Удивительное путешествие в мир музыки
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Ирина Ивановна

Конкурсное занятие для детей старшего дошкольного аовзраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_master_klass_ukorochennoe.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   

 

Удивительное путешествие

в мир музыки

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ

 ИВАНОВА ИРИНА ИВАНОВНА

 

                                                         Г. ЯРОСЛАВЛЬ 2014 г.

  №1                               под музыку   входят в зал

 
М.р. (поет) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают).
М.р. Сегодня музыкальное занятие будет у нас не обычное и буду проводить его я. Давайте познакомимся с вами по музыкальному. Я пропою своё имя и положу его в мешочек…(Пропеваю  Ирина Ивановна). Спойте, положите и вы свое имя в мешочек. ( пропевают).

 М.р: Вот мы и познакомились. А что-бы наши имена не улетели  мы  его завяжем.


                           
(Завязать  и положить на столик).

М.р: А посмотрите сколько у  нас сегодня гостей. Давайте и с ними поздороваемся.  (Поют-Здравствуйте гости). Гости отвечают- Здравствуйте.

 Ребята,  сегодня я  на работу  шла  и  перед входом в детский сад письмо нашла.  На конверте указано: « Детям подготовительной группы №1. Давайте откроем конверт и прочтем письмо. (читают).

                                                ПИСЬМО: 
 “ Здравствуйте, мои дорогие ребята! Пишет вам  Ирина Всеволодовна. Я не смогу сегодня попасть на наше музыкальное занятие. Меня похитила  Баба Яга  и помочь сможете только Вы! ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ормип….опшл,,,, 

-ПАУЗА.

        ВИДЕО               Неожиданно загорается экран, появляется  Баба Яга.

 

 Баба Яга:

 Сердито:  Все песни поете, да веселитесь!  

А меня, Бабусеньку – Ягусеньку, ни разу к себе в гости сами  не пригласили!  

Ну давайте радуйтесь, танцуйте....только вот..

Я все ноты раскидала -  их по лесу  разбросала …

Знаю точно никогда…   Не найдете нот.  Ха-ха!

 (Гаснет экран)
 М.р: Что же делать? Как нам быть?  -  Ответы детей.  

- Да, я с вами согласна.   Итак, чтобы спасти   Ирину  Всеволодовну -  нам надо найти ноты.  Кстати, вы знаете. Что такое ноты? Сколько их?

 Ну что, отправляемся в путь? А куда же нам идти? Где нам искать эти ноты? (варианты детей)

-Где живет Баба Яга? Да…. Туда дорога нелегка, придется идти белыми полями, темными лесами…..Вы не испугаетесь?  Ребята, мне  очень хочется  вам помочь  и  я  пойду с вами.

Итак, отправляемся на поиск  нот. 

№2              Звучит музыка Шуберт «Музыкальный момент»,
                   
дети под музыку идут по воображаемому лесу


 М.р:  Ой, какое безбрежное поле. Какие высокие сугробы у нас на пути! Чтобы нам  через них пройти , давайте пойдем, высоко поднимая ноги. (Проводится упражнение — ходьба с высоким подниманием колен через воображаемые сугробы), сколько снега намело давайте поиграем в снежки(играют),  а теперь поехали на лыжах.
Ребята, вот перед нами и лес
(проводится инструктаж о правилах безопасности в лесу), а что мы будем делать, если вдруг потеряемся или заблудимся?
Дети. Надо покричать, позвать друг друга: «Ау!».
М.р: Правильно. Давайте потренируемся на всякий случай.: « АУ-АУ».

№2     шагают дальше, вдруг происходят чудеса, появляется нотный стан 

М.р: Идём дальше…..замечаю ёлочку - Ой, какая красивая, пушистая  ель….

         Посмотрите чудеса!  (падает веточка вместе с сугробом , появляется нотный стан).

                     На нотном стане – скрипичный ключ с нотами ДО, РЕ

-Ребята, это ж нотный стан,  

 Этот домик нотам дан.

 В нём линеек ровно пять.

Без скрипичного ключа

В дом ко к нему входить нельзя!»  

В окнах ДО   и  РЕ живут

Остальные ноты ждууууут

Чтобы ноты отыскать,

Надо путь нам продолжать!!!!!

№3                                           (Идут и замечают следы)

М.р: Ребята, мы попали с вами  на полянку, но мне кажется, что  мы здесь не первые, здесь кто-то побывал? Что это? (следы)  И какие-то они необычные, а что на них нарисовано?
Дети: Нотки.
М.р:Я поняла, это песенка пробежала  и оставила свои следы.  А какие они по размеру? (ответы)

М.р: Да, Большие следы поют «ТА». А маленькие «ТИ». Все ли звуки в этой песенки были одинаковы по длительности?
Дети: Нет. Одни длинные (ТА), а другие – короткие (ти)

М.р: Попробуй,  Машенька, пройти по следам, а мы с ребятами поможем тебе .  

