Слайд 2

Гуси-лебеди Пересказ одноименной сказки А.Н. Толстого (1883 - 1945)

Слайд 3

Раскрытие образа Гусей-лебедей через музыкально-изобразительное восприятие

Слайд 4

– Гуси-гуси! – Га-га-га! – Где вы наши гуси?

Слайд 5

Музыкальное произведение «Жили у бабуси…»

Слайд 6

Л.В. Носырев (год рождения - 1937) Иллюстрация к песне «Жили у бабуси»

Слайд 7

А. Рамирес (1921-2010) Музыкальное произведение «Жаворонок», оркестр Поля Мориа

Слайд 8

А.А. Рылов (1870- 1939) Картина «В голубом просторе»

Слайд 9

Р. Вагнер (1813-1883) Музыкальное произведение «Полёт Валькирий»

Слайд 10

К.А. Васильев (1942- 1976) Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Федоры в сказке «Федорино горе» через полихудожественное восприятие произведений искусства Выполнили: музыкальный руководитель: Рябова Т.В. воспитатель: Еремочкина Е.О. МБУ детский сад № 147 «Сосенка», г.о.Тольятти

Слайд 2

Федорино горе Сказка К.И. Чуковского (1882 - 1969)

Слайд 3

Образ Федоры в изобразительном искусстве

Слайд 4

В.Г. Сутеев (1903 - 1993) Иллюстрация к сказке «Федорино горе»

Слайд 5

А.В. Котёночкин (год рождения - 1958) Иллюстрация к сказке «Федорино горе»

Слайд 6

Образ Федоры в музыкальном искусстве

Слайд 7

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) Музыкальное произведение «Соната №14» «А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!»…».

Слайд 8

Жюль Массне (1842- 1912) Музыкальное произведение «Элегия» «А бедная баба одна, И плачет, и плачет она…».

Слайд 9

Русская народная мелодия «Попурри» «Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она».

Слайд 10

Д.Ф. Тухманов (год рождения - 1940) Ю.С. Энтин (год рождения - 1935) Песня «Пых-пых самовар» «А на белой табуреточке Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит…».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Царевны-лягушки через полихудожественное восприятие произведений искусства Выполнили: музыкальный руководитель: Рябова Т.В. воспитатель: Еремочкина Е.О. МБУ детский сад № 147 «Сосенка», г.о.Тольятти

Слайд 2

Царевна-лягушка Пересказ одноименной сказки М.А. Булатова (1883 - 1945)

Слайд 3

Образ Царевны-лягушки в музыкальном искусстве

Слайд 4

Ванесса Мэй (год рождения – 1978) Музыкальное произведение «Шторм» (современная обработка) «… как услышишь стук да гром – скажи: это моя лягушонка в коробчонке едет». А. Вивальди (1678 - 1741)

Слайд 5

Музыкальное произведение «Щелкунчик - Трепак» «… как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди». П.И. Чайковский (1840-1893)

Слайд 6

Образ Царевны-лягушки в изобразительном искусстве

Слайд 7

В.М. Васнецов (1848-1926) Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» «… как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди».

Слайд 8

«Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша». Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» И.Я. Билибин (1876-1942)

Слайд 9

Образ Царевны-лягушки в киноискусстве

Слайд 10

Образ Царевны-лягушки в мультипликации

Слайд 11

Образ Царевны-лягушки на сценах театров

Слайд 12

Балет

Слайд 13

Театр

Слайд 14

Опера


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: музыкальный руководитель: Рябова Т.В. воспитатель: Еремочкина Е.О. МБУ детский сад № 147 «Сосенка», г.о.Тольятти

Слайд 2

Василиса Прекрасная Пересказ одноименной сказки А.Н. Афанасьева (1826 - 1871)

Слайд 3

Выбор характера Бабы-яги в сказке

Слайд 4

Образ Бабы-яги в картинках

Слайд 5

В.М. Васнецов (1848-1926) Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба-яга в ступе летит…».

Слайд 6

И.Я. Билибин (1876-1942) «Это Баба-яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Слайд 7

Образ Бабы-яги в музыкальном искусстве

Слайд 8

П.И. Чайковский (1840-1893) Музыкальное произведение «Баба-яга»

Слайд 9

М.П. Мусоргский (1839-1881) Музыкальное произведение «Баба-яга»

Слайд 10

Музыкальное произведение «Баба-яга» А.К. Лядов (1855-1914)

Слайд 11

Музыкальное произведение «В пещере горного короля» Э. Григ (1843-1907)

Слайд 12

Знаменитые артисты в образе Бабы-яги

Слайд 13

В.Г. Кособуцкая Г.Ф. Милляр

Слайд 14

А.С. Леньков Т.И. Пельтцер Л.М. Ахеджакова

Слайд 15

Костюмы для образа Бабы-яги

Слайд 16

Костюмы

Слайд 17

Грим для образа Бабы-яги

Слайд 18

Грим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми. Тема: «Здоровый образ жизни.»

Задачи:Обучающие: Закреплять знания о здоровом образе жизни и роли спорта.Продолжать устонавливать причинно-следственные связи, делать элементарные умозаклюения.Развивать у детей внимание, мышление, п...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Организация образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Сказочные герои». (Старшая группа)

Интегрированные цели: Знакомить детей с башкирскими сказками о животных, продолжить знакомство детей с искусством оригами: отрабатывать навыки работы с бумагой, учить последовательному складыванию лис...

Доклад для воспитателей «Организация работы с дошкольниками по знакомству с профессиями»

laquo;Организация работы с дошкольниками по знакомству с профессиями»...

Технология организации проектной деятельности детей среднего возраста по теме: "Сказочная жар- птица"

Используя в качестве воспитания декоративное искусство, позволяет эффективно развивать у ребенка творческую фантазию, хороший эстетический вкус, а также являясь по происхождению искусством народным, п...

Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по развитию изобразительной деятельности дошкольников через знакомство с отдельными видами народных ремесел»

Семинар для педагогов организован с целью:1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2. Расширять ...