 ( Ребёнок идёт по следам пропевая, а дети помогают прохлопывать песенку.)
                          Среди следов замечают НОТКУ «МИ»

Муз.рук:

А на первой вот линейке

Сидит Ми как на скамейке.

Пропоем мы До, Ре, Ми –

Получилось ноты три.

                           Ребёнок прикрепляет Ноту  МИ на нотный  стан

№4                                 Звучит шум ветра

М.р: Ах, как чудесна природа в лесу, как прекрасно поют птицы !!!
М.р:  На пенёчки  вы садитесь, дружно песне улыбнитесь!  

                             Дети  садятся на стульчики

                                     Песня  «Вот такая чепуха»

                   После песни  с моих  нот появляется   нота   ФА 

Муз.рук:

Между первой и второй

Музыкальною чертой

Поселилась нота Фа

И смеется ха-ха-ха.

Как здорово, что в песенке «Вот такая чепуха» поселилась нота ФА

                  Ребёнок прикрепляет Ноту  ФА  на нотный  стан
 №5                           Внезапно начинает звучать музыка
М.р: (удивленно) Вы слышите? Где-то опять звучит музыка. Откуда раздаются эти звуки? Давайте поищем.
                                 
Дети ищут, находят сундучок  
 М.р:  Сундучок какой-то. Посмотрим, что в нем? (Открывают) Да в нем музыкальные инструменты! Ребята в круг скорей вставайте,  карточки разбирайте! (Встают в круг) 

 Инструмент свой назови, лишь потом его бери.

 

   №6                                 ОРКЕСТР А. Дворжак. Юмореска 

М.р.  Молодцы, вы хорошо и дружно  сыграли в   оркестре. А теперь я хочу быть в роли музыканта, а дирижёром будет,  Саша хочешь быть дирижёром. 

                              Повторить ОРКЕСТР  А. Дворжак. Юмореска

М.р: Здорово, вы настоящие музыканты, а теперь, складывайте  инструменты аккуратно в  сундучок.( замечает  ребёнок на дне сундучка  на картинке-инструменте   НОТУ-СОЛЬ  )

М.р:

Нота Соль всегда важна,

Всюду хвалится она:

«На линейке на второй

Ключ скрипичный – друг он мой.»

                  Ребёнок прикрепляет Ноту  СОЛЬ    на нотный  стан

М.р: Название следующей ноты прячется в некоторых словах. Например: лямка, коляска, кастрюля. Какой одинаковый слог вы услышали в этих словах? -ЛЯ.

-Посмотрите вокруг, найдите предмет,  в названии которого прячется слог ЛЯ

№7 звучит музыка ищут и находят шляпу, в которой  лежит нотка ЛЯ

М.р:

Между третьей и второй

Музыкальною чертой

Напевает нота Ля,

С нею мы всегда друзья.

                     Ребёнок прикрепляет Ноту ЛЯ на нотный  стан

М.р: Какая интересная шляпка, предлагаю с ней поиграть.

 № 8-13             Коммуникативная игра -танец   со Шляпой

 Дети становятся в круг, под музыку одевают на руку (ладошку) друг другу шляпу, с окончанием музыки у кого шляпа оказалась на  руке, тот выходит в центр круга и танцует

             (пока  дети играют незаметно прикрепить НОТУ - СИ)

М.р:                  

Ребята, пока мы с вами играли......      

На линейке номер три

Поселилась нота Си.

 

Вот заполнился наш дом,

Семь названий ноток в нем.

Получился целый ряд,

Он зовется «звукоряд». (давайте пропоём этот звукоряд)

М.р:  Ребята, мы с вами смогли отыскать ноты, которые разбросала  Баба Яга. Что же теперь делать дальше? -ответы детей.

              ВИДЕО                  Включается экран с записью.    

 Баба Яга:

-Ну что ж,  не ожидала, что вы такие смелые и  пуститесь в путь дорогу, сумеете отыскать все ноты. Придется свое обещание выполнять. Такие смельчаки в моем лесу не нужны. Эй, Избушка, ты где? Поди, сюда!!!!
Плюну… топну… и подую…и немного поколдую...

Эники, беники, метелки, веники. Крибли, крабли, бумс!
Ну, Избушечка, давай, ты детишек  в детский садик  возвращай!

   №14  Звучит музыка - превращение,  ребята  возвращаются  в детский сад  

М.р:  Вот мы и в детском саду, что нового вы узнали?   А что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии и т.д. Вы такие молодцы, мне было с вами очень интересно.

М.р:  Мы смогли найти все ноты, и теперь Баба Яга должна вернуть нам   Ирину Всеволодовнууууууууу…..

 №15             Появляется Избушка с И.В , оставляет её и  сразу убегает

М.р: Бабушка Яга нас не обманула и  Ирину Всеволодовну  вернула!!!!!!!!

        И.В  благодарит детей  за то, что они её вернули в детский сад.

-Ребята, пока мы путешествовали, давайте посмотрим , что  стало с нашими именами.  (Открывает мешочек)
М.р: Свершилось чудо. Смотрите,  во что превратились наши имена.

№16                            (Раздает сюрпризы  сердечки)

М.р: А теперь, нам пора прощаться.(поёт).   До свидания, дети
Дети:  До свидания.

Прощаются с гостями (поют)

 № 16 -17                      (Дети по музыку выходят из зала).

                                               АТРИБУТЫ:

 СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ, ноты ДО и РЕ прикрепить к нотному стану, Полянка с цветами  к ней пришита леска, Конверт  с письмом, Видео-запись  Б.Яги; Мешочек с сюрпризом (медали-имена); Флиптчард с Нотным станом, Следы большие и маленькие (на них нарисованы нотки),  СЛЕД с нотой МИ, попрыгун с нотой ФА; Телефон с записью муз.шкатулки, сундучок с муз. Инструментами, палочка для дирижёра; Картинки с изображением муз. инструментов(по кол-ву); Птичка с нотой  СОЛЬ; Шляпа с нотой ЛЯ,   2 шляпы; Ноты –медали детям; Ноты песни «Вот такая чепуха»; Написать на бэйджиках  имена детей, Накидки на пенёчки.

Воспитатель:

  разложить следы, дёрнуть за леску  «полянку»; поймать попрыгунчик, прикрепить ноту СИ (незаметно)

 

“ Здравствуйте, мои дорогие ребята! Пишет вам  Ирина Всеволодовна. Я не смогу сегодня попасть на наше музыкальное занятие. Меня похитила  Баба Яга  и помочь сможете только Вы! ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ормип….опшл,,,, 

Нотная азбука 

Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты 
– музыки прочтенье.
А всего-то их 
– семь штук.
И у каждой 
– сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * * 
Ноты у меня спроси 

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

(Е. Загорученко)\

Песня нотки позвала

Песня над землей звучала
Без конца и без начала.
«Принимайтесь за дела!» —
Нотки песня позвала.

Принялись послушно ноты
За волшебную работу.
Стали песенку писать
Быстро в нотную тетрадь.

Песня в ноты превратилась,
Рассмеялась, оживилась,
И пропела звонко нотам:
«Всем спасибо за работу!»

...........

  1. Стих для детей: «Мир нот...»

 

(детям)

Есть мир, где царствуют слова,
Есть мир, где цифры проживают!
Какие в музыке права?
Какие знаки обитают?

Волшебный, сказочный... какой?
Как интересно знать об этом!
А может, этот мир немой,
И в нём нет солнечного света?


Не каждый может знать о нём,
А вот услышать может каждый!
Мы в мире музыки поём,
Танцуем, пишем ноты даже!

Есть буквы, в написании слов!
Есть цифры! Ними мы считаем!
Кто музыку писать готов?
Что интересно? Так узнаем!


Мир ноток... Как его узнать?
Всё в этом мире интересно!
Все нотки можно проиграть,
Они звучат и льётся песня.

А что такое нотный лист?
В нём пишут или в нём рисуют?
Кто на линеечках завис?
А может, птички здесь зимуют?


Они чирикают все тут,
А после музыка играет,
И люди песенки поют...
Кто скажет? Может, кто-то знает?

Всё очень просто и легко.
А главное – семь ноток!
И пять линеечек всего,
А между ними промежуток.


Семь ноток в музыке живут!
И каждая стоит на месте.
По разному их всех зовут,
А вот играют часто вместе.

Король у них Скрипичный ключ,
В октавы нотки собирает.
Он так красив и так могуч,
Но ключ Басов не уступает!


Скрипичный ключ – высоких нот.
Они звучат так тонко , звонко!
А ключ Басов наоборот,
Звучат все нотки низко, громко!

У каждой нотки есть свой звук,
Своя тональность, своё место,
И продолжительность на стук...
А как стучать?! Всем знать полезно.


Есть нотка целая – кружок.
Четыре раза мы считаем.
А между счётом букву «И»
По промежутку прибавляем.

Попробуем её считать -
И раз , и два, и три, и четыре.
И столько ж нотку продержать,
Пускай играет! Не забыли?


И половинку нужно знать!
Вся целая с двух половинок.
И раз, и два – легко считать!
Половинка – с двух четвертинок!

Нам просто надо записать.
К кружочку палочку допишем
И будем половинкой звать,
Короче вдвое нотку слышим.


А если нам без «И» считать
И записать их всех ,как точки,
И палочки всем дописать,
Четыре разместить на строчке,

Тогда их четверть назовём.
Четыре нотки в одной целой,
А в половинку – две берём,
Запишем с палочками смело!


Есть ещё много разных нот:
Восьмых, шестнадцатых и выше...
И покороче у них счёт,
Но в музыке их всех мы слышим.

Пора их вам уже назвать,
(У нот есть имена свои),
Расположить и расписать,
Вот так: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!


Есть просто нотная тетрадь,
Где пять линеечек в дорожке.
В ней можно ноты записать.
Они, как точечки-горошки!

А как? Вот это надо знать!
Они на строчках, между строчек...
А их же надо проиграть
И подлиней и покороче...


И так, у гаммы есть семь нот!
И это первая октава.
Сыграем их наоборот,
От «Си» до «До», потом сначала.

Сначала выучим мы ДО
Она с линеечки свалилась...
А кто же сбросил её, кто?
Глянь, в чёрточке ДО зацепилась!


Свернулась под линейкой РЕ
Не собирается подняться.
Как будто спряталась в норе,
Там ей другие нотки сняться.

Какие нотки, назови!
И кто лежит на первой строчке?
Конечно, это нотка МИ
Расположилась и хохочет!


Какая право чепуха!
Чуть-чуть повыше над линейкой,
Уселась просто нота ФА
Запела, словно канарейка.

Ещё повыше нота СОЛЬ,
В срединочке второй линейки.
СОЛЬ не соленая, как соль,
Не солят ней в своей тарелке.


Назвали просто нотку так.
ФА впереди, а СОЛЬ за нею.
ФА – СОЛЬ - горошинка, вот как?
И стало всем ещё смешнее.

Кто напевает: - «Тра-ля-ля!»
Тот, у кого есть настроенье.
И здесь мы слышим нотку ЛЯ.
Она поётся с наслажденьем.


Повыше СОЛЬ ЛЯ поднялась,
Между второй и третьей строчкой,
Как бы, в окошко забралась,
Свернулась там себе клубочком.

«НЕ спи, не спи!» - поёт ей СИ.
«Я за тобой слежу, сестрёнка!
Ты глазки кверху подыми,
И запоём вдвоём мы громко!»


Да, нотка СИ повыше всех,
И разместилась в третьей строчке.
СИ делает большой успех,
Она же младшенькая дочка!

Семь ноток – дружная семья!
Споём их снова По-порядку.
От До до СИ, и вновь Си, ЛЯ... -
Распевка – лучшая зарядка!


Потом обратно вниз пойдём -
От СИ до ДО, всё ниже, ниже...
А спели, снова на подъём –
От ДО до СИ – всё выше, выше.

Семь ноток, с ними ты да я,
И песня с нами подружилась.
Споём любя её, друзья,
Она из ноток появилась.


Мы изучаем нотный мир.
В нём много музыки и песен!
Пусть песни льются из квартир,
Мир нот всем станет интересен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительные истории о музыке

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного!...

Проект "Эти удивительные кошки" НОД МУЗЫКА

Проект предназначен для детей средней группы. Он предназначен для объединения знаний и опыта детей, создания условий для развития творческого потенциала....

Конспект НОД по слушанию музыки "Сказочное путешествие с музыкой". Средняя группа

На занятии дети совершат путешествие в музыкальный мир композитора Камиля Сен-Санса. В этом им помогут композиции из цикла "Карнавал животных"....

"10 удивительных фактов о музыке и звуках природы"

Знаете ли вы, что1. Шум воды, дождя или морского прибоя напоминают малышу о времени, когда он был в животике у мамы — это успокаивает кроху, и ему легче заснуть.2. Дельфины умеют лечить неврозы....

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ О МУЗЫКЕ

Моцарт пишет концерт для фортепиано Всё, что связано с детством Вольфганга Амадея Моцарта, плохо умещается в педагогические рамки. Ясно почему. Ведь никто раньше не сталкивался с подобными чудо-д...

Удивительное путешествие в мир музыки для детей и их родителей

Данный материал содержит советы родителям, а также воспитателям и всем, кто работает с детьми дошкольного возраста. Здесь вы найдете стихи для озвучивания на детских музыкальных инструментах, узнаете,